«Катастрофическая утрата – и для близких, и для науки»
Друзья и коллеги – о вкладе Сергея КОТА в разработку исследовательских направлений и восстановление исторической справедливостиДвадцать восьмого марта мы потеряли выдающегося исследователя, доктора исторических наук, руководителя Центра исследований историко-культурного наследия Украины, заслуженного работника культуры Украины, неутомимого автора и активного сторонника книжных проектов «Дня», нашего надежного друга Сергея Кота. Чтобы убедиться в плодотворности его работы, достаточно зайти в его профиль на сайте нашей газеты.
Кроме весомых научных достижений Сергея Ивановича в сфере реституции культурных ценностей, нельзя не вспомнить еще и о том, что именно он первым открыл для украинцев наследие Ланселота Лоутона, честного, бесстрашного британского журналиста, который еще в 1935 году, до начала Второй мировой войны, заявил: без свободной Украины не будет мира в Европе. И оказался пророком. Статья Сергея Ивановича о Лоутоне «Сила м’якого знака, або Повернення Руської Правди», что вмещена в книге Библиотеки газеты «День» – это незабываемая заслуга выдающегося украинского историка. Ведь до тех пор о Ланселоте Лоутоне в нашей стране, кроме специалистов, немногие знали.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
О других аспектах деятельности Сергея Ивановича и масштабе потери, которой испытала Украина, рассказали его коллеги и друзья.
«С ЕГО УТРАТОЙ МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПЕРЕД ПРОПАСТЬЮ…»
Геннадий БОРЯК, доктор исторических наук, заместитель директора Института истории Украины НАНУ:
– Это катастрофическая потеря. Это был мой очень близкий товарищ. Чрезвычайно светлый, теплый человек, очень искренний, который всегда был безотказным. Он абсолютно искренне всегда делал все, по поводу чего к нему не обращались бы коллеги. Это очень тяжелая утрата для близких, друзей, коллег.
А если говорить о науке, о тех нескольких направлениях, которые он возглавлял, то это просто катастрофа, даже пропасть, перед которой мы оказались, поскольку его просто некем заменить. Он уже много лет возглавлял направление, связанное с проработкой каталога памятников истории и культуры Украины, очень удачно координировал эту работу по всей Украине, имел прекрасные отношения с коллегами в регионах. Он считал делом чести завершить киевский том. Потому что с Киевом было больше всего проблем – Киев, очевидно, самый «бедный» город в Украине, он никак не мог смочь продолжить издание после первого тома каталога. Но он смог это пробить ценой невероятных усилий. Я не видел еще живую книгу, но он мне звонил перед началом войны и сказал, что уже имеет книгу и подарил ее директору, это была большая радость. Он планировал провести презентацию, мы договорились на 12 марта, а потом началась война. А теперь Сергея не стало.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
А второе направление – это вообще полная катастрофа, это будет стагнация, пока вырастут люди, которые смогут постигнуть то, что сделал Сергей. Он защитил в прошлом году докторскую диссертацию «Повернення і реституція культурних цінностей у політичному та культурному житті України (ХХ – поч. ХХІ ст.)». Проделал колоссальную работу относительно истории и реституционной политики в Украине, истории перемещения культурных ценностей. Это та проблема, которой он занимался всю жизнь, которая его увлекала. И то, что он сделал в этой области, – с его уходом случилась просто непоправимая потеря, его действительно некем заменить. Но он успел, повторюсь, защитить диссертацию, сделать книгу почти тысячу или и больше страниц, она обнародована на нашем сайте, она доступна, и думаю, что со временем все-таки появятся какие-то ученики, которые смогут продолжить его дело.
К сожалению, из-за войны мы не можем даже попрощаться с Сергеем, потому что хоронят его на Хмельничине, где он находился в последнее время. Уже после войны мы посетим его могилу, поклонимся, а сейчас остается пойти в церковь, поставить свечу и помолиться за его душу.
«ВИДЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОН НЕ ДЕЙСТВОВАЛ ЭМОЦИОНАЛЬНО, А ДЕЛАЛ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Богдан ЧЕРВАК, глава Организации украинских националистов:
– Это потеря для всей нашей организации. Сергей Кот вступил в Организацию Украинских Националистов сразу после того, как в 1992 году она легализовала свою деятельность в независимой Украине, в частности, когда в Украину прибыл последний президент УНР в изгнании Николай Плавьюк, он также возглавлял ОУН. Я знал Сергея уже свыше 20 лет как человека, который прилагал огромные усилия для развития нашей организации, а главное как историка, который возобновлял историческую справедливость относительно многих этапов национально-освободительной борьбы.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Сергей очень много сделал для возобновления исторической памяти украинских жертв Бабьего Яра. У каждого историка есть какая-то тема, которую он больше всего исследует, из-за которой переживает, которая ему болит – такой для Сергея была тема украинских жертв Бабьего Яра. Он очень переживал из-за несправедливости относительно оценки этих событий со стороны антиукраинских сил, тех, которые пытались дискредитировать украинских жертв Бабьего Яра. Но он не действовал эмоционально, он садился за стол, писал научные статьи, проводил научные исследования, в результате которых появлялись новые факты, которые уже сегодня опровергнуть невозможно. В частности это касается гибели в Бабьем Яру выдающейся деятельницы ОУН Елены Телиги и ее соратников. Кстати, Сергей был одним из тех, кто приложил немало усилий к чествованию памяти Елены Телиги в Бабьем яру – установление в 1992 году деревянного еще тогда памятного креста – также его заслуга.
Он очень хорошо знал период немецкой оккупации Киева 1941-1943 гг. Кажется, в Украине я больше не знаю исследователей-историков, которые бы так хорошо владели этой темой. Собственно, его статьи о Буковинском курене, об Украинской национальной раде, полковнике Андрее Мельнике являются фундаментальными исследованиями периода оккупации немцами Киева.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Я встречался с Сергеем накануне войны. Мы издали спецвыпуск газеты «Украинское слово» (на 24 страницах) – она была полностью посвящена Бабьему Яру, там было очень много материалов Сергея. Он пришел поделиться этой радостью, мы разговаривали о том, как будем распространять эту газету, как будем делать спецвыпуск какой-то брошюрой. Он проводил тогда параллели между немецкой оккупацией и возможной московской. Сергей чувствовал, что будет война и считал, что нужно к ней готовиться, анализировал процессы как историк. Но во имя правды надо сказать, что мы не надеялись, что это будет такая масштабная и жестокая война, и параллели, которые сейчас проводятся между фашистской Германией и Московской империей, абсолютно оправданы и целесообразны с точки зрения истории.
Сергей был главой правления Фонда имени Ольжича – общественного учреждения, которое является составной частью нашей организации, которая занималась непосредственно исследованием жизни и деятельности Олега Ольжича. Сергей и на этой ниве очень много сделал. Мы издали при его содействии много публикаций, посвященных Ольжичу. Кстати, мы благодарны «Дню» за то, что издали отдельную книжечку, посвященную Олегу Ольжичу, в серии «Бронебойная публицистика», предисловие к которой как раз писал Сергей Кот. Сегодня можно с уверенностью говорить, что исследовательский вклад Сергея в популяризацию фигуры Ольжича является большим и безоговорочным.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА
Тяжело сейчас мне вспоминать обо всем этом, не верится, что уже Сергея нет. Но будем вспоминать о нем. Сколько мы вспоминаем о человеке, столько этот человек живет в нашей памяти и в нашей современной жизни.
«ШИРОКОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК И ВЫСОКОГО КЛАССА СПЕЦИАЛИСТ»
Татьяна ЕВСЕЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАНУ:
– Хорошо вспоминаю наше сотрудничество в 2019 году, мы готовили с академическими институтами: Институтом истории, отделением религиоведения Института философии, богословской академией – по случаю получения Томоса об автокефалии Украинской православной церкви большой проект, целый год конференций, и буквально в первые дни я пригласила Сергея Ивановича к сотрудничеству, он выступал в моей секции, у меня на ютубе даже есть эта запись (https://www.youtube.com/watch?v=M9qwYZsVQpw и https://www.youtube.com/watch?v=xCjXgsV49Hg). Он возглавлял в Институте истории сектор исследования памятниковедения и длительное время работал в комиссии, которая возвращала государственные достопримечательности, которые были в российских архивах. В процессе подготовок этих конференций возникала масса вопросов относительно конфискации церковных ценностей в 1920-е годы, это предмет моих исследований, а он исследовал и более поздний период. К Сергею Ивановичу можно было всегда обратиться за консультацией, это был очень доброжелательный, приветливый, широкой души человек, который всегда был готов подставить плечо, помочь, объяснить, какие бы у него собственные сложности или огорчения в жизни не случались. Он был очень коммуникабельным и очень светлым человеком.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Кроме того, это был очень высокого класса специалист. Насколько я помню, он участвовал в возвращении фресок Михайловского монастыря, активно работал по архивам, написал последнюю большую монографию, экземпляр мне даже отложил, но из-за карантинов мы так и не увиделись. Жаль, потому что это был бы еще и авторский автограф, это такая особенная история... Ну и по результатам упомянутой конференции мы подготовили сборник, к которому пан Сергей написал большую статью.
Понятно, что были планы, было бы еще незаменимое сотрудничество, консультации и возможно еще ряд каких-то конференций, которые можно было бы сделать сугубо в научном смысле.
Ну и сейчас, когда идет война, наш голос мог бы быть услышан среди этого российского купленного хлама, были бы возможности делать с ним массу хороших проектов, чтобы нас просто услышали и увидели.
Это утрата для всех нас, тех, кто его знал, сугубо в человеческом плане, и также в научном – ему даже не исполнилось 63 года, для гуманитария как раз ближайшие 5-10 лет – это время всего опыта, все возможности и знания только вкладывать в новые хорошие книги, в переосмысление.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Не так давно Сергей Иванович написал серию статей о возвращении Лаврских ценностей для «Дня», у него были серьезные планы на то, чтобы опять каким-то образом ставить вопрос перед государством о возвращении украинских культурных ценностей, разбросанных по России. Что для этого нужна серьезная правительственная поддержка, постоянная организация, которая бы этим занималась. То есть у человека, кроме сугубо научных исследований, была еще масса практических, важных на государственном уровне планов. Он не просто обсуждал это со специалистами и единомышленниками, но и предпринимал, очевидно, практические шаги. Человек был в науке, в действии, в реальном возвращении культурных памятников в Украину.
Эта потеря у меня до сих пор не укладывается в голове. Я до сих пор не понимаю, что не увижу его больше на ученом совете.
«АКТИВНЫЙ БОЕЦ С РОССИЙСКИМ НАШЕСТВИЕМ НА ФРОНТЕ РЕСТИТУЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Георгий ПАПАКИН, доктор исторических наук, директор Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины:
– Война с Россией приносит не только боевые потери. Рядом с бойцами в мир иной идут и те, кто не стоит с оружием на фронте. Но они также являются участниками борьбы с агрессором. Оружие их – не огнестрельное, а интеллектуальное. Это оружие поражает врага не меньше, а иногда можно сказать – даже точнее, чем стингер или джавелин.
Все это в полной мере касается известного историка и специалиста по памяткам, пылкого защитника украинского культурного наследия Сергея Кота. Его научные интересы, как и у большинства подлинных историков, были разносторонними. Но стержень его творчества на протяжении многих лет заключался в исследовании судьбы украинских культурных сокровищ, в свое время вывезенных (ограбленных) разными захватчиками. Изучение проблем защиты культурного наследия закономерно переросло в погружение в сложную и запутанную тему реституции исторического наследия Украины, оказавшегося за ее пределами.
Однако Сергей Кот не был сугубо академическим исследователем, хотя стал глубоким ученым. Значительную часть времени он отдавал общественной и государственной работе, сутью которой была организация физического возвращения историко-культурных ценностей, подготовка веских аргументов для правового доказательства незаконности вывоза их из Украины, следовательно – последующей передачи государству-собственнику. Сергей Кот работал в ряде советов и экспертных комиссий при Министерстве культуры Украины, стал одним из авторов Закона Украины о вывозе, ввозе и возврате культурных ценностей, консультировал Верховную Раду, Министерство культуры, активно работал в Национальном союзе краеведов Украины. Кроме того, с 2012 г. был Главой правления Фонда имени Олега Ольжича – известной общественной институции, созданной в диаспоре.
Главное направление научной и общественной деятельности Сергея Кота заключалось в повседневной борьбе за возвращение украинских культурных ценностей. Она шла на двух основных фронтах: реституция национальных сокровищ, вывезенных во время Второй мировой войны в Германию, и возвращение украинского культурного наследия, захваченного Россией. Нельзя не упомянуть его успешную деятельность по возвращению исторических фресок Михайловского Златоверхого собора в Киеве. К сожалению, в работе по реституции такие успехи – скорее исключение, чем правило, поэтому и заслуга Сергея Кота чрезвычайно велика. На его счету также обнаружение и возвращение из России части архива и художественной коллекции Александра Довженко.
Историк и общественный деятель был полон творческих планов. Только в прошлом году он выпустил монографию «Возвращение и реституция культурных ценностей в политической и культурной жизни Украины», успешно защитил докторскую диссертацию. К сожалению, внезапная смерть не позволила в дальнейшем осуществить планы.
Мы понесли непоправимую утрату. Из жизни ушел активный боец с российским нашествием на фронте реституции культурных ценностей.
Вечная и светлая память Сергею Ивановичу. Глубокое сочувствие всем, кто сейчас переживает эту огромную потерю.