Князь Владимир... был бы против
Зачем столице дорогой пешеходный мост с торговыми центрами на склонах Днепра?В парке «Крещатый» срубили 175 деревьев и снесли часть склона рядом с лестницей к памятнику Владимиру Великому. Зато строится подпорная стена для будущего моста, который должен соединить два парка — «Крещатый» и «Владимирскую гору» — с Аркой дружбы народов. Интересно, как бы древнерусский князь Владимир отреагировал на то, что у него «под носом» возводят мост, который протянется на 210 метров, будет достигать ширины от шести до 14 метров, а вверх поднимется до 32 метров? И все это на склонах Днепра, еще зеленых и вместе с тем оползнеопасных.
В Киевской городской госадминистрации обещают сдать мост «под ключ» до 26 мая, когда отмечается День Киева. Но, как выяснилось недавно, кроме моста, планируется канатная дорога к Почтовой площади, несколько торгово-офисных центров и две гостиницы.
ПРОФЕССИОНАЛОВ НЕ УСЛЫШАЛИ
На прошлой неделе объект проверял Александр СПАСИБКО, заместитель киевского городского головы. Он рассказал громаде и журналистам, что на мост уже потрачено 160 миллионов гривен, еще сотня миллионов запланирована на укрепление склонов. В целом уже готово 60% объекта. На вопрос журналистов, почему на эскизах моста появились объекты торговли, гостиницы и канатная дорога, Спасибко развел руками, что это — проектные решения, а никаких коммерческих сооружений там не предусмотрено. Странный ответ. Правда, чиновник признал появление фонтана, о чем ранее тоже не шла речь, и снова отметил, что мост строится исключительно для пешеходов и велосипедистов.
«Манипуляция в том, что проект моста разбит на несколько отдельных объектов. Изза этого люди не понимают, что же строится в действительности, — объясняет Виталий БИЛЕЦКИЙ, соучредитель общественной лаборатории «Час надбання». — Обоснование для этого моста только одно: нужно проложить канатную дорогу, просто «прицепить» ее к горе не получилось бы. Кроме этого, хотят построить еще шесть этажей торгово-офисного центра у речного вокзала. Мы общались с Виталием Кличко (мэр Киева. — Ред.) на эту тему. Он, конечно, доверяет специалистам из своего окружения, но должен был услышать и мнение профессионального сообщества».
«Я присутствовал на заседании научно-консультативного совета при департаменте культуры КГГА, когда еще в его ведении были вопросы культурного наследия (сейчас этим занимается отдельное управление охраны культурного наследия — Ред.). Против этого проекта были моя коллега Ольга Рутковская и архитектор Георгий Духовичный. Он прямо спросил у Кличко, что он собирается делать под мостом, не Статую ли Свободы? Зачем высота более 30 метров? Но громаде заявили, что принято единогласное решение, не было никаких протестов. Хотя до конца не понятно, как этот проект соглашался и с кем», — добавляет Билецкий.
БЕТОННЫЕ ОПОРЫ ЧРЕВАТЫ СДВИГАМИ
Эксперт напомнил, что в 2013 году мэрия избрала для строительства моста с Владимирской горки до Арки дружбы народов проект швейцарского архитекторского бюро Leuppi & Schafroth Architekten. Предлагалось возвести относительно небольшой мост, который как будто поднимает набережную в воздух и повторяет контуры днепровских склонов.
«Другой вопрос — кто пытается протянуть нынешний проект? Бизнесмен Андрей Миргородский (автор проекта. — Ред.) взял идею швейцарских архитекторов и сделал из нее то, что захотел, — говорит Виталий Билецкий. — Он известен киевлянам по Гостиному двору, Почтовой площади, вертолетной площадке Януковича, также причастен к Музею Голодомора».
Строить мост на днепровских кручах еще и опасно. Журналистка Ирина КАРМАНОВА обнародовала на сайте dengi.informator.ua письмо директора Научно-технического центра «Строительная экспертиза» Николая Ярмоленко Виталию Кличко. В нем отмечается, что мост будет опираться на лессовые грунты, которые легко проседают. Ландшафт круч держится за счет деревьев, которые не дают земле сползать. Поэтому огромные железобетонные опоры моста будут способствовать возникновению сдвигов, убежден Ярмоленко.
СЛОВО ЦЕНТРА ЮНЕСКО
Когда мост был уже наполовину готов, выяснилось, что против его появления выступил Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Рекомендация Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, которая является обязательной согласно законодательству, говорит о том, что работы не могут быть проведены до проведения консультаций с ЮНЕСКО и минимизации возможного влияния», — сказала заместитель министра культуры Тамара МАЗУР.
Дело в том, что Минкультуры в свое время согласовало возведение моста, объяснив, что тогда территория строительства не входила в буферную зону памятника мирового значения — Софии Киевской. Но вскоре земля, на которой строят мост, получила соответствующий статус (в 2017 году). Поэтому теперь необходимо разрешение ЮНЕСКО.
Но получать его Киев не собирается. Виталий Кличко и Александр Спасибко в унисон повторили обществу, что строительство ведется по нормам законов и за пределами буферной зоны Софии. Чтобы доказать это, КГГА обратилась в экспертный совет Украинского национального комитета Международного совета по вопросам достопримечательностей и выдающихся мест (ICOMOS) для предоставления экспертных выводов относительно влияния проекта строительства этого моста.
По словам исполнительного директора украинского IСОМОS Елены СЕРДЮК, экспертный совет проработал градостроительную и памятникоохранную документацию и предоставил вывод, что влияние пешеходного моста на объект всемирного наследия фактически отсутствует. В этом контексте общество интересует, кто входит в экспертный совет и на основании чего готовился такой отчет. И почему выводы организации, ассоциированной с ЮНЕСКО, противоречат позиции главного офиса Центра всемирного наследия?
«РАЗРУШАЕТСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ»
Общественная лаборатория «Час надбання» обратилась к IСОМОS с описанием ситуации. Также надеются пригласить представителей ЮНЕСКО в Киев. А теперь советуют городу остановиться на этапе строительства моста и не браться за торгово-развлекательные объекты.
«Разрушается уникальный исторический ландшафт, который был идентификатором Киева много сотен лет, — отмечает Виталий Билецкий. — Сегодня мы являемся свидетелями преступления против истории, которое согласовывают те, кто в свое время разрабатывал и согласовывал историко-градостроительное обоснование, почему здесь строить нельзя. Имею в виду Елену Сердюк, которая ранее защищала памятник ландшафта, расширяла зону действия IМО».
У эксперта возникает вопрос, чем вообще обосновано появление такого моста. «Разве есть такая необходимость, без которой Киеву нельзя двигаться дальше? — рассуждает Билецкий. — У нас куча обзорных площадок. А еще вспомните, как строилась Почтовая площадь: было разрешение на тоннель, на транспортную развязку, потом меняется авторский досмотр, и строят ТРЦ, которого не может быть в части транспортной развязки без выделенной земли. Ситуация с мостом — похожая схема».
Выпуск газеты №:
№61, (2019)Section
Общество