Консоль для нейрохирурга
Как врач Волынской областной клинической детской больницы Михаил Ловга с единомышленниками и коллегами обустроил современную операционную без копейки государственных средствМЕЧТАЛ И СОЗДАЛ
О том, что мечтой заведующего нейрохирургическим отделением Михаила Ловги были «не отпуск с 5-звездочным «олл-инклюзивом» и не дорогое авто, а то, где и чем спасать человеческие жизни», широкой общественности сообщила Мария Адамчук-Коротицкая, президент благотворительного фонда «СТОПРАК». «Детский нейрохирург, заведующий отделением детской нейрохирургии Волынской областной детской больницы, один из немногих членов Международной ассоциации детских нейрохирургов, — представила она Михаила и рассказала, как он мечтал о новой нейрохирургической операционной. — Понимаете? Врач, который готов ежедневно спасать детей с тяжелыми болезнями, опухолями и другими патологиями, мечтал иметь место с надлежащими условиями для этой работы. Мечтал и создал. Нет, не за деньги государства. А с помощью людей, которые поверили в его мечту. Имея старое помещение операционной, нейрохирург Михаил Ловга и команда его отделения сделали масштабный ремонт операционной с полной заменой всех коммуникаций, электрощитовой, созданием правильной современной вентиляционной системы, заменой дверей, системы освещения и покрытия стен / потолка / пола. Деньги на это жертвовали знакомые нейрохирурга, которые видели, как он по-настоящему горит этой идеей, благотворительные фонды, родители тяжелых пациентов, благодарные врачу за золотые руки, его друг из США, порой приходилось достать и из своего кармана. Не одна бессонная ночь, не одно «внеурочное» время работы врача и персонала отделения уже не со скальпелем в руках, а с веником или тряпкой — и новая операционная СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ! Здесь теперь есть основа, на которую уже потратили огромный ресурс.
Но еще — многое нужно. В частности, есть потребность в двух медицинских мониторах и компьютере, который бы их соединял, потолочной консоли, некотором другом мелком инвентаре. Операционная, которая по мощности теперь сможет конкурировать даже с частными клиниками, появилась на Волыни без единой государственной гривни! Как говорится, на голом энтузиазме людей, мечта которых даст возможность реализовать мечту многих родителей — чтобы их дети были здоровыми. Основные необходимые усилия уже приложены, но для завершения проекта все же нужны средства».
Почему Мария Адамчук-Коротицкая начала агитировать за новую операционную? Потому что в нейрохирургическом отделении лечат детей со многими патологиями. Значительная часть маленьких пациентов — дети из онкогематологического центра нашей детской больницы, которым уже не первый год помогает фонд «СТОПРАК». Еженедельно нейрохирурги оперируют детей с опухолями головного и спинного мозга...
КАК ЛЬВОВСКИЙ ПАРЕНЬ СТАЛ ВОЛЫНЯНИНОМ
Михаил Ловга родом из Львова, его отец работал военным врачом, он также хирург. Медицинская тема была в доме актуальной, сын бывал у папы на работе, наблюдал, учился, в старших классах уже и сам мог что-то диагностировать, и учительница биологии называла его «доктором». Первым местом его работы, еще в мединституте, стала бригада частной скорой помощи. И это был бесценный опыт. Интернатуру проходил в Луцке, и каждый день делал по несколько операций. Но о профессии нейрохирурга еще не было и мысли.
«Я приехал на Волынь на месяц, а так получилось, что остался надолго, уже 12 лет здесь, — говорит Михаил. — Так совпало во времени, мне предложили должность нейрохирурга, на эту работу никто не хотел идти, потому что она занимает много времени, приходится собой жертвовать. На самом деле у меня и не было много вариантов. А еще случилась семейная трагедия, когда в ДТП погибли два моих троюродных брата, третий получил тяжелую черепно-мозговую травму. Я очень хотел ему помочь, но понял, что не знаю, как. Думал: я ведь столько вещей понимаю, а этого — нет. Брат умер, а мне сложились в один пазл предложение стать нейрохирургом и семейная трагедия...».
Нейрохирургическое отделение Волынской областной клинической больницы, которым заведует Михаил, пока небольшое и создано лишь в октябре прошлого года. Работает еще один нейрохирург, Степан Кокиц, невролог Оксана Тисна и шесть медсестер. В прошлом году в отделении выполнили 145 операций. В этом году немного сдерживал карантин, но уже выполнено более 90. «И это только полноценные операции, а не зашил рану на голове, — говорит Михаил. — И дело далеко не в количестве, в детской нейрохирургии все очень индивидуально. У нас уже почти половина сделанных операций — долговременные, по 5 — 7 часов, и больше. Мы получили хорошее оборудование и смогли браться за самые сложные случаи, и нет двух одинаковых пациентов и двух одинаковых операций. Нейрохирургия — особая специальность, потому что риск возникновения проблем при операции очень высок. Миллиметр не туда, и человек уже не будет таким, как до операции».
И для того, чтобы избежать ошибок, надо, помимо хорошей техники, знаний, иметь качественное оборудование и надлежащую операционную.
ЕГО ХИРУРГИЧЕСКИЙ МИР ИЗМЕНИЛ ПРОФЕССОР ДЖЕЙС РУТКА
Помощь от благотворительных фондов Волынская областная клиническая детская больница получала и раньше. Это фонд «Помощь детям Чернобыля», который последние 5 лет сконцентрировался на помощи отоларингологическим и нейрохирургическим отделениям. В 2013 году канадцы начали программу «Ukrainian fellowship program», в рамках которой начали приглашать на стажировку по несколько украинских врачей. Михаил Ловга был на первой конференции, которую во Львове проводил профессор Джеймс Рутка, и стал одним из первых стажеров программы.
От канадцев в отделение получил лупы, которые помогают лучше видеть операционное поле, микроинструменты, а через год канадцы выслали ему свой старый микроскоп фирмы «Цейс», которого считают отцом современной нейрохирургии, и именно эта модель по сей день используется во многих странах как базовый микроскоп. Осенью же прошлого года благодаря фонду «Вместе для Украины» он поехал на стажировку в США. Один из его основателей — нейрохирург, жена которого родом из Ивано-Франковска. Там учился, практиковал и дистанционно искал благотворителей, потому что в старой операционной уже нельзя было делать то, на что был способен.
«Когда сняли гипсокартон, поняли, что работы будет много. Надо было решить вопрос с электроснабжением. Мы уже имели такое оборудование, которым не могли рисковать не только потому, что оно стоило очень дорого. Мы боялись его просто потерять, потому что если бы что-то перегорело, нового бы нам уже никто не дал, — рассказывает Михаил. — Поэтому заменили электрощитовую, завели современные мультимедийные кабели. Решили по-новому вопрос с вентиляцией. Наши операции очень длительные, иногда и 10, и 14 часов, трудно и медикам, трудно и пациенту. И украинский фонд «Таблеточки» помог нам в получении системы вентиляции, стоимость которой более 300 тыс. гривен».
Михаил говорит, что, конечно, хотелось бы уже иметь и автоматическое открывание дверей в операционную, когда помылся, то руками же ничего не трогаешь. Сейчас открывают дверь по-старому, коленом, потому что на те деньги, которые могли потратить на автоматику, поменяли двери и окна. «Мы не сделали чего-то грандиозного, — продолжает Михаил. — Просто высокотехнологичные операции должны делаться в определенных условиях, и мы их создаем. У нас нет современных панелей, которые стоят одна, как ремонт целой операционной. Но мы имеем максимально оптимизированные условия работы. Кое-что мы добавили свое. Для удобства сделали освещение на потолке, во время операции мы выключаем основной свет над микроскопом, чтобы он не мешал нам четко видеть операционную рану, особенно, когда оперируем на больших увеличениях, поровняли пол, добавили розеток...».
Наверное, он не раз слышал вопросы: «а зачем оно тебе надо?» и «чем помогает государство?». Надо, разумеется, иначе не ввязывался бы в это все. А государство пока ничем не помогло. Поэтому часть средств дали немецкий фонд, родные ребенка с опухолью мозга. Ловга с коллегами удачно сделал операцию, и собранные родителями деньги на операцию и реабилитацию остались, и родители, «душевные люди», говорит врач, поделились ими с отделением. «Пожертвовал мой товарищ в США, когда я через город, в котором он живет, летел на стажировку. По дороге туда дал деньги, и на обратном пути, сказав: «Мы тоже хотим помочь Украине», — делится Михаил. Не секрет, что и семейный бюджет вынужден привлекать.
Потому что пусть и недорого вроде бы стоят жалюзи на окна или сами окна, по сравнению со специальным оборудованием, но и эти тысячи где-то нужно найти. Ему помогают. Предприниматели, у которых покупали мебель для операционной, сделали скидку. Но на консоль, которая еще крайне необходима в операционной, так просто не собрать. Она стоит 250 — 300 тыс. гривен... И поэтому я здесь напишу, куда можно при желании перечислить средства, ведь не может же быть так, что когда столько зарубежных благотворителей поддержали украинского нейрохирурга, наши не поддержат. Оказать финансовую помощь для окончания обустройства операционной можно по следующим реквизитам: ПриватБанк: текущий счет — UA043034400000026006055501466, МФО — 303440.ЕДРПОУ — 37537784 Получатель: Благотворительный фонд «СТОПРАК».
ПАО «Кредобанк»: ЕГРПОУ — 37537784 МФО — 325365 расчетный счет — UA933253650000000000651001001 Получатель: Благотворительный фонд «СТОПРАК».
А когда будут наши талантливые врачи иметь все необходимое для работы, не придется возить наших больных детей за границу в поисках, где бы найти эти огромные средства...
Выпуск газеты №:
№149, (2020)Section
Общество