Клаустромания, клаустрофобия
В конце минувшей недели в Одессе состоялась книжная ярмарка «Зеленая волна». Помимо всего прочего, здесь презентовался новый московский глянцевый литжурнал «Ностальгия». В одном из номеров Богдан Ступка вспоминает военное детство, главным экзистенциальным ощущением которого был «страх перед бессилием жизни» . Главное впечатление от самой ярмарки — страх украинских издателей перед якобы бессилием украинской книжной жизни.
Еще в прошлом году Одесса внедрила новую ярмарочную концепцию: собрать на одной площадке издателей гуманитарной литературы из Украины и России для свободной конкуренции креатива. Тогда россияне отреагировали молниеносно: приехали лидеры серьезной книги — «Новое литературное обозрение», «Аграф», «Алетейя», «РОССПЭН», «Университетская книга», «Захаров». Украинцы призыв проигнорировали.
Для профессионального же глаза было очевидно: экспозиции наших «Основ», «Літопису», «Темпори», «Акти», «Юніверсу», «Духа і Літери», «КМ Академії», «Ґенези», «Либеді» возле стендов издателей- соседей имели бы шокирующий резонанс: миф о «недосягаемости» российской гуманитарной литературы рассыпался бы в прах. Но и в этом году украинские издательские бренды блистали отсутствием.
Старшие люди вспомнят, как когда-то канадские хоккеисты- профи долго не соглашались на серию встреч со сборной СССР — это был невроз неуверенности: в случае громкого проигрыша миф о непобедимой хоккейной Канаде способен был похоронить под своими обломками солидный бизнес. Тот же страх диагностировала у украинских издателей нынешняя Одесса. Намного комфортнее гневно упрекать родное государство за коллаборационистскую книжную политику (справедливо, между прочим, упрекать), нежели выйти один на один с титулованным конкурентом — пусть и не в рамках открытого первенства, а только в отдельно взятом показательном спаринге.
«Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни» , — писал Фрейд о тех, кто вел себя так же, как украинские издатели относительно ярмарочной Одессы. Клаустромания украинского культурного гетто выглядела на прошлой неделе как клаустрофобия на конкурентном ринге. А нашу же победу предвещала не только профессиональная интуиция, но и заочно засвидетельствовали результаты выставочного конкурса (рассматривались вперемешку российские и украинские образцы): победителями объявили трилогию «Популярная энциклопедия моды» (К.: Факт) и «Старую Одессу» А. Дерибаса (К.: Искусство).
Богдан Ступка в вышеупомянутой публикации далее пишет: «Страх — великое дело. Он пробуждает фантазию» . Фантазия у украинских издателей не проснулась. А именно фантазии требует жанр любой книжной ярмарки, потому что это — прежде всего карнавал. Вот киевский «Факт» устроил презентацию нового выпуска «Популярной энциклопедии моды», посвященного прическам, совместно с модной одесской парикмахерской — и это стало самым ярким зрелищем всей ярмарки. Но еще и несколько пачек альбома «улетело» — небось, на одном этом «отбили» расходы на командировку. А киевская же «Критика», ассортимент которой больше всего поразил московских коллег, даже стенда не имела — так, столик на задворках.
Одесский рынок весьма привлекателен для украинского издателя. Во-первых, даже по официальной статистике покупательная способность здесь заметно выше, нежели в Тернополе, Черкассах или Луганске. Во-вторых, откровенной фобии к украинской книге — как, скажем, в Крыму или в Донецке — нет. Но если эту книгу лишить карнавальной презентации, отношение к ней останется на прежнем уровне: как к сувениру из резервации. И одесский читатель и дальше будет дрейфовать в сторону российской литературы.
Поэтому проблема активного присутствия украинской книги в Одессе — проблема политическая. Наши издатели, ясное дело, не признаются в своих страхах-неврозах — будут сетовать на неадекватность затрат на участие гипотетическим дивидендам. Так, может, облгосадминистрация (учредитель «Зеленой волны», между прочим) предусмотрит стендовые преференции для продуцентов высоколобых изданий? А для издателей прозы/поэзии — грантовые командировки для авторов? На пару лет — пока наши пугливые книгоиздатели на собственном опыте не убедятся в правоте британского книжного аналитика Г. Грэма: «Каковы бы ни были коммерческие результаты, нельзя забывать о расширении культурного кругозора посетителей, что и является конечным результатом всякого книжного бизнеса» .
Или, может, одесского губернатора господина Цушко, как члена соцпартии, устраивает российскоцентрическое статус-кво читающей Одессы? Потому что социалисты, наверное, до сих пор не согласны с «буржуазным философом» Витгенштайном, который утверждал, что «межі моєї мови означають межі мого світу» . А что одесский мэр господин Гурвиц из «Нашей Украины»? «Книжные ярмарки становятся зеркалом национальных культур» , — утверждает Г. Грэм. Видно ли в зеркале «Зеленой волны» нашу Украину?
Кстати, о политтехнологиях. Одесская ячейка партии «Союз» инициировала конкурс на лучшего библиотекаря региона — закупила для победителей десяток недельных путевок в Карпаты. И к грамотам выставочного конкурса присовокупила от себя конверты с гривнями. Можно не быть симпатиком «Союза», но снять перед ними шляпы за этот поступок стоит. Даже потому, что президентская «Наша Украина» пока что не продемонстрировала знания слова «книга» нигде и никак.
«Зеленую волну» устраивает выставочная кампания. Ее задание — обеспечить участникам сервис (чтобы вы там ни выставляли — книги, вино или обувь). Для создания книжного праздника их профессионализма маловато. Здесь бы — плечо Украинской ассоциации издателей, Союза писателей и Союза журналистов. Неужели и они — в плену страха? И весь их арсенал влияния на массовое сознание — только громкие заявления в центральных медиа?
Мудрый Жванецкий в том же журнале, что и Ступка, уверен в другом: «И мирная жизнь может закончиться победой» .
Соавторы:
Богдан СТУПКА // Ностальгия, 2005, №4-5.
Зигмунд ФРЕЙД. О психоанализе. Пять лекций / Хрестоматия по истории психологии. — Москва: МГУ, 1980.
Гордон ГРЭМ. Книжный бизнес. — Москва: РосКонсульт, 1999.
Людвиг ВИТГЕНШТАЙН. Tractatus logico-philosophicus.
Філософські дослідження. — К.: Основи, 1995.
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ // Ностальгия, 2005, №4—5.
Выпуск газеты №:
№145, (2005)Section
Общество