Херсон и солнце
О настроении города, в котором не было зимы![](/sites/default/files/main/articles/26022016/24photo.jpg)
Первый материал рубрики «Один день из жизни города» (см. № 29-30 от 19 февраля) «День» посвятил восточному форпосту Украины — Мариуполю. На очереди форпост южный — Херсон.
Почувствовать настроение города несложно. Достаточно пройтись по центральным улицам, проспектам, зайти в несколько парков, на набережную, в музей или театр. Но уже из железнодорожного вокзала, откуда мы начинаем свою прогулку с фотокамерой, не покидало ощущение света. Это блестящее солнце на чистом небе. Кажется, в Херсоне и не было зимы, а небесное светило не давало горожанам отложить защитные очки в глубокий ящик. Нет, снег был. Даже несколько дней полежал. Но разве об этом кто-то вспомнит в феврале, когда температура держится на уровне 8—12 градусов выше нуля?
Херсон — сравнительно небольшой областной центр. Кажется, жизнь здесь протекает размерено, без спешки. Между тем, многие люди пойдут с вами на контакт прямо на улице, если нужна помощь иногороднему. Причем говорят херсонцы действительно на двух языках. Здесь это никогда не было проблемой. Если вы к ним на украинском — они без проблем переходят на него же, вспоминая свои преимущественно сельские корни.
В самом центре, на площади Свободы — импровизированный мемориал Небесной Сотне. Ровно два года назад из этого постамента сбросили Ленина. А сейчас Херсон не отстает с переименованием советских геонимов. Мэр подписал распоряжение с утвержденным списком. В прошлом дзержинские, кировы, блюхеры стали улицами им. Алмазова, Кедровского, Ярослава Мудрого, а в центре большинства улиц возвращены исторические названия: Лютеранская, Гимназическая, Торговая... Но местами еще не стерты символы коммунизма: памятные доски, звезды.
В любую пору и время гуляют херсонцы на набережной по проспекту Ушакова. Нависают над пирсом рыбаки, речные таксисты на, кажется, доисторических баркасах, ожидают дачников, держатся за руки влюбленные пары и молодые семьи. У причала качаются на волнах чайки. Рядом — порт. Здесь всегда кипит работа, краны отгружают товар в разные концы света. Где-то в дымке висит неизвестное судно на рейде. На другом берегу — плавни с пожелтевшим камышом.
Херсон — город корабелов. По улицам гуляют курсанты морской академии и колледжа. Всегда улыбающиеся, обсуждают прохожих девушек, шутят. Как всегда, кому-то на днях в очередной рейс, а кого-то уже заждались дома.
А с недавних пор Херсон — еще и город пограничников. После аннексии Крыма здесь базируется Азово-Черноморское региональное управление ГПСУ. Людей в зеленых беретах встречаешь везде. На вокзалах много военных. Областной центр для них — транзитная точка домой или в направлении пограничных районов, где располагаются части ВСУ.
О чем говорят люди на скамейках в парке, в маршрутках, на рынке? О победе и предательстве. Большинство моих собеседников довольны работой новой патрульной полиции. Говорят, действительно наводят порядок: выгнали таксистов из остановок, смотрят за безопасностью в самых отдаленных районах города, присутствуют там в любое время и быстро приезжают на вызовы. Еще не все делают четко, но люди полицейских очень приветствуют.
В городе стало заметно светлее ночью. Уличное освещение возобновляется, распространяется в разные районы, не только на главные улицы. В городе становится безопаснее. Недовольство вызывает работа общественного транспорта. Маршрутки ходят очень плохо уже после восьми вечера. На остановках полным-полно людей, все возмущаются. Власть на проблему не реагирует. А как же добраться домой после очередной премьеры в местном театре?
Традиционная проблема — дороги после зимы. Во многих местах асфальт просто исчез. И зимы не было. А ямы появились. Но с 1 марта обещают начать ремонт.
Выпуск газеты №:
№34-35, (2016)Section
Общество