Перейти к основному содержанию

Киев — Харьков — Киев

Путешествие из старой эры в новую
17 июля, 00:00

Порой в путешествии самым примечательным моментом становится сама дорога. Судя по тому, сколько песен было посвящено именно трогающимся вагончикам, всепонимающим кондукторам и ходьбе по шпалам, железнодорожная тематика долгое время была самой романтичной.

Так вот, у романтиков на украинской железной дороге произошло событие (хотя, наверное, и не такое грандиозное, как его представили) — запустили скоростной поезд «Харьков — Киев — Харьков», который, памятуя историческое прошлое страны (Харьков был столицей Украинской ССР в 1919 — 1934 годах), назвали «Столичным экспрессом». Его пуском должно было ознаменоваться начало новой железнодорожной эры. И поэтому, чтобы последний раз ощутить на себе все «прелести» эры старой и как подобает с ней попрощаться, в Харьков (а именно оттуда отправлялся первый «Столичный экспресс») решено было ехать на поезде.

О СПАСИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ, МОКРЫХ ПРОСТЫНЯХ И «ВЕЖЛИВЫХ» ПРОВОДНИКАХ

Итак, практически расплавленные от жары и по этой же причине отличающиеся замедленностью мыслительных процессов и общей слабостью, пассажиры водрузились в вагон. Температура воздуха вполне закономерно породила у всех одну мысль — о кондиционере. Каждый посчитал своим долгом нервно дернуть за оконную ручку и задать друг другу риторический вопрос: «Как вы думаете, а кондиционер здесь есть?» Где-то через полчаса после отправления в купе стало несколько прохладнее, что натолкнуло на мысль, что это достижение научно-технического прогресса здесь не только есть, но и, к счастью, работает. Не успели возрадоваться этому событию, как в коридоре начались разборки. Хорошо понимая свой основной козырь, проводница проводила воспитательную работу с явно подвыпившим пассажиром. «Если не прекратите буянить, выключу кондиционер, а с другими пассажирами будете объясняться сами». Дальнейший накал страстей предотвратила девушка, которая пронеслась по вагону на бешеной скорости с тележкой, наполненной напитками. Этим она отвлекла как готовящихся подхватить оживленную беседу пассажиров, так и самого ее инициатора. Таким образом, теплая вода смогла предотвратить надвигающийся конфликт и воцарить полное спокойствие в вагоне.

К одиннадцати вечера все как по команде принялись разбирать кулечки с постельным бельем, которые за 7 гривен любезно предоставила проводница. Но тут постигло разочарование. Спасаться от жары, завернувшись в мокрую простыню, — может, способ и действенный, но все же довольно неприятный, если учесть, что контакт с влагой будет на протяжении всей ночи. Робкие попытки автора прояснить ситуацию натолкнулись на исчерпывающий аргумент: а что же я могу сделать, не нравится — спите так.

Тем временем в купе разгорелась оживленная дискуссия. Молодой человек с пеной у рта доказывал, что для депутатов и членов правительства не должно быть никаких поблажек во время передвижения на автомобиле по городу. «Если пробка, так пусть стоит вместе со всеми, если нарушил правила — пусть платит штраф. В авариях, в которые попадают политики, виноваты, преимущественно, они сами. Ездят, как сумасшедшие, а потом утверждают, что на их жизнь покушались». В общем, под такой аккомпанемент и пришлось засыпать.

Ровно в полшестого утра на ухо пронзительно закричало радио с очень подходящей для такого случая бодрящей песенкой: «Налий вина, налий вина». Оживление в вагоне наступило без промедления. В коридоре тут же образовались две очереди в разные концы. Выбрав момент, я попросила проводника вернуть мне билет. Но, по-видимому, вчерашнего разговора она мне так и не простила. «Сядьте, пожалуйста, и успокойтесь, я сама принесу. Расходились тут», — проворчала она. Хотя свое слово она и сдержала, желание было лишь одно: выйти, наконец, из поезда — надоело все.

ОФИЦИАЛЬНОЕ

Харьковский вокзал оставил тягостное впечатление, хоть в ожидании высоких гостей и «почистил перья». Мрачные подземные коридоры с неприятным благоуханием, грязные перроны... Правда, Привокзальная площадь с симпатичным фонтаном в центре выглядела несколько поаккуратнее. Харьковчане говорят, что его отремонтировали за несколько дней до знаменательного в истории украинской железной дороги события.

Несмотря на довольно ранее время (7 утра), на площади негде было яблоку упасть. Все спешили прийти пораньше, дабы занять удобный наблюдательный пост. «Украиночки» и «юные железнодорожники» с флагами и шариками явно подустали стоять полтора часа под солнцем. Но неприятные ощущения скрадывались обилием положительных эмоций, которые им доставил пуск «Скоростного экспресса». Во-первых, они спустя несколько часов будут в Киеве и увидят «Софию Киевскую», во-вторых, будут первыми пассажирами в поезде, а в-третьих — увидят вживую Президента.

Началась официальная часть. Министр транспорта Георгий Кирпа рассказал всю историю создания «Столичного экспресса». Он поведал, что строительство железной дороги для скоростного маршрута обошлось в 300 миллионов гривен, в ходе которого было отремонтировано 500 километров железнодорожного полотна и 70 вокзалов. Что особенно приятно, вагоны нового поезда не импортные, а свои — их создало ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». Кроме этого, министр транспорта сказал, что направление первого скоростного экспресса очень символично, ведь и первая железная дорога в Украине прошла через Харьков. Еще, безусловно, это вызвано и объемом пассажиропотока, который в данном направлении довольно велик.

Леонид Кучма был менее официален, и, комментируя рапорт «главного железнодорожника», сказал, что «мы просто обязаны ездить и жить лучше», и что «если бы все так умели изыскивать средства, как железнодорожники, в Украине бы жили просто прекрасно».

СЮРПРИЗЫ: ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ

После хвалебных од самому поезду и благодарственных речей в адрес его создателей все дружной толпой пошли к виновнику торжества. В первую очередь, женский взгляд обратил внимание на одежду проводниц — стильные, приятного голубого цвета костюмы и элегантные пилоточки. Все девушки с профессионально сделанным неброским макияжем и в белых перчатках. В предвкушении последующих приятных сюрпризов журналисты начинают заходить в выделенный им пятый вагон. Но возникает проблема: охранник почему-то категорически против того, чтобы они ехали в одном поезде с Президентом. Страсти накаляются. Хоть это и презентационный рейс, поезд все равно должен отправиться вовремя. Перспективка же остаться на вокзале в Харькове на неопределенное время мало кого прельщает. Ситуация разрешилась в последние секунды под воздействием пресс-секретаря Президента Алены Громницкой.

Разместившись наконец в большем и мягком самолетном кресле и возрадовавшись ощущению прохлады, все начали шарить глазами: что же за чудо, этот новый поезд. Интерьер вагона второго класса (туда поместили журналистов) очень напоминает новую электричку или комфортабельный автобус. Как и там, здесь находится два телевизора. Правда, абсолютно ничего не слышно, так что непонятно, каким образом собираются смотреть фильмы. Ими же, как выяснилось, запаслись на любой вкус — от боевиков и мелодрам до старых добрых советских комедий и мультиков. В качестве увеселения в «Столичном экспрессе» могут предложить настольные игры, можно будет воспользоваться также библиотекой и почитать периодику, но это (кроме игр) уже за дополнительную плату. Приятно удивляет и наличие такой немаловажной для комфорта мелочи, как плечики для одежды. Успокаивает наличие в вагоне медработников с полным запасом необходимых лекарств. Словом, первое впечатление довольно приятное. За окном быстро-быстро сменяют друг друга пейзажи, толчков практически не ощущается.

Знакомство с буфетом несколько разочаровало. Все же комфорт комфортом, а как известно, кушать хочется всегда. Здесь в лучшем случае могут предложить салат из капусты и бутерброд. Правда, в поезде есть микроволновка и холодильник, то есть «свои» запасы провизии будут в сохранности и в нужный момент даже теплыми, но это уже непредоплаченные услуги. Зато с ассортиментом напитков проблем не возникает. Только опять странность. Создается впечатление, что холодильник — это удачный муляж. Каждый раз, когда бармен вынимает из него бутылки, кажется, что они стояли на раскаленной плите. Кстати, еще одна немаловажная деталь: цены в буфете увеличиваются прямо пропорционально приближению к Киеву. Обслуживающий персонал, хоть, как говорят, и прошел специальное обучение, похоже, еще не совсем освоился с практикой.

Все это побудило к путешествию в вагон первого класса. Контраст налицо. В первом классе пассажиры разместились в уютных купе по 3 или по 6 человек. На каждую тройку — свой телевизор, имеются галогенные светильники и персональные наушники, что очень удобно. С помощью специальной кнопки можно вызывать проводницу, которая, кстати, «контролирует ситуацию» посредством установленных в вагоне камер. Как в первом, так и во втором классе активно борются за здоровый образ жизни. Все купе для некурящих, а кому уж очень хочется, то, как и в привычных поездах, придется выходить в тамбур.

МИТИНГ В ПОЛТАВЕ

Практически отсутствует в «Столичном экспрессе» и одно из основных развлечений пассажиров, путешествующих в дневное время, остановки на станциях. В Миргороде никого не выпускают, поскольку стоянка длится 3 минуты. Так что ощутить под собой твердую землю возможно лишь в Полтаве. Здесь, кстати, и началось самое интересное.

Происходящее напоминало фильм «Безымянная звезда». Там у жителей маленького румынского города самым главным развлечением было приходить на вокзал и следить за тем, как через их населенный пункт без остановок следует поезд из Бухареста. Все жители одевали все лучшее и с восхищением заглядывали в окна мчащегося экспресса. В Полтаве происходило нечто подобное. Горожане подбегали к проводницам, чтобы те с ними сфотографировались, местные журналисты, расталкивая друг друга локтями, брали интервью опять-таки у проводников. Жители в состоянии эйфории забегали в вагоны и со ступенек кричали менее пробивным знакомым: «Ты посмотри, как здесь красиво». Вокруг поезда ходила охрана с рациями, и каждый из них постоянно комментировал ситуацию на своем объекте, хотя состав уже давно ехал без Президента (он вышел в Рай-Еленовке). Обрадовавшись такому количеству слушателей, соскучившиеся по коммунистическим митингам тут же перехватили инициативу в свои руки и стали скандировать лозунги: «за Ленина, партию» и т.д.

В Киеве встреча была хоть и бурная, но все же поспокойнее, во всяком случае, без политической окраски. Все выгрузились, полюбовались оцеплением из девушек с шариками патриотических расцветок и разошлись. Хотя путешествие из Харькова в Киев заняло всего 5 часов 45 минут, дорожной усталости избежать не удалось. Подумалось, что вовсе и не стоило так гиперболизировать события. Безусловно, новый поезд — значительный шаг вперед отечественного транспорта, но слова Георгия Кирпы о том, что наш поезд лучше западных не совсем соответствуют действительности. Это далеко не немецкий InterCityExpress, который едет со скоростью 280 километров в час, где в спинки передних сидений вмонтированы телемониторы и где есть конференц-зал с факсом и компьютерами. Это даже и не InterRegio, где в поезд можно позвонить... Но с другой стороны — то, что цена билета в наш «Столичный экспресс» вовсе не заоблачная (первый класс — 47 гривен, а второй — 30, что даже дешевле, чем фирменный Киев —Харьков), да и то, что в скором времени такие экспрессы будут курсировать в Одессу, Симферополь и Львов, говорит о том, что, может, это не новая эра, но первый шаг к ней — точно. И еще раз напоследок следует отдать должное целеустремленности и настойчивости Георгия Кирпы, который за полгода смог раздобыть 300 миллионов гривен и реализовать запланированное. Чем не пример для большинства предприятий и структур?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать