Храм против... археологов?
На месте бывшего кладбища в центре Луцка построено несколько домов, до недавнего времени действовал фонтан, есть до сих пор сквер, в котором по вечерам находят пристанище любители зеленого змея и бездомные собаки. Но только общину, которая семь лет назад начала сооружать храм Холмской иконы Божией Матери, обвиняют в вандализме...
Буквально на днях одна из общественных организаций, которая приняла на себя обязательства защитника исторического наследия Волыни, в частности древнего Луческа, сообщила, что Институт археологии НАН Украины «в соответствии с требованиями действующего законодательства, подсчитал сумму убытков, которые были преднамеренно нанесены» священником храма иконы Холмской Божией Матери государству. И сумма эта превышает три миллиона гривен. Речь идет о том, что строительные работы на этой исторической территории из-за несвоевременного заключения договора относительно проведения археологических раскопок уничтожили немало ценных артефактов и похоронили надежды археологов найти полноценный археологический объект.
Ситуация неоднозначная, ведь на этом участке действительно было кладбище. На нем покоились останки многих известных деятелей Волыни разных исторических эпох — от праха генерала УНР Олексы Алмазова до (как сообщил один из старожилов Луцка, известный археолог, профессор Михаил Кучинко) останков организаторов Колковской первомайской коммунистической демонстрации 1935 года, которую расстреляла польская полиция. Среди них была и Домна Гордиюк, на улице ее имени я проживала много лет... Собственно само разрушение древнего кладбища я еще хорошо помню. Неширокий тротуар вдоль бывшей улицы Ленина и автобусная остановка напротив входа на кладбище, оригинальное кованое ограждение — и ощущение, когда падали памятники и кресты, а люди, забирая останки своих родных, плакали... Сейчас тротуар значительно расширился, то есть мы ходим по бывшим могилам, потому что не все смогли забрать отсюда останки родных. На этом скорбном месте был посажен сквер и обустроен фонтан, но никогда оно не было тем местом, в котором любили гулять люди. Кладбище было уничтожено через 25 лет со времени последнего захоронения, о чем хорошо помнит другой луцкий старожил (живет здесь с 1948 года) Николай Константинович Литковец. Он же и сообщил мне интересный факт: на самом деле кладбище переносили для того, чтобы построить здесь... дом областного совета. Однако, в конечном итоге, архитекторы перенесли эту идею на другой конец улицы Ленина, обустроив Киевскую площадь с домом областного совета тоже частично на месте... другого кладбища, вблизи улицы Кременецкой.
Собственно, древняя история Луцка посодействовала тому, что кладбища были во многих местах, а в настоящее время они оказались в центре города. Тот же Литковец вспоминает: когда был учеником первой школы, помогал вместе с другими старшеклассниками вывозить тачками... человеческие черепа и кости с кладбища, где сооружалась детская спортивная школа. Николай Константинович много лет является заместителем председателя областного общества «Холмщина», члены которого и стали инициаторами возведения храма иконы Холмской Божией Матери. Убытки, вроде бы нанесенные государству строительством этого культового сооружения, должна была бы компенсировать община. Но теперь председатель общества «Холмщина» Николай Онуфрийчук считает, что причиной недоразумений являются не столько археологические раскопки (либо их невозможность), сколько всяческое препятствование появлению такого храма. Ведь он, говорит, украинский, потому что именно за свое украинство коренные жители Холмщини и Подляшья стали жертвами выселения со своих земель, которые оказались в составе Польши.
— Почему никто не протестовал и не говорил о вандализме, когда сооружали фактически на костях 14-этажный дом и другие здания? Когда обустраивали здесь фонтан, прокладывали асфальтовые дорожки?.. — говорит он. — На месте, где сейчас расположен наш временный деревянный храм, также могли находиться человеческие останки, ведь их сворачивали бульдозером, когда переносили кладбище. И наш священник говорил, что в таком случае мы эти останки соберем и перезахороним на действующем в настоящее время городском кладбище. Но пока еще подобное не случалось.
Дискуссия о возведении именно здесь Божьего дома ведется с момента создания общины храма. Тот же профессор Михаил Кучинко утверждает, что хотя и прибыл в Луцк в начале семидесятых годов прошлого века, но это было еще до разрушения старого кладбища. И хорошо помнит (поскольку живет неподалеку), что кладбище таки тянулось к улице, противоположной улице Ленина. То есть храм все же будет на костях?.. Холмщане сейчас говорят, что на это дело их благословил Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет, объяснив, что на месте кладбищ только и место храмам, в которых люди будут молиться за тех, кто здесь был похоронен. Археологи же намеревались провести интересные раскопки, однако длительное время не могли найти общий язык со священником храма иконы Холмской Божией Матери. Подготовительные работы перед строительством начали и без их согласия. Алексей Златогорский, директор государственного предприятия «Волинські старожитності», говорит, что вследствие этого были утеряны навсегда ценные артефакты. Ведь это единственное из известных в Луцке мест, где жили ранние славяне, даже отдельные находки, которые все же обнаружили археологи, принадлежат к редкой пражско-корчацкой культуре. И не факт, считает Златогорский, что за попытку не допускать археологов кто-то будет наказан, даже если нанесены убытки на миллионы. Потому что суды да пересуды... А для истории уже многое потеряно. Хотя действительно лучше иметь здесь храм, чем место выгула собак или еще один котедж.
Выпуск газеты №:
№192, (2012)Section
Общество