«Конкурировать начинают не столько территории и регионы, сколько города»
Мэр Луцка Николай Романюк намерен расширить использование исторического наследия города и его туристический потенциал![](/sites/default/files/main/articles/14052014/9luck.jpg)
Последние годы Луцк интенсивно ищет новые точки для наполнения городского бюджета, считая, что туризм может стать достойной его частью. Чем же подтверждают городские чиновники свою уверенность в выполнении поставленной цели? Разговор об этом пойдет с мэром Луцка Николаем Романюком.
— В 2006 году для Еврокомиссии готовилось исследование, прояснившее взнос культурно-креативного сектора в экономику стран ЕС. Результат — налицо: этот сектор создал 2,6% ВВП Евросоюза. Вес цифры понятен в сравнении: операции с недвижимостью создали 2,1%; производство продуктов питания, алкоголя и табака — 1,9%; производство товаров легкой промышленности — 0,5%. Это было восемь лет назад. Сегодня эксперты единогласно утверждают, что взнос туризма в создание ВВП Евросоюза удвоился. Комментировать эти цифры нет необходимости.
♦ В основе генерации развития сектора туризма Луцка, кроме памятников истории и культуры, городской глава видит три компонента: непромышленные культурные отрасли, производящие невоспроизводимые блага, потребляемые на месте (произведения искусства и антиквариата, исполнительное искусство и культурное наследие); промышленные культурные отрасли, производящие предметы культуры (кинематограф, видеоигры, телевидение, музыка, печатная продукция; креативные отрасли, которые используют культуру для производства товаров (дизайн, архитектура, реклама). С этой целью город уже давно занимаемся работой, чтобы аккумулировать вокруг себя самую активную часть населения, его креативный класс. Именно они будут заниматься благоустройством городской публичной среды.
Дело в том, что конкурировать начинают не столько территории и регионы, сколько города. Именно они концентрируют основной финансовый капитал, человеческие и символические ресурсы, имеющиеся на территории. Для этого нужен грамотный брендинг. Это достаточно дорогое удовольствие, и требует времени и системных действий по его внедрению в жизнь. Придумать слоган и красивый логотип — недостаточно, нужно сделать так, чтобы они закрепились в сознании потребителей. То есть, «вывеску» необходимо подкрепить материальной базой.
♦ Туризм — продукт комплексный, и он должен работать системно. Он неотделим от общественного питания, транспортной сети города, анимационных программ и дополнительных услуг. Сегодня мало поселить туриста — и больше ничем не заниматься. Без предоставления культурного и этнокультурного ресурса уникальное предложение для туриста не состоится. Другими словами, поселивший туриста должен показать ему местную культуру, традиции и обычаи.
♦ Существует ошибочное мнение, что развитием территорий и региональным брендингом, что, в общем-то, является изюминкой, которая привлекает туристов, должна заниматься власть, — уверен лидер городской общины. Здесь не обойтись без общества, интересы которого представляют общественные организации. Культурное развитие и насыщенность городской сети опираются на мелкий и средний бизнес. Общественное питание, гостиничное хозяйство, транспорт — это их работа. Не в стороне должны стоять средний и крупный бизнес, формирующие в этой отрасли систему долгосрочных интересов. Без них отрасль не состоится. При любом сценарии развития туристической отрасли, остается актуальным базовый вопрос: как перейти от формальных шагов, которые в лучшем случае начинаются и заканчиваются «выделением» средств, к переходу на интенсивный путь работы. Это — стержень развития туризма. Чтобы избежать пустых, выхолощенных деклараций, которыми нередко пестрят многие чиновничьи документы, мы при словах «обеспечить», «создать» или «внедрить» тут же предлагаем, как, с кем и за какие средства это можно сделать. В этом нужен патерналистский подход управления к тем, кто хочет заниматься туризмом, стабильность и регулярность предоставления спектра услуг, инвестиционные ресурсы и инновационные технологии. Существует такой духовный закон: все, что разъединяет людей, — от дьявола, а все, что соединяет, — от Бога. Нужно единство всех, кто решил делать бизнес на туризме. Это станет базисом для развития отрасли, — уверен мой собеседник.
С другой стороны, городу нужны гостевые дома. Они должны диверсифицироваться и специализироваться с культурой областью, и научиться себя позиционировать, чтобы приезжий турист-потребитель смог выбрать то, что он хочет. С туризмом прямо или косвенно связано около 30 отраслей экономики. Для его развития необходимы новые автомобильные дороги, мосты, гостиницы, автостоянки, мастерские, кафе и рестораны, а это — новые рабочие места. Отмечу, — продолжает городской глава, — что жизнь и время изменили структуру конкурентных преимуществ города. Традиционные факторы успеха — экономическая специализация, природные ресурсы, наличие качественной и дешевой рабочей силы, низкие транспортные расходы — все больше отходят на второй план. Социально-культурной парадигмой города становятся качество и обустроенность городской среды, интенсивность культурной и социальной жизни, политическая стабильность, низкий уровень бедности и преступности, позитивный имидж прозрачности системы принятия решений. Все это вместе увеличило приток туристов в наш город в прошлом на 25% больше, чем за такой же период предшествующего года. Луцк, так или иначе, обречен на поиск неповторимости собственного лица. Собственно, он им владеет.
Города вступают в беспрецедентную для истории городов конкуренцию друг с другом, за человеческие, информационные, культурные и денежные ресурсы. Чтобы связи и соперничество в положительном понимании этого слова частично опустились со ступеньки национальных государств на уровень городов, соревнуются, разумеется, как близкие соседи, так и глобальные мировые города, география и расстояние между которыми сегодня уже не имеют принципиального значения. Речь идет о том, что сегодня городу необходимо располагать не только выгодными конкурентными условиями, но и, в первую очередь, неповторимым символическим капиталом, аутентичным «Я».
♦ Вспоминается один пример. В свое время Людвиг II, строивший умопомрачительные замки, был объявлен невменяемым и устранен от власти с целью предотвращения полного опустошения не только королевской казны, но и всей Баварии. Тогда никому даже в голову придти не мог коммерческий потенциал этих «инвестиций в будущее». Спустя сто лет один только альпийский замок Нойшванштайн ежегодно посещает около двух миллионов человек. Каждый посетитель тратит около 30—40 евро на билеты и сувениры. Нетрудно посчитать, что только финансовый поток от туристов составляет около 50—60 миллионов евро ежегодно без учета сопутствующих мультипликативных доходов Баварии от туризма — гостиниц, ресторанов, магазинов, транспорта. Еще с советских времен туризм привыкли рассматривать как одну из форм проведения досуга, а не как одну из доходных статей бюджета. Мировая практика самым убедительным образом доказывает, что инвестиции в индустрию туризма по своей отдаче сравнимы, к примеру, с инвестициями в нефтедобычу. Все это неотделимо от экономического эффекта. Современный туризм столь же противоречив, как и процессы, протекающие в современном мире. Но именно туризм становится одним из способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным способом познания, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке.
♦ Здесь нет «вторых ролей», — отмечает Николай Романюк. Возьмем, например, строительство как внешний облик города, что тоже в немалой степени привлекает туристов. В нем все большую значимость приобретает внешний вид зданий, а не их функциональность: растет роль образа, фасада, зрелищности, что находит свое отражение в использовании цвета, ярусности, декоративных элементов украшения. Растет спрос на более гибкие пространства, что особенно очевидно во вновь построенных или реконструированных зданиях нашего города. Заметна тенденция к монументальности в жилом и коммерческом строительстве, что во многих важных аспектах отличается от монументальности социалистического периода. Это важный элемент в жизни городов, ведь последние десятилетия во всем мире, в том числе и в Украине, меняется представление о том, какова роль культуры в обществе, как устроена ее экономика в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры.
♦ С начала 1990-х годов отдельные города начали репозиционирование, при котором двигателем экономического развития стала сфера культуры. Туризм — неотъемлемая ее составляющая. Луцк давно стал стремиться к центру отдыха и туризма. Мы стали организовывать запоминающиеся культурные события и мероприятия, создавать яркие логотипы, поощрять самовыражение горожан творческих профессий. А чего стоят благоустроенный историко-культурный заповедник «Старый город», расположившийся на 40 гектарах, около 130 памяток истории и культуры города, единственные в Украине музей колоколов и Волынской Иконы! Игнорировать такие святыни города и края становится сегодня просто неприлично. Я продолжу и приумножу такие культурные мероприятия, — обещает городу мэр. Именно при этом градоначальнике Луцк сумел получить средства на модернизацию таких важнейших составляющих жизни города, как ремонт и строительство школ и заведений культуры, дорог, массового появления ОСМД. Его подход к проблемам города стал системным и взвешенным, с «контактами» с областной властью. Луцк становится площадкой для отработки современного подхода по совершенствованию качества местного самоуправления и экономической политики, росту культуры. Привлекательная его сторона — большое количество масштабных фестивалей народного искусства и культуры, а на состоявшемся в 2012 году всеукраинском семинаре в Каменец-Подольском «Фестивали как катализатор туристического рынка», в рамках проекта USAID ЛІНК, среди представленных на нем 15 городов Украины Луцк занял первое место по подготовке проекта фестиваля-открытия туристического сезона в своем городе. Призовое место на семинаре дает городу возможность софинансирования открытия туристического сезона проектом ЛІНК. Идея проекта тщательно продумана и отшлифована, как и план работы городского центра туристической информации и услуг на 2014 год. Луцк ждет туристов в новом туристическом сезоне!
Выпуск газеты №:
№86, (2014)Section
Общество