Когда в классе - два-три ученика...
На Волыни - очередной бунт родителей: еще в одном селе требуют не закрывать школу, даже несмотря на ее неперспективность«НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ ГРОМАДЫ ПРИНИМАЮТ ТАКИЕ РЕШЕНИЯ»
На этот раз протест - в селе Стебли Ковельского района, где в местной школе всего 13 учеников, но родители, тем не менее, настроены воинственно и безапелляционно требуют не закрывать школу. Готовы брать на себя ее содержание, а местные власти просят только выплачивать зарплату трем сотрудникам школы, это две учительницы и техработник.
А в Стеблей на Волыни протестовали родители против закрытия школы в селе Краска в бывшем Ратнивском районе. Здесь 26 учеников, еще 5 посещают подготовительное отделение, и в другую школу детям пришлось бы добираться 11 километров по лесной дороге. В коллективе школы целых 17 педагогов, 7 из них в декретном отпуске. До Краски были конфликты из-за закрытия школы в селе Зачернечье бывшего Любомльского района, в Михлине, Жабче и Бережанке бывшего Гороховского района и других... Всего на Волыни, как сообщали в областном управлении образования и науки, более 100 малокомплектных школ, и не менее трети из них территориальные громады могут закрыть. Или, говоря современным сленгом, оптимизировать.
И оптимизация уже идет полным ходом. Школу I- II степени в селе Краска все-таки закрывают, как и другое учебное заведение, которое относится к Ратнивской территориальной громаде: школу I степени в селе Доманово. Причина банальная: нет детей - нет школы. В Краске в этом учебном году было всего 26 учеников: в первом классе - 0, втором - 3, третьем - 2, четвертом - 0, пятом - 4, шестом - 7, седьмом - 5, восьмом - 5, девятом - 0 учеников. В Домановом в школу должны идти всего 17 детей. 2 - в первый класс, 3 - во второй, 5 - в третий и 7 – в четвертый.
Демографическая ситуация, как видим, в комментариях не нуждается. Фраза «Не будет школы - не будет села», которую часто приводят противники ликвидации учебного заведения, на самом деле не имеет ничего общего с реальностью. Села не будет, если в нем не будет работы для людей. И именно отсутствие работы в селах заставляет их жителей мигрировать в «лучшие края», для Волыни это соседние Польша, Беларусь и уже давно близкие Италия с Португалией. Села пустеют, стареют, детей некому рожать, и в какой-то момент закономерно возникает вопрос о существовании детского сада или школы...
«Не от хорошей жизни громады принимают такие решения, - комментирует ситуацию Ростислав ШИМАНСКИЙ, глава Сереховичивской громады, в Ковельском районе. - Содержание школ уже практически полностью сбросили на громады, пока дают более или менее на зарплату учителям, но где менее 60 детей в девятилетке, этих средств тоже мало. А еще есть ФАПы, амбулатории, садики, клубы, библиотеки, спортшколы, различные секции, дома престарелых... Да практически все теперь на местных бюджетах. А взамен - 60 процентов от НДФЛ и... Да практически это и все, остальные поступления - мелочь, разве что еще тем громадам, на территории которых заправки, поступают какие-то проценты от акциза за топливо...»
Сереховичивская громада - одна из успешных на Волыни. Хотя это натуральная «глубинка», где в громаду объединились как «богатые» села, так и депрессивные. Проблем, и значительных, подбросил сельсовет, который присоединили последним, с двумя малокомплектными девятилетками. В одной - 27 учеников, во второй - 34. На их содержание нужны миллионы... И тенденция такова, что количество учащихся и дальше будет уменьшаться. Школы, делится глава, действительно классные, и педагоги супер, но становятся заложниками ситуации. Большую часть бюджета в громадах и так «выедает» образование. А если содержать неперспективные школы, где содержание одного ученика обходится в десятки раз дороже, чем в школах с достаточным количеством детей, то громады не будут иметь никакого фонда развития.
А потом неперспективные школы просто «съедят» весь бюджет...
ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ АРГУМЕНТОВ
Ликвидация малокомплектных школ или даже вынужденное, как дипломатично выражаются чиновники, «приостановление учебного процесса» происходит со скандалами, протестами, сбором подписей в защиту школы и т.д. И если просмотреть запись любого массового собрания в селе в защиту школы, бросается в глаза характерная черта: люди просто не слушают и не хотят слышать аргументов власти. Более того, поражает какое-то детское упрямство, которое напоминает персонажей из сказки о золотой рыбке. Вот пусть нам оставят школу, и все. Редко звучат предложения найти выход: перепрофилировать школу в начальную, образуя филиал опорной. Хотя и в таких случаях никто, как говорится, не заморачивается финансовыми расчетами.
А они есть. Вот какие данные были приведены на общественных слушаниях в селе Вишнев Борохивского старостинства Подгайцивской громады: «Стоимость содержания одного ученика в Подгайцивском УПК, где учится до тысячи учеников - примерно 17 тыс. грн в год, при среднем по Украине - 25 тыс. гривен. После присоединения к громаде еще 11 сел ситуация изменилась. Сейчас в громаде есть образовательные учреждения, где наполняемость классов и общее количество учеников очень низкие. Например, в школе села Вишнев учится всего 9 учеников (из которых пятеро - выпускники четвертого класса), поэтому средняя стоимость содержания одного ребенка составляет не 25 тысяч гривен, а более 100 тыс. гривен в год». Отток из школы начался четыре года назад, когда из села начал ездить школьный автобус в Поддубцивскую школу. До этого в начальной школе обучалось в среднем 17 детей.
Это ли не парадоксы демократии? Когда на полном серьезе ведется обсуждение вопроса: закрывать школу, где 9 (19, 24 и т.п.) учеников, или еще не закрывать?.. Наверное, власть в лице громад, должна содержать такое учреждение, должна принимать решения, исходя из финансовых возможностей и из того, где на самом деле будет создан качественный образовательный процесс, то есть из интересов прежде всего ребенка, ученика, а уже потом - желаний бабушки или мамы, которая говорит: «Хочу вот встать на воротах и видеть, как мой сын (внук) идет в школу близко». И такие аргументы не раз я слышала. «Ни разу на общественных слушаниях не слышал, чтобы говорили: в этой школе будет лучше моему ребенку. Нет, прежде всего взрослые заботились о себе», - констатирует Валентин Приходько, заместитель главы Подгайцивской громады.
Директора же крупных школ, где в классах по 25-30 учеников (а учеников в целом - несколько сотен), жалуются: есть вакансии педагогов, но коллеги из малых школ идти не хотят. До последнего держатся за несколько часов, но в малой школе. А зачем напрягаться?..
«НАМ НЕ ХВАТАЕТ ЧЕСТНОСТИ»
Оксана САХАРЧУК, директор учебно-воспитательного комплекса «Локачинская общеобразовательная школа I-III степеней - гимназия»:
- Комментировать реформы, точнее то, что ими часто называют в сфере образования, - неблагодарное дело: все равно, что пытаться поставить логическое ударение во фразе, которую так часто слышим, когда поднимается вопрос реорганизации образовательной сети: "Закрыть нельзя сохранить". А вместе с тем, каждая отдельная ситуация с реорганизацией или изменением типа учреждения образования - уникальна, и решать ее нужно не только руководствуясь экономическими, демографическими факторами, а прежде всего интересами детей, возможностями и перспективами развития, которые предлагает образовательная среда ребенку. Поэтому не буду пытаться убеждать "закрывать" или "сохранить" школу, а поделюсь своими соображениями о том, какие ценности, принципы должны служить основой для принятия необходимых, часто болезненных судьбоносных решений в реформировании образовательной сети.
Принцип первый: школа для ребенка. В дебатах и спорах по поводу реорганизации сети учреждений образования часто теряется главное: школа - это развивающая среда, в которой ребенок приобретает ключевые компетентности, учится жить, достигать успеха и преодолевать неудачи. Школа - это пространство, которое формирует навыки критического мышления, когнитивную гибкость, умение работать в команде, благодаря которым личность сможет чувствовать себя конкурентной во взрослой жизни. И когда есть дети, и наставниками создана такая среда развития - тогда есть школа. Однако когда детей нет и наполняемость класса менее пяти учеников, школа не может продолжать функционировать только как место работы педагогов. И отнюдь не для того, чтобы директор или учитель доработали до пенсии.
Принцип второй: качественные образовательные услуги. Он имеет одинаково большое значение и в заведении с малой наполняемостью классов, и в школе, где учится большое количество детей. И малая наполняемость классов - вовсе не показатель того, что в учебном заведении не предоставляются качественные образовательные услуги. Многочисленные примеры сельских школ, выпускники которых успешно конкурируют своими знаниями и умениями с выпускниками из города - этому доказательство. Я тоже выпускница сельской школы. Начальное и базовое образование получила в Коритницкой восьмилетней школе Локачинского района. В сельской школе талантом и любовью педагогов, светлой памяти директора Цыганюка Павла Николаевича была создана среда, которая мотивировала к развитию, продвижению, стимулировала жажду познания нового. Я благодарна своей школе за прочные знания и науку человечности, без которой все другие премудрости не имеют смысла.
Однако если в учебном заведении не создаются необходимые условия для развития детей, образовательные услуги не соответствуют требованиям государственных стандартов - это бесспорный аргумент для того, чтобы дети продолжили получать образование в среде, где учат профессионально и качественно.
Принцип третий - честность. Нам так ее не хватает! Чтобы самим себе признаться, действительно, отстаивая сохранение школы, мы отстаиваем интересы детей? Действительно ли школа предоставляет качественные образовательные услуги? Действительно ли мы сделали все возможное и невозможное, чтобы наполнить местный бюджет и сохранить школу, которая осталась единственным культурно-образовательным центром села? Действительно ли мы говорим правду своим избирателям, а не манипулируем волнениями людей, уклоняясь от честного разговора?
Проблема создания жизнеспособной образовательной сети, к сожалению, остается долгое время злободневной. Общественные слушания становятся дебатами, каждая из сторон приводит убедительные аргументы, и во многих громадах образовательный воз остается на месте, так как чиновники, педагоги и родители часто тянут его в разные стороны. Самое печальное, что от этого проигрывают дети - и обучающиеся в малокомплектных и обучающиеся в больших школах, - поскольку общество, не имея финансовых ресурсов на содержание школ, не может их найти и на развитие учреждений образования: приобретение современного оборудования, формирование инклюзивного пространства, укрепление спортивной базы.
А так хочется, чтобы каждая школа была жизнеспособной и каждый ребенок имел равный доступ к качественным образовательным услугам!