«Касается каждого, а не только насекомых и растений»
Ученый Никита ПЕРЕГРИМ — о влиянии светового загрязнения на окружающую среду
Никита Перегрим позиционирует себя как украинский исследователь, хотя почти полтора года работает в венгерском Университете имени Кароля Эстерхази (г. Эгер). Научный работник изучает влияние светового загрязнения на окружающую среду. Недавно он приобщился к международной конференции во Львове, посвященной сохранению лесов в условиях глобальных изменений. Ее инициировал швейцарский Институт воды, снега и ландшафта. Световое загрязнение считается одной из ключевых причин глобального уменьшения численности популяций насекомых. Международное научное сообщество рассматривает влияние искусственного света на окружающую среду одним из таких факторов.
В Украине эта тема практически вне поля зрения. Теперь можно пощеголять чуть ли не единственным исследованием о влиянии искусственного света на природно-заповедные объекты, которое провел Никита Перегрим как эксперт по вопросам изучения и охраны растительного мира, а также светового загрязнения, вместе с экологом, экспертом заповедного дела и охраны биомногообразия Украинской природоохранной группы Алексеем Василюком. О его результатах и актуальности темы светового загрязнения Никита Перегрим рассказал «Дню».
«ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗРУШАЕТ СВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ»
— Никита, объясните для начала суть термина «световое загрязнение», ведь, на первый взгляд, это понятие не содержит негативного смысла?
— Световое загрязнение более корректно объясняется английским термином еcological light pollution. Ударение идет на слово «экологический». Существуют естественные источники света: солнце, луна, которая отражает свет от солнца, и звезды. Кроме этого, есть вспышки молний или огонь от вулканов. Но речь идет об искусственном свете, который использует человек. Вся биота Земли эволюционировала длительное время в периоде «день-ночь», то есть при свете солнца, луны и звезд. После изобретения тока, лампочек планета постепенно начала меняться. Если сначала это было очень медленно, то последние 20-30 лет эти изменения сильно ощутимы. Многие организмы, которые ведут ночной образ жизни, попали в критические и абсолютно новые условия, им нужно приспособиться к ним. Кто-то получает больше преимуществ, а кто-то становится менее защищенным. Это все ведет к существенным изменениям, особенно в трофических связах с последующим каскадным эффектом в экосистемах.
— Я правильно понимаю, что в Украине эта тема пока вне поля зрения ученых?
— Нельзя сказать, что в Украине об этом никто никогда не говорил. Еще два года тому назад я здесь жил и непосредственно слышал об этой проблеме. Было несколько сообщений в журнале National Geographic, когда он еще выходил в Украине. Во Всемирном фонде охраны природы в марте организовывают акцию «Час Земли», предлагая выключать свет. Этот час мало что даст в контексте сохранения биомногообразия, но основной посыл мероприятия — просветительский. Ведь немногие понимают о существовании этой проблемы. Даже когда создаются природно-заповедные территории, эта проблема вообще не принимается во внимание. Например, составляя менеджмент-план для национального парка, научные работники определяют, где нельзя проводить вырубки, а где можно, где установить фонари. Я не могу сказать, что мы проводим на сегодня грандиозные фундаментальные исследования, но наша команда является своеобразным рупором этой проблемы.
«В УКРАИНЕ ЕСТЬ МЕСТА С АБСОЛЮТНО ЧИСТЫМ ТЕМНЫМ НЕБОМ»
— Расскажите детальнее о ваших исследованиях в венгерском университете.
— В университете я работаю постдоком. Наш проект рассчитан на два с половиной года. Он охватывает три университета, расположенных в разных частях Венгрии. В нем принимают участие физики, биологи, ботаники, экологи, зоологи. Первую скрипку играют физики-оптики. Существуют карты светового загрязнения планеты Земля, построенные за счет спутниковых снимков. Это современно, но, как объясняют физики, не все спектры считываются правильно, возникают определенные ошибки. Поэтому физики разрабатывают методы измерения светового загрязнения с Земли. Например, изучается определенный населенный пункт ночью, измеряются интенсивность, размеры ночного света, даются рекомендации для изменения подходов освещения для обществ. И кое-кто действительно прислушивается.
Мое задание в этом проекте — составить перечень растений Национального парка «Бюк» и его окрестностей, которые опыляются ночью. К сожалению, полного такого перечня до сих пор не существует ни для одного региона мира. Кроме того, я пытаюсь оценить уровень светового загрязнения для природно-заповедных территорий. Как раз именно это мы с Алексеем Василюком сделали для Украины — оценили световое загрязнение. Такую же работу в настоящий момент завершаю для балканских стран.
В Украине это первое подобное исследование, их мало даже в мире. Для этого исследования использовались ГІС-слои Нового мирового атласа яркости ночного неба, который был опубликован в 2016 году международной группой исследователей под руководством профессора из Италии — Фабио Фалчи, и пределов территорий природно-заповедного фонда Украины. Исследовалось 48 национальных природных парков, 5 биосферных заповедников и 19 природных заповедников во всех регионах Украины.
— Какие результаты получили и какова в них ценность для науки?
— На основе этих данных мы высчитали интенсивность загрязнения для каждого участка. Ученые только накапливают подобные знания, потому говорить, какой процент светового загрязнения — это катастрофа, нельзя. Например, из исследуемых природоохранных территорий Степной зоны и Крымских гор 44,2% имеют естественно темное ночное небо, 40,1% имеют искусственную яркость от 8 до 16%, а остальные (15,7%) загрязнены искусственным светом ночью свыше 16%. Участки со световым загрязнением свыше 16% часто расположены вблизи больших городов или промышленных центров.
В Украине сохранились места, где абсолютно чистое темное небо, уровень искусственной яркости — меньше 1%. Это Азово-Сивашский национальный природный парк и Дунайский биосферный заповедник. Есть еще небольшая территория на Западном Полесье. Это вообще уникальное явление для всей Европы. Фактически в ЕС такого уже нет. Разве что где-то на островах в морях Норвегии. Очень важно эти участки сохранить. Все эти заповедники и нацпарки с чистым ночным небом могут стать научно-образовательными центрами для распространения этой идеи. Но это только заповедные территории. Наиболее проблемная ситуация в лесостепной зоне. Здесь расположено большинство мощных городов. Например, национальный природный парк «Голосеевский» в Киеве в контексте светлого загрязнения имеет ужасную ситуацию. Или же национальный парк «Подольские Товтры», который страдает от соседнего Каменец-Подольского.
«ВАЖНЕЕ ДОНОСИТЬ ПРОБЛЕМУ ДО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕШЕНИЯ»
— Как, по вашему мнению, интегрировать данное направление в украинскую науку, чтобы это стало топ-темой для исследований?
— Должен быть непосредственный научный интерес к этой тематике. Но важнее другое — доносить эту проблему до людей, которые принимают определенные решения. Например, в Италии действует закон, который регулирует использование искусственного освещения в стране. В идеале нужно принимать такой закон и в Украине. Проблема касается не только букашек и растений. Это касается каждого. Человек получает преимущества от искусственного освещения, но есть обратная сторона. Используя лампочки со спектром, близким к дневному освещению, мы нарушаем свои биоритмы, стимулируется выделение гормона мелатонина, который нас бодрит. Когда солнце садится, этот гормон прекращает выделяться, и мы начинаем хотеть спать. А так наш режим дня нарушается. Американские ученые опубликовали результаты исследований, что у женщин использование такого света стимулирует рак груди, а у мужчин рак простаты. Дома рекомендуется использовать лампы, близкие к спектрам восхода и заката солнца, то есть нежно-желтые. Дома будет полумрак, но это способствует вашей релаксации.
— Какие существуют общие рекомендации для населения, чтобы уменьшать влияние светового загрязнения и на окружающую среду, и на человека?
— Во-первых, изменить подходы к уличному освещению и освещению зданий во всех населенных пунктах, а особенно вблизи заповедных и прилегающих к ним территорий. Во-вторых, для многих природных заповедников необходимо создание буферных зон. Это позволит уменьшить влияние светового загрязнения в заповедных ядрах этих объектов. Кроме того, обязательно следует начинать учитывать уровень ночного освещения во время создания новых природоохранных территорий. Также должны быть разработаны соответствующие образовательные программы, поскольку теперь научно-популярная информация о проблеме ограничена, особенно в странах Восточной Европы.
В действительности в мире существуют четкие рекомендации для улучшения системы уличного освещения. Северо-Западная Европа уже этим пользуется. У нас до сих пор на улицах стоят фонари по 10-12 метров высотой с лампами, направленными в небо. Нужно использовать небольшие фонари с соответствующим спектром ламп, которые будут освещать определенный участок. В Швейцарии улицы освещают фонарями с индикаторами движения. Получается, что и природа не страдает, и человеку хорошо. В США работает Международная ассоциация темного неба, которая имеет чертеж таких фонарей, с описанием, как и что лучше использовать. Понятно, что нужны средства для модернизации системы, но экономический эффект однозначно будет. Нужно понимать — если сохраним окружающую среду, сохраним свою среду существования.
Выпуск газеты №:
№165, (2019)Section
Общество