Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Космические прогулки как шаг в неотвратимое будущее

14 июля, 14:28
ФОТО REUTERS

Люди любят первооткрывателей и изобретателей, и это, вообще говоря, правильно, потому что отражает уважение к человеческому гению и способности бросить вызов миру. Впрочем, если мы говорим об общем прогрессе человечества, то его определяют не только и не столько отдельные прорывные достижения, сколько другие показатели.Например, мы понимаем, что мифический царь скифов Прометей не изобретал огня - огонь был в наличии и до и помимо Прометея, но он сделал другую вещь - он сделал огонь доступным людям. Чем и заработал статус титана, бога второго порядка, даровавши людям до сих пор не виданные возможности.

Собственно, этот миф отражает современную парадигму управления социальными и природными ресурсами, которая заключается в том, что надо одновременно анализировать показатели не только наличия определенных ресурсов, но и их доступности и возможности их применения, надо заметить - доступности и применения различными социальными группами и сообществами.

Никакие имеющиеся ресурсы - от природных ресурсов до технологий - не помогут развитию человечества, если они недоступны обществу, если они остаются достоянием узкого круга посвященных вождей или шаманов.

Поэтому люди также увлекаются теми, кто делает имеющиеся ресурсы доступными - проводит электричество в каждый дом, начинает массовое производство дешевых и простых устройств, например радиоприемников или автомобилей, открывает для широкой общественности школы, университеты и больницы, вводит дешевые и разветвленные системы общественного транспорта или пассажирского сообщения и прочее. Потому изменение доступности определенного ресурса, особенно в сочетании с другими видами ресурсов, является качественным изменением, влияющим на состояние общества, включающим обратные и развивающим горизонтальные связи и социальные институты, способствующим эволюции социокультурных практик и развитию общественно-значимых навыков.

Именно это - увеличение доступности имеющегося ресурса технологий - произошло благодаря открытию эры космического туризма Ричардом Бенсоном, событии, о котором сказано и написано уже столько, что, наверное, нет смысла повторять технические детали полета ракетоплана Unity с ракетным двигателем Virgin Galactic. Стоит, полагаю, сконцентрироваться на несколько ином.

Например, на том, что произошло это событие, надо сказать, вполне закономерно. Ведь именно так и выглядит процесс: сначала мы открываем для себя какой-то ресурс, обеспечивая его наличие, затем - постепенно делаем его доступным для общества, затем учимся им пользоваться - во всем многообразии имеющихся сообществ и присущих нам социокультурных практик, и только тогда он становится настоящей и необратимой движущей силой нашего развития.

И именно поэтому бессмысленными являются дискуссии о том, что именно «изобрел» или «открыл» Ричард Бенсон или Илон Маск. Потому что речь не идет о том, «что» они сделали, не об обеспечение наличия ресурса, а о том, «как» и «зачем» это было сделано - то есть об обеспечении доступности взаимосвязанного технологического ресурса для тех или иных задач, стоящих перед человечеством, или тех, что могут вскоре появиться.

И, следовательно, возникает другой, уже следующий вопрос: как мы воспользуемся уже достаточно давно наличествующими, а теперь уже более или менее доступными технологическими ресурсами, мы - во всем своем существующем многообразии.

Этот вопрос на самом деле не является простым или тривиальным. Ответ на него зависит от многих социальных, гражданских, коммуникативных и политических показателей, присущих разным социальным сообществам и группам, от параметров фракционированности общества.

Опыт показывает, что многие сообщества сознательно или вынужденно отказываются от использования имеющихся и доступных в современном обществе социальных ресурсов, замыкаясь в своем искусственно построенном мире. Мы видим это на примерах отдельных религиозных общин, в частности, так называемых деструктивных культов, или замкнутых сообществ мигрантов в странах Западной Европы, исключающих себя из социальной жизни общества, отказывающихся от имеющихся и доступных образовательных, медицинских, коммуникативных, технологических и других ресурсов, в пользу узкогрупповых, преимущественно искусственных поведенческих паттернов, или на примерах целых стран, которые пытаются строить «отдельные цивилизации» на дерзком отвержении общечеловеческих представлений о добре и зле и продвижении собственных искусственных псевдо-ценностей.

Также отдельным вызовом является неспособность встроить наличные и даже доступные ресурсы в существующее устоявшееся многообразие социокультурных практик и коллективных навыков. Так произошло, например, в Китае, где на самом деле впервые было сделано много изобретений, даже иногда доведенных до состояния технологий - от технологии бурения и сейсмографов до глубинных бомб и туалетной бумаги, - но все это не помогло предотвратить ряда повторяющихся социальных, экономических и политических катастроф, потому что фактически никогда не было широко использовано в имеющемся в течение богатой и сложной истории социальном контексте.

Такая невозможность, неспособность или отказ от использования ресурсов может привести и часто приводит к продуцированию насилия и распространению терроризма, воспроизведению корпоративистских моделей управления, подавлению и даже геноциду целых групп, социальному и экономическому упадку. Ведь именно закритые сообщества, которые отказываются от использования имеющихся и доступных ресурсов, становятся источниками террористов и социальной базой для международных радикальных насильственных движений, как показывает опыт последних лет, и в частности, примеры Исламского Государства или «русского мира».

И такая кластеризация сегодня, в эпоху глобальных социальных трансформаций, становится все более быстрой и драматичной. Ее индикаторами становятся, в частности, проявления агрессивного ресентимента, в первую очередь в отношении агентов изменений, демонстративное невежество, цинизм и нигилизм, вопиющее неуважение к своей и чужой жизни, проявляющееся в агрессивном пренебрежении правилами личной и коллективной безопасности, отказ от рациональных критериев и нормативов и соответствующая тотальная ложь и распространение конспирологических теорий.

Не так уж и трудно посмотреть на реакции отдельных сообществ на достижения Илона Маска или Ричарда Бенсона, чтобы понять, кто шагает в будущее, а кто пытается построить уродливые антиутопии на базе своих архаичных страхов, предрассудков и прошлых обид.

Впрочем, социальные процессы объективны, и увеличение доступности ресурсов как проявление общего прогресса человечества, является одним из них. И каждому из нас сегодня выбирать, в каком кластере мы окажемся - развития или упадка.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать