Перейти к основному содержанию

Казус идентификации переселенца

Почему в Виннице студентам едва не отказали в оформлении загранпаспортов
01 августа, 14:10
ФОТО INFORMAT.COM.UA

На прошлой неделе студентка ДонНУ имени Василия Стуса Мария Дробот написала эмоциональный пост в Фейсбуке о том, что сотрудники одного из подразделений Государственной миграционной службы в Винницкой области отказались принимать у нее документы на изготовление биометрического загранпаспорта. По словам девушки, свое решение они объяснили отсутствием документов, подтверждающих ее личность. Пост Марии сразу вызвал резонанс в социальной сети и «оброс» десятками комментариев. Большинство из комментирующих писали, что это 100-процентная дискриминация. Вот что говорят сами участники события и эксперт.

«МЫ НЕ ХОТЕЛИ НИ С КЕМ ССОРИТЬСЯ, СТРЕМИЛИСЬ НАЙТИ ПРАВДУ»

Мария ДРОБОТ, студентка Донецкого национального университета имени Василия Стуса:

- Я уже давно собиралась подавать документы на загранпаспорт, но все откладывала на потом. Но когда заведующая кафедрой журналистики Елена Тараненко предложила принять участие в проекте, в рамках которого были запланированы активности в городе Кракове, это побудило меня срочно обратиться в миграционную службу. Пошли вместе с одногруппниками, которые также вовлечены в проекте. За все годы пребывания в Виннице мы впервые почувствовали дискриминацию своих прав. До этого никаких недоразумений, конфликтов у меня не возникало.

А все случилось из-за того, что для проверки моей личности потребовались дополнительные документы. Кроме паспорта, кода, удостоверение переселенца, я взяла студенческий билет. При подаче документов инспектор обратилась к заместителю директора этого подразделения, может ли она принять студенческий. От него я услышала, что мои документы не могут принять, поскольку они не подтверждают мою личность, а студенческий - вообще не документ. Передо мной документы подавала моя знакомая Ольга Орловская, которая уже закончила 4-й курс, студенческого у нее не было, поэтому пыталась подать пропуск в Киево-Могилянскую академию, куда поступает в магистратуру, с фото, подписью и мокрой печатью. И у нее на то время документы тоже не взяли. Поэтому я начала интересовалась, какие нужно взять документы, чтобы подтвердить мою личность. Конкретного ответа, кроме предложения обращаться за загранпаспортом в Мариуполе или Краматорске, потому что «почему-то все переселенцы прутся в наше отделение», я не получила. Но со скандалом документы у меня приняли, хотя надежды на то, что они пойдут в работу, не было.

Вечером того же дня я написала пост в Фейсбуке, где описала все, что произошло. Откровенно говоря, на тот момент паспорт уже не был так важен, «ранил» факт несправедливости. Мы не хотели ни с кем ссориться, стремились только найти правду. Хотелось излить душу и получить поддержку, общественное возмущение. Ведь так уже было однажды. Посты в соцсетях, и мои в том числе, помогли эвакуировать университет в Винницу.

На этот раз моей ситуацией заинтересовались общественные активисты и журналисты. Поэтому реакцию на пост на Фейсбуке я получила раньше, чем реакцию на жалобу на сайте Государственной миграционной службы. На следующий день, 26 июля, я узнала о пресс-конференции начальника Государственной миграционной службы области Бориса Наливайко, решила также принять в ней участие, чтобы выяснить, какие именно документы я должна представить в управление, чтобы минимизировать вероятность отказа в паспорте. Снова пошли все вместе. И хотя от комментариев он воздержался, но пригласил нас на личный прием, где и сообщил, что с документами все в порядке, их достаточно для процедуры идентификации моей личности. Поэтому благодарю его за заинтересованность врешении конфликта и неравнодушие.

«ПРОЦЕСС ИДЕНТИФИКАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А АБСОЛЮТНО ДЛЯ ВСЕХ ЛИЦ»

Борис НАЛИВАЙКО, начальник управления Государственной миграционной службы в Винницкой области:

- В управление Государственной миграционной службы в Винницкой области уже обратилось 2102 вынужденно перемещенных лица, из них 81 по вопросам оформления ІD-карт, 301 - по поводу обмена или оформления паспорта гражданина Украины, 634 - для вклеивания фото в связи с достижением соответствующего возраста, 9 - относительно временных удостоверений и 1056 (!) –по поводу заграничных паспортов. Ни с одним из этих лиц проблем не возникало. То есть случай, когда у вынужденно перемещенного лица возникли какие-то вопросы, произошел впервые Да и назвать его инцидентом сложно, это скорее недоразумение.

В своей работе сотрудники Государственной миграционной службы руководствуются законодательными актами. Так, в Постановлении Кабмина №152 черным по белому написано, что оформление загранпаспорта осуществляется через идентификацию личности. То есть если заявитель подает анкету на изготовление загранпаспорта в подразделение ГМС, то сотрудник этого органа обязан сравнить его данные с данными, которые подавались при выдаче внутреннего паспорта. Процесс идентификации осуществляется не только для переселенцев, а абсолютно для всех лиц. Поскольку формы №1 этих молодых людей остались на оккупированной территории, идентифицировать их привычным образом - через запрос на место выдачи паспорта - мы не можем.

Поэтому, в соответствии с поручением председателя Государственной миграционной службы от 15 июня этого года, для оформления загранпаспорта гражданина, чей паспорт выдан территориальным подразделением, где доступ к картотекам невозможен (это АР Крым и зона проведения антитеррористической операции), работники миграционной службы информируют заявителя о необходимость представления дополнительных документов. Это справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании и т.п., в том числе с фотографиями (приписное свидетельство, военный билет, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.). Поэтому дополнительные документы для идентификации попросили и у студентов. У Марии, о которой мы с вами говорим, кроме паспорта гражданина Украины и идентификационного кода, взяли еще копию удостоверения, что она внутренне перемещенное лицо, и копию студенческого билета, чтобы можно было через Министерство образования, где есть государственный реестр, подтвердили ее личность. Не знаю, в чем причина недоразумения, уже на следующий день, 26 июля, документы студентов ушли в работу и никаких проблем, кроме резонанса, я не вижу».

«У НАС ДО СИХ ПОР К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ ОТНОСЯТСЯ КАК К ПАМЯТНИКУ ЭФЕМЕРНОСТИ»

Светлана ДУБИНА, эксперт Коалиции по противодействию дискриминации в Украине:

- Когда я узнала об этой ситуации, сразу посоветовала студентам не молчать, а звонить на все горячие линии, разве может быть выборочная идентификация относительно переселенцев?! Для эксперимента я подала свои документы на оформление биометрического паспорта во Львове, где находилась на тот момент. И никто ничего мне не сказал, что я не из Львовской области, а из Винницкой. У меня взяли документы и сейчас мой биометрический паспорт уже изготавливается.

Но в чем казус ситуации? Постановление Кабмина - это нарушение 24-й статьи Конституции Украины. То есть это прямая 100-процентная дискриминация, которая прописана законодательно. Так получилось, что из-за этого пострадали именно студенты ДонНУ и именно в Виннице. Обвинять в этом сотрудников миграционной службы, которые выполняли четкие инструкции буквы закона, не стоит. Другое дело, что они позволили себе обхамить студентов и сказать им «езжайте к себе домой и там оформляйте» - это нарушение. И думаю, системное.

Хорошо, что начальник миграционной службы быстро отреагировал на ситуацию. Но, уверена, у него хватает других неотложных дел, кроме как выполнять работу своих сотрудников. Поэтому главная причина этой ситуации, мне кажется, в том, что у нас до сих пор к человеческомудостоинству относятся как к памятнику эфемерности. А на самом деле именно чувством достоинства должен руководствоваться каждый человек и на любом рабочем месте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать