«Когда за державу обидно...»
«Интеровская» программа «N-ный километр» , хоть и отсчитывает свои километры от Киева, Украиной не ограничивается. N-ный километр — везде, где есть наши люди. Даже если живут они очень далеко. И даже если их там очень мало. На внимание программы может рассчитывать любой человек, если он — родом из Украины.
Недавно съемочная группа «N-ного километра» приехала из Италии, где на военном рейде в Неаполе шестой год стоит арестованный властями украинский теплоход «Одесса». Рассказывает корреспондент «N-ного километра» Андрей ЦАПЛИЕНКО:
— Добирались мы в Италию очень непросто, и возможным это стало только благодаря посольству Украины в Италии и Почетному консульству — итальянской организации, сотрудничающей с нашим посольством. Была масса проблем и с тем, чтобы попасть на корабль: поскольку гавань военная, необходимо было разрешение командования НАТО. К тому же оказалось, что итальянская бюрократия очень похожа на нашу, отечественную. Прошли мы все кордоны — и военные, и полицейские, и бюрократические. Получили все возможные разрешения, попали на судно и увидели, как живут наши ребята. Конечно, условия жуткие — нет света и тепла, нет денег и медицинской помощи. И тем не менее, корабль они сохранили: его только немного привести в порядок, и он снова сможет выйти на линию — каюты класса «люкс» хоть сейчас готовы принять пассажиров. И это впечатляет. Потому что за те шесть лет, которые «Одесса» находится за границей, все ее имущество могли бы просто растащить — и итальянцы, и сами моряки. А если бы это сделали моряки, никто бы их не осудил — люди, которых бросили на произвол судьбы, имеют право как-то поддержать себя в такой ситуации. Когда они уезжали из страны, им обещали зарплату — тысяча долларов в месяц, и проживание в гостинице, при условии, что они сохранят для своей страны теплоход. Но с первого дня они жили на своем теплоходе, и на сегодняшний день те, кто их туда отправлял, должны морякам 680 тысяч долларов, но у них нет никакой надежды, что когда вернутся на родину, эти деньги им действительно заплатят. У моряков есть только одно — тяжелая работа. Каждый день, без праздников и выходных. Так, корабельные концы — толстые канаты, которые удерживают судно около пристани,— постоянно рвутся, потому что они старые. Капитан просил прислать ему хоть какие-нибудь концы, но в пароходстве не нашлось толстых канатов. Худо- бедно «Одесса» держится. Но буквально на наших глазах оборвало два таких троса, корабль начало кидать из стороны в сторону. А после нашего отъезда начался шторм, и «Одессу» било о стоящие рядом суда...
Люди всегда были прочнее техники. Но в прошлом году от перенапряжения умер один из членов экипажа, и было очень трудно отправить его на родину. Практически все члены экипажа, за исключением капитана,— он очень крепкий физически человек — больны. Боцман, например, сломал себе ногу. Итальянские медики отказались лечить его без денег. Нога, конечно, срослась, но — неправильно. Теперь по возвращении в Украину ему придется делать операцию, и для начала ломать уже зажившую ногу. Отчасти благодаря нашему приезду еще одному члену экипажа сделают, наконец-то, операцию — у него грыжа. К этому сейчас подключилось и наше посольство, и Почетное консульство. А ведь человек ходил с этой грыжей полгода! У остальных травмы рук и ног, головы... А уж то, что психологическую травму получили почти все, так это отдельный разговор, и людям еще придется пройти соответствующую реабилитацию. Ну и можно себе представить всю сложность их личной жизни.
Из Украины к ним приезжали те, кто хотел стать народными депутатами, и фактически сделали себе на этой поездке избирательную кампанию. Они вернулись в свои города и сказали: «За нас будут голосовать моряки с «Одессы», голосуйте и вы». И за них проголосовали....
Что помогает морякам выживать и все выдерживать? Наверное, все та же тяжелая работа: знают, что у них есть корабль и его нужно сохранить. Когда человек существует без цели, он опускается... Им, конечно, помогали — и украинские нелегалы, которых много в Италии, и бывшие советские граждане, у которых там бизнес. Эта сплоченность, землячество, поддерживало моряков в тяжелые времена.
Мы очень хотели попасть на судебное слушание по поводу принадлежности «Одессы», но, честно говоря, не надеялись на какие-либо новости: разбирательство длится пять лет, вряд ли что-то неожиданное может произойти. Но в суде мы услышали, что, оказывается, «Одесса» с 1998 года ... не является украинским судном. Украина продала его российской компании, российская — оффшорной, и концов опять-таки не найдешь. Ответственные чиновники, с которыми мы беседовали, заявляют, что ничего об этом не знали. Но кто-то же должен знать! Судно, да еще и одно из самых лучших советского времени, — не иголка, его так просто не продашь.
Положение само по себе взрывоопасное. Ни одна европейская страна не бросила бы своих людей в подобном положении. А мы оставили, мотивируя отсутствием в стране денег. Но самое главное в этой ситуации то, что по отношению страны к своим людям судят о стране в целом. Нельзя допускать, чтобы в Италии говорили: «Украина? Это где-то между Польшей и Россией... Это почти Азия...» Нашу страну есть за что уважать. Но пока итальянцы судят о ней по футболисту Андрею Шевченко и теплоходу «Одесса». Первый пример очень хороший, второй — диаметрально противоположный. Обидно.
Выпуск газеты №:
№181, (2000)Section
Общество