Перейти к основному содержанию

«Хорошо звучит хор — молится церковь»

31 января, 00:00

В конце прошлой недели в Трапезном храме Киево-Печерской лавры в течение трех дней звучало духовное пение — там проходил Всеукраинский фестиваль православных церковных хоров «Глас Печерский — 2001». В фестивале приняли участие почти 20 хоров из 14 епархий Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Это уже третий Рождественский хоровой фестиваль; без преувеличения можно сказать, что уровень исполнения здесь с каждым годом все более повышается; особенно заметно, как «растут» дирижеры-регенты. Можно назвать не одну блестящую фестивальную группу, в частности хор Свято- Макарьевской церкви (регент — Лариса Кореняк), отличающийся как техникой, так и глубиной исполнения. Постоянным украшением фестиваля «Глас Печерский» всегда является, и не только по моему мнению, ансамбль древнего церковного пения «Сретение» (Днепропетровская епархия). Его исполнители обращаются к старинной православной музыке, к так называемым знаменательным распевам, расцвет которых пришелся на ХVII век. Это поистине «ангелоподобное» пение, силу влияния которого можно сравнить разве что с иконами древнего византийского письма — лишенное внешнего великолепия, вплоть до суровости, но сколько силы и сколько веры! Ансамбль «Сретение» поет старинные многоголосые псалмы, каноны, исполняющиеся (или исполнявшиеся) во время богослужений в церквях Византии, Грузии, России — живой голос древнего Православия, духовной культуры христианского Востока.

На фестивале пелось много «колядок i щедрiвок», мистическое веселье которых еще более подчеркивало резную строгость литургических распевов. Интересно, что фестивальная программа включает святочную песню «Эта ночь святая», слова и музыку которой написал митрополит Киевский Владимир (Сабодан).

Жюри фестиваля, в которое вошли профессор Национальной музыкальной академии Украины Элеонора Виноградова, главный дирижер хора Национальной радиокомпании Украины Виктор Скоромный и преподаватель церковного пения Киевской духовной семинарии и академии Дмитрий Болгарский, оценили уровень исполнения почти всех участников как весьма высокий. Дмитрий Болгарский, являющийся также регентом Троице-Ионовского монастыря, сказал для «Дня», что с каждым годом пение становится более профессиональным (улучшается артикуляция, звучность), а репертуар расширяется. Он также отметил, что духовные распевы требуют особого исполнения, ведь они представляют «Божье слово в музыке», и это ведет к усилению литургического мироощущения. «Если хор звучит хорошо — молится церковь!»

К сожалению, в рамках данного фестиваля почти не звучит церковная барочная музыка ХVIII века, произведения таких блестящих композиторов, как Березовский, Ведель и др. По мнению Д.Болгарского, это «схоластическая музыка», лишенная истинной духовности — в ней делается ударение на форме, а не на содержании. Позволю себе не согласиться с уважаемым господином регентом, хотя, конечно, каждый фестиваль сам очерчивает свои рамки и приоритеты.

Фестиваль интересен еще и тем, что он как бы предоставил легальный статус концертному исполнению музыки (не только богослужебной) в храмах. Припоминаю, как еще несколько лет назад это было большой проблемой. Из-за того, во-первых, что хор, исполнители должны были стоять на концерте спинами к алтарю, что считалось святотатством. Во-вторых, никак нельзя было решить проблему (практическую и каноническую) стульев для присутствующих. И вот мы видим, что все это было лишь пустыми суевериями. Хористы действительно стоят лицом к слушателям, но зато к алтарю обращен сам регент.

Слушая удивительное старинное православное пение, мне подумалось: зачем ограничиваться хоровыми состязаниями внутри только одной церкви? Почему бы не провести — по инициативе УПЦ МП — всехристианский фестиваль церковной музыки? Неужели строгие каноны запрещают христианам общаться между собой даже на уровне хора, в духовной атмосфере величественной музыки? Если да, то искренне жаль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать