Перейти к основному содержанию

Корневая Украина: к самоорганизации достоинства

23 апреля, 17:51
ЭДВАРД КОЗАК. УКРАИНКА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

... Я не хочу, чтобы фокусник думал, будто он мудрее и справедливее моих законников. Неправота его в том, что он возомнил себя правым. В том, что творения своих рук счел истиной, что ослепил всех эфемерным фейерверком, за которым нет ни истории ни традиций, ни религии. Он соблазняет порядком, которого еще нет. И я убираю фокусника, оберегая мой народ от хаоса.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Отличить «то, что имеем» от того, что могли бы иметь или должны были бы иметь мы, украинцы, уже в третьем десятилетии восстановленной государственности, можно очень легко, манипулируя фактами, понятиями или характеристиками некоторых заметных субъектов нашей политики, определяя роль и место каждого лидера в первопричинах наших исторических поражений. Но путь этот и в дальнейшем будет ошибочным: как следствие, мы пробудим в себе только злобу, а не найдем ответов. А злоба уже породила немало дурости общегосударственного масштаба, да и продолжает тянуть Украину к опасной черте. Должны ли мы так бездумно подчиняться этой убийственной для нации технологии, запущенной с весьма конкретной целью теми же, кто уже поупражнялся в подобных преступлениях против человечества в многострадальном XX веке?

ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАСТЛЕНИЯ

Именно по этой технологии гражданам современной Украины подбрасывают тезис о несовместимости путей исторического развития Востока и Запада Украины, каких-то «поразительных отличиях» в чертах ментальности между коренными «схидняками» и «захидняками», о «неправильном» прочтении национальной истории теми или другими категориями украинцев. Наконец власть взялась за идеологию — но не ту, которую имеет каждое государство как многосоставный ценностный, созидающий императив, а за идеологию национального растления. Такую, весьма специфическую, миссию взяли на себя некоторые интересные персонажи нынешней политики и благодарно-послушные чиновники, которым предоставили неконтролированные полномочия настолько, чтобы таки реализовать далеко идущую, можно понять, какую именно, политическую цель.

Потеря возможностей компенсировать разрыв преемственности культурной традиции в Украине тоталитарного периода истории путем поэтапной реализации соответствующих государственных программ отразилась на некоторых парадоксальных моментах, когда носители одной из субкультур неожиданно почувствовали в себе призвание осчастливить «благодарное гражданство» своей идейной доктриной, втискивая ее во все возможные «государственнические акты» и образцовые «модели поведения». Соответственно мотивированные официальные лица, чаще всего воспитанные на маргинальных, мутантных субстратах культуры, начали все активнее вмешиваться в сферу «обеспечения» духовно-культурных потребностей рядовых украинцев, цинично подталкивая их к морально-этической деградации. Для этого у них имеются все необходимые средства — власть, коррумпированность, деньги, а также, в качестве пространства для бахвальства своей «разбуженной одаренностью», к сожалению, ослабленный долгим барахтаньем на месте, — генетический фонд Украинства.

Здесь и появляется знаковая ситуация, при которой реальная, а не надуманная несовместимость ценностных величин украинского общества достигает критической отметки. По одну сторону этой ценностной черты продолжает свой рост большая, полнокровная корневая система Украины, по другую — количественно мизерные, болезненные, суррогатные образования, которые ситуативно сумели частично парализовать естественную циркуляцию энергетики национального организма. Сделаем акцент на смысловом наполнении понятия «корневая Украина», отличив его от ассоциативно близкого понятия «коренное население Украины», что неравнозначно. Корневую систему Украины составляют разные этнонациональные группы населения — как украинцы, так и россияне, евреи, поляки, крымские татары, армяне, венгры, гагаузы, греки и представители других этносов и национальных меньшинств. Они формируют фундамент украинского народа в количественном и духовно ценностном измерениях. Это животворные соки общественности, самообновляющиеся источники здорового духа соответствующего исторического сообщества. Генетические ресурсы этого сообщества являются самой сутью земли, на которой издревле развивается синкретическая модель традиционной культуры украинцев с ее базовыми гуманистическими идеалами, уникальными комбинациями поликультурных связей, унаследованными нормами поведения и этики, красотой общения, религиозностью, песенностью, мечтательностью, моральной чистотой и достоинством жителейавтохтонов. Именно на этом особенно стоимостном в духовно-ценностном комплексе добродетелей сообществе выстраивают свои планы политики, имея его в качестве «потенциальной массы» то ли электората, то ли адресата своих идейно-политических доктрин. Теперь эту корневую систему Украины хотят «окультурить» ( фактически вульгаризировать и подчинить своим корыстным интересам) некоторые лица, которые путем разных политических интриг и замысловатых манипуляций нормами Конституции Украины присвоили себе право быть «отцами нации», под свой уровень и собственное понимание культуры направляя нанятых чиновников-«менеджеров» на административные и доктринальные решения.

Это произошло не в последние годы, но на генетически мотивированный порядок вещей в традиционном укладе жизни украинцев, на сбалансированную систему духовно-ценностных, морально-этических координат все грубее наступает целая армия субкультур, которые соревнуются за права быть доминантными в современном социокультурном пространстве Украины. Именно сегодня для успеха этой инвазии есть благоприятная почва, поскольку в официальных приоритетах власти набирают вес такие взгляды на культуру, что вскоре эталонные критерии высоких человеческих устремлений через творческое проявление могут быть просто устранены из общественного сознания людей. Собственно, этим и занимаются некоторые телеканалы, множество печатных изданий (особенно глянцевых), которые старательно навязывают своим потребителям безвкусие, гламур, депрессивные, циничные поведенческие модели. То, что уже становится тенденцией, близко к метафорически сконструированным Антуаном де Сент-Экзюпери сентенциям: «Циник говорит: «Каких только обычаев у вас не было! Почему бы не переменить и эти?». И еще слова циника: «Зачем держать зерно в амбаре, а овец в хлеву? Можно ведь и наоборот...» Он меняет местами слова. Он не знает, что, кроме слов, существует на свете другое. Ему невдомек, что человек живет и нуждается для жизни в доме. Наслушавшись циников, люди теряют из виду дом и разрушают его. Так расточают они самое драгоценное из своих сокровищ — смысл существующего. В праздник гордятся тем, что свободны от обычаев, что презрели традиции, что чужое им дороже своего. Святотатство радует их, пока остается святотатством».

ЛЕГАЛИЗИРОВАННОЕ СВЯТОТАТСТВО

Морально не осужденное святотатство всегда имеет потенцию стать началом новой закономерности. Так произошло и в современной Украине в разных областях жизни, способствуя появлению таких социальных «феноменов», как «мажорничество», политически или даже криминально инспирированное сектантство, законотворчество с элементами развлечения (как, например, подарок родным — Закон «О порядке исчисления времени на территории Украины»), выборочное правосудие, маскируемое искусственное торможение экономического, интеллектуального и культурного роста соотечественников, навязывание духовно ослабленному и разочарованному политическими неудачами обществу провокационного, незрелого в профессиональном отношении Закона Украины «О принципах государственной языковой политики», насаждение неосталинской доктрины истории Украины, особенно в части украинского национально-освободительного движения и т. п.

Устранение из реальной государственной политики в Украине гуманистического в своей сердцевине духовно-морального императива, генетически родственного украинской культурной традиции, дало множество примеров откровенного лицемерия. Неизвестно, кем финансируются антиукраинские фильмы на главных телеканалах, пропагандирующие криминальную или чекистскую эстетику как антитез реальной украинской истории и в целом здоровому общественному сознанию. Надуманные героические ситуации с декларативным разграничением Добра (олицетворенного московско-большевистскими персонажами) и Зла (украинские националисты) привносят в организм корневой Украины и чужие ментальные черты, и присущую соответствующей идеологии вульгарность, и слепую неприязнь к своим же соотечественникам. Этот хлам не хочется смотреть, но угождающие власти чиновники-«менеджеры» составили такую «раскладку телеканалов», что рядовой украинец поневоле оказывается в этой агитационной ловушке, получая из нее достаточно большую порцию лжи и цинизма. Таким образом девальвируется само понятие исторической памяти. Если бы реальные герои Второй мировой войны, погибшие на полях брани за Украину и за гуманистические идеалы человечества, увидели, как лицемерно некоторые из политиков используют эти трагические страницы прошлого для своего обогащения, они бы предали этих никчемных людишек справедливому народному трибуналу. В других же фрагментах этой ценностной атаки на корневую Украину разные мастаки от шоу компрометируют украинскую этническую или национальную традицию, грубо насмехаясь над определенными атрибутами аутентичной культуры или же склоняя участников некоторых программ к употреблению... русского языка как определенного пропуска в «высокую» попсовую культуру.

Легализированное святотатство переросло в святотатство управляемое, как чье-то умышленное развлечение. Роль профессиональных институций в оздоровлении этой ситуации отходит на второй план. Не хватает силы воли многих руководителей культурных и научных институций для того, чтобы сказать «нет» этой деструктивной тенденции. Рычагов влияния на эту ситуацию общественных институций не хватает. Часть общества хочет видеть шанс выхода из такого положения через определенную политическую силу, но и здесь не то: условно оппонирующие стороны прекрасно сближаются между собой за разными властными интересами, пренебрегая вроде бы исповедуемыми еще недавно ценностными приоритетами.

НАДО САМООРГАНИЗОВАТЬСЯ ВОКРУГ ДОСТОИНСТВА

Исходя из этого, корневая Украина должна самоорганизоваться вокруг Достоинства как своего наиболее фундаментального качества. Корневая Украина не может и не должна быть в изгнании. Общественными изгнанниками должны стать те, кто переходит черту достоинства и компрометирует нашу святую Украинскую землю. Поэтому сохрани себя, Украинский Человек! Позаботься, наконец, о цвете своих глаз, о лучших в мире девичьих косах, о материнском языке, родном мелосе, о чистой тоске, христианских добродетелях. Не поддавайся разного рода фабрикантам глупости и непристойности, которыми хотят исказить твою врожденную внутреннюю красоту. Не пополняй ряды дешево оплачиваемых подсмеивающихся или аплодирующих на аренах кощунства. Сегодня у тебя опять забрали право на выбор — на качественный культурный выбор, поэтому ищи пути для самоусовершенствования, тогда у тебя не будет той злобы и искривленных, злорадных губ, какие можно видеть у некоторых мнимых «украинских законотворцев». Люби родную культуру, а также другие культуры, не чувствуй отвращения ни к одной из них, учитывая политическую конъюнктуру, ведь, к сожалению, незнание культуры и привело к пресловутым поступкам некоторых твоих проводников. Нейтрализуй любые посягательства на свою внутреннюю свободу и гражданские права собственным Достоинством. Заботься о собственной дисциплине морали и этики, ведь, как сказал Экзюпери, «человек жив, пока сердце помнит запреты».

И еще один интеллектуальный документ, выборка из программы воспитания в Организации украинских националистов (Прага, 1929), который содержит созидающий, гуманистический ценностный императив, который может прибавить сил к росту новой генерации корневой Украины в ее глубоких генетических связях:

« — Сознание родилось в человеке не для того, чтобы он познал себя рабом чужих сил, но — чтобы полностью освободился;

— Ты человек, пока стремишься подняться;

— Твори себя сам;

— Будь тверд к себе, а будешь справедлив;

— Не делай из себя предмета собственной любви, а освободишься от вечного страха за себя, который является твоим ежедневным гостем;

— Убей все, что хочет твоего упадка и уничтожения;

— В мире ты не сам — смотри, слушай и постоянно познавай, чтобы ты не остановился преждевременно;

— Добывай мир светом и духом — ведь темнота нужна для смерти, а покой для тела;

— Зажигай вокруг жар свободы — и подай руку тем, кто тоскует по полету;

— Не поддавайся даже когда ты распят;

— Радуйся, что ты есть и что путь твой бесконечен».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать