Перейти к основному содержанию

Хорошее образование — бесценный капитал

Лучше вкладывать деньги в обучение инвалидов, чем в социальную помощь
01 декабря, 19:53

3 декабря — Международный день инвалидов. Его история началась в 80-х годах прошлого столетия, когда ООН провозгласила 1983—1992 годы десятилетием инвалидов. Началась активная работа по принятию мер для улучшения жизни людей с особыми потребностями... Если раньше основными проблемами были забота о них, то в последние годы актуальным становится вопрос образованности. Об этом хорошо известно президенту Открытого международного университета развития человека «Украина» профессору Петру ТАЛАНЧУКУ, первому министру образования независимой Украины, ведь десять лет подряд это учебное заведение дает путь в жизнь тысячам молодых людей с ограниченными возможностями. О нелегкой и благородной работе Петр Михайлович рассказал «Дню».

— Положить начало такому особому учебному заведению — непростое дело. Что было самым тяжелым и что помогло вам в решении этого важного дела?

— Когда при помощи неравнодушных людей я начал эту работу, понимал, что будет не легко. Тяжелее всего — приобщить к процессу как можно более широкий круг людей, которые хотят мало-мальски компенсировать социальную несправедливость в нашем обществе. Высшее образование детям с особыми потребностями и ограниченными возможностями мы даем на совесть.

— Какие задачи вы ставите перед собой и коллективом преподавателей сегодня?

— Пока что нам далеко до развитых европейских стран в направлении удовлетворения потребностей инвалидов: Европа много сделала для их интеграции в социально-полезную жизнь. Главная наша задача как высшего учебного заведения — дать всем желающим качественные знания, которые открывают путь к практической самореализации. Качественное обучение у нас зависит, в первую очередь, от преподавателей — мы не только привлекаем к сотрудничеству выдающихся педагогов, но и растим своих, стимулируем научную и преподавательскую деятельность студенческой молодежи, которая желает преподавать именно в нашем университете. Далеко за примерами ходить не нужно. Одна из многих — это выпускница факультета филологии и массовой коммуникации 2008 года, магистр журналистики Татьяна Карпенко, уже преподает на родном факультете. Таких много и мы гордимся ими, потому что именно воспитанная у нас смена способна понимать и учить детей с особыми потребностями.

Есть немало вопросов, которые требуют четкого научного осмысления, аргументирования. Для людей с различными видами заболеваний очень важно общение со своими одногодками. Поэтому воспитание и обучение нужно осуществлять вместе. А далее должна быть дополняющая часть, которая будет учитывать специфику заболеваний: стоит действовать методом дозирования материала, дополнительного срока обучения. Мы над этим работаем и будем расширять нашу службу адаптации и реабилитации.

— В университете «Украина» учатся не только инвалиды. Расскажите более обстоятельно о контингенте студентов университета. Занимаются ли студенты научной работой, каковы достижение в этой сфере?

— У меня часто спрашивают: почему, создавая университет «Украина», вы выбрали путь предоставления возможностей получить образование всем желающим? Считаю, что пока система образования работает без перебоев, пока одаренные дети могут пополнить ряды образованных людей, до тех пор в обществе не происходит потрясений. Очень важным для нас делом является поддержка и развитие талантливых ученых из числа инвалидов. Национальная Ассамблея инвалидов Украины поддерживает проведение Всеукраинского конкурса научных работ студентов с инвалидностью и учредила стипендии лучшим студентам-ученым из числа инвалидов.

Количество инвалидов в Украине, по данным экспертов, составляет около 6 млн. лиц различных групп заболеваний. Среди них есть много трудоспособной молодежи и им нужно помочь получить хорошую профессию — с этого получат пользу и они, и общество. Я считаю, что отечественных инвалидов сейчас волнует кусок хлеба и то, как сохранить самоуважение на фоне мизерных пенсий. Нельзя признать нормальным явлением ущемление прав инвалидов. На первый взгляд, такое хорошее дело как основание интернатов не является уж таким хорошим — мы изолируем людей, делаем из них какую-то касту, развиваем комплекс неполноценности. Речь должна идти о начинании новой системы защиты, когда инвалиды интегрируются в жизнь общества. Они должны иметь одинаковые права и обязанности. Поэтому лучше вложить деньги в их обучение и трудоустройство, чем в социальную помощь.

— Очевидно, в университете вы знакомитесь со сложными судьбами талантливых детей, с тем, как они преодолевают трудности. Чья судьба вас больше всего поразила?

— Один из наших выпускников, 25-летний Геннадий Горовой с Киевщины выбрал необычную для незрячего человека профессию — журналистику. Полная слепота катастрофой для него не стала — он живет в творческом мире, совершенствуется, пишет прекрасные стихотворения. Когда парень поступил в университет, в его творческой папке лежало четыре стихотворения. Теперь он автор нескольких сборников стихотворений, постоянно публикуется в различных периодических изданиях, как молодой поэт и прозаик имеет призы и грамоты, является лауреатом премии «За творческие достижения». Хочу отметить, что не в наших возможностях вернуть людям зрение, возможность полноценного движения или другие физические возможности, но комфорт их жизни в большой мере зависит от нашего до них отношения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать