Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кризис внутри кризиса

Как преодолеть «пропасть» между получением диплома и первой работой
02 июля, 12:57
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Каждый год начало июля для украинского рынка труда знаменуется значительным взрывом. В это время большинство студентов высших учебных заведений получают дипломы и начинают поиски своего первого места работы. Здесь их часто ждет разочарование — в основном требования работодателя совсем не соответствуют тому, чему их учат в вузах на протяжении пяти или шести лет.

Александр Горпинченко — выпускник Киевского национального торгово-экономического университета. Парень пробовал искать работу еще во время учебы, даже нашел вакансию, отвечающую его специализации «экономическая кибернетика». Но вот проблема — требования к работе значительно шире, чем пройденный материал.

«Я даже не могу послать резюме, — рассказывает Александр, — потому что мои навыки, полученные в университете, не отвечают требованиям работодателя. На практике нужно владеть значительно более широким кругом инструментов, уметь создавать проекты и даже доделывать чужие, а с этим мы вообще не сталкивались. Понимаю, что учиться нужно самостоятельно, но я ждал, что университет хотя бы сможет охватить потребности рынка труда. Конечно, мы занимались самообразованием, но, к сожалению, понимание его необходимости приходит не сразу. На младших курсах нам все обещают чему-то таки научить. Лучше бы дали понять, что образование «для порядка», а полагаться можно только на себя. Это было бы более эффективно».

«ДЛЯ ПОРЯДКА», НО НЕ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА

Сегодня в Украине 450 тысяч безработных, каждый третий из них — в возрасте до 30 лет. Более того, четвертая часть молодежи в Украине вообще не может найти работу, рассказывает глава Государственной службы занятости Ярослав Кашуба. Как правило, выпускники университетов не отвечают потребностям специальностей, не имеют практических навыков, а незначительное количество вакансий дает работодателю широкий выбор и никакого стимула для того, чтобы нанимать людей без опыта работы.

«Мы имеем такое явление, как кризис внутри кризиса, — говорит Ярослав Кашуба. — Сегодня молодой человек по окончании высшего учебного заведения, не имея опыта работы и соответствующих навыков, не может найти хорошую вакансию по той специальности, которую он освоил. У нас 450 тысяч безработных и только 45 тысяч вакансий. Это пропасть. Для того чтобы улучшить ситуацию, государство должно предпринять следующие шаги. Первый — это модернизация службы занятости. Мы к этому готовы. Второй шаг — создание для работодателей надлежащих условий, чтобы они хотели предоставлять новые рабочие места. Также мы хотим, чтобы работодатель, который примет на работу человека сразу после учебы, имел соответствующую компенсацию из фонда социального страхования. Кроме того, по нашему предложению, деньги, которые придется потратить на переквалификацию выпускников, будут компенсированы фондом социального страхования».

По словам заместителя министра социальной политики Валерия Ярошенко, около 60% населения Украины имеет высшее образование. Это очень высокий показатель. К примеру, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в США 42% образованного населения, а в Великобритании — всего 38%.

«Молодые люди у нас очень образованные, но я подискутировал бы на счет качества этого образования, — рассказывает Валерий Ярошенко. — Мы с вами знаем, какая безграничная пропасть между получением диплома и практической работой. Сегодня почти отсутствует стажировка во время обучения. Также существует дисбаланс на рынке труда. В любой развитой стране, чтобы открыть новую профессию, нужно пройти «круги ада». У нас открытие любой профессии до недавнего времени зависело от того, с каким чемоданом зайдет ректор вуза в Министерство образования. Поэтому у нас на рынке труда задекларировано в пять раз больше профессий, чем в той же Франции. Стоит понимать, что любая новая профессия разрушает рынок труда. Печально, когда складывается ситуация, в которой родители готовы «продать последнюю корову», чтобы ребенок окончил высшее учебное заведение, хотя потом он и не сможет трудоустроиться. Так и получается, что люди с высшим образованием идут работать на рынок».

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

Для того чтобы решить проблему безработицы, эксперты советуют как можно скорее вводить в образовательный процесс практическую составляющую, а также привлекать к обучению сектор бизнеса. Специалист по трудоустройству и восстановлению Международной организации труда Грегор Шульц приводит пример успешной работы такой системы в Германии.

«Германия является экономическим лидером ЕС, — рассказывает господин Шульц. — Средний уровень безработицы в нашей стране вдвое меньше, чем в целом по миру. Такая ситуация сложилась потому, что в нашей стране образование очень тесно связано с потребностями работодателей. Мы разработали систему стажировок, которая привязана к частным структурам. Лишь один день наши студенты изучают теорию, а в течение других четырех рабочих дней получают навыки на практике. Молодые люди занимаются тем, что им на самом деле нужно, это приносит очень быстрые результаты. Конечно, вы не сможете изменить систему образования быстро. Необходимо вмешательство частного капитала, модернизация производства и инфраструктуры».

ИСКАТЕЛИ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТОДАТЕЛИ?

Украинцы привыкли к тому, что после обучения вчерашний студент, чтобы набраться опыта, должен работать на кого-то. Но есть среди молодых людей и те, чьи идеи могут обеспечить занятость не только им, но и другим людям. Продолжительная работа в чужих проектах может погасить их запал, поэтому эксперты советуют государству обращать внимание на таких молодых людей и давать им возможность для развития собственного бизнеса.

«Предоставить всем рабочие места сегодня невозможно, — рассказывает генеральный директор Microsoft Ukraine Надежда Васильева. — Даже если мы вместе с государством поможем студентам найти работу в крупных компаниях — все равно получим тупик. Сегодня в Украине крупные компании — это не международные компании. Это старые украинские предприятия. Когда туда приходят молодые, умные студенты, они вообще не понимают, как эта система еще до сих пор работает. Ведь процессы, которыми она руководствуется, давно неконкурентоспособны. Поэтому лично мы работаем с двух сторон. Прежде всего, пытаемся развить технологические навыки, показать детям, которые еще учатся в высших учебных заведениях, что им нужно уметь сейчас. Если они придут на работу завтра, послезавтра или даже через десять лет, им стоит объяснить, в чем будет нуждаться работодатель тогда. Мы пытаемся разработать план, чтобы не догонять тенденции, а уже иметь людей, готовых работать с предстоящими вызовами. Также мы даем навыки ведения бизнеса и поддержку в течение первого года работы. Сейчас в Украине открыть бизнес не так просто. Тем не менее, это не только занятость для одного человека, но и новые рабочие места».

Сегодня образовательная система Украины активно реформируется. Министерство образования пытается приблизить ее к европейским стандартам. Тем не менее, эти попытки не спасают рынок труда. Никаких сдвигов относительно уменьшения уровня безработицы до сих пор не заметно, а с потерей 800 тысяч рабочих мест, оказавшихся на оккупированных территориях (о чем говорит господин Ярошенко), эксперты ждут лишь углубления кризиса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать