Крым... на въезд и на выезд
«День» побывал на контрольном пункте «Каланчак» и узнал о ситуации на административной границе с полуостровом![](/sites/default/files/main/articles/09062015/9granica0.jpg)
Уже больше года продолжается российская агрессия на территории Украины. Аннексия Крыма до сих пор остается серьезным правовым вызовом для государства и рядовых граждан с обеих сторон варварски отрезанного оккупантом полуострова. На административной границе, а в сущности — на границе — с Крымом Украина устроила три автомобильных контрольных пункта въезда-выезда: «Чонгар», «Чаплинка» и «Каланчак», а также четыре железнодорожные «Херсон», «Вадим», «Новоалексеевка» и «Мелитополь».
4 июня постановлением №367 Кабмин утвердил порядок их пересечения. Согласно постановлению, граждане Украины могут въезжать и выезжать из Крыма при наличии документа, который подтверждает украинское гражданство, а иностранцы — имея паспорт и специальное разрешение от Государственной миграционной службы. Названные пункты въезда-выезда не предусматривают пересечения государственной границы, хотя в сущности, процедура очень похожа. Мы посетили один из пунктов пропуска и узнали, как граждане пересекают админграницу с оккупированным Крымом.
ОЧЕРЕДИ ИСЧЕЗЛИ
Еще пару месяцев назад на КПВВ «Каланчак» были километровые очереди грузовиков, которые «зависали» там неделями. Причина — медленная работа таможенников со смежной стороны. Российские службы под разными поводами тормозили доставку товаров с материка. Однако, как говорят наши пограничники, после ряда материалов во всеукраинских СМИ, сампровозглашенная крымская власть дала указание ускорить процесс оформления. Очереди быстро исчезли. Не удивительно, ведь 90% товаров, которые везут на полуостров, — это продукты питания. Тогда как из Крыма в основном едут «порожняком». В летний сезон грузопоток не увеличился. Водители фур претензий к обеим контролирующим сторонам не имеют. Если документы в порядке, а груз задекларирован должным образом — проехать не проблема. Но в то же время водители говорят: «Все эти границы никому не нужны».
ГРАЖДАНЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ УСЛУГАМИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, КОТОРЫЕ ПО ЗАВЫШЕННЫМ ЦЕНАМ ДОВОЗЯТ ИХ ДО ГРАНИЦЫ, ПОМОГАЮТ ПРОЙТИ ВСЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ И НА СОПРЕДЕЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ НА ДРУГОМ АВТО ДОСТАВЛЯЮТ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
«Ездить становится невыгодно, заказов почти нет, не так, как раньше. Пришлось прикрыть свою фирму. Сейчас вот на Винницу за клубникой еду. Привез, продал — заработал, а если нет... каждый вертится, как может, — говорит Владимир из Красноперекопска. — Я не доволен этой ситуацией. Мне осталось десять месяцев до пенсии. Дадут минималку 5850 рублей. И как я на них буду жить? Цены же вдвое, а то и втрое больше, чем в Украине... И еще скажу: если бы не везли товары с материка, магазины были бы полупустыми».
Через КПВВ время от времени пытаются провезти и запрещенные или неправильно оформленные вещи: валюту, поддельные документы, наркотики, оружие, предметы военного потребления. Пограничники особенно следят за последним. В случае находки сотрудничают с СБУ и другими силовыми структурами, ведь в зону АТО боевики попадают в том числе и из Крыма.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
На КПВВ пограничникам и таможенникам помогают общественные формирования. Это местные добровольческие формирования из Самообороны и граждане, которые выразили желание мониторить обстановку на админгранице. Для них на пункте пропуска обустроено рабочее место, куда могут обращаться граждане. Главная цель их присутствия — предотвращение проявлений коррупции среди пограничников и контролирующих служб, помощь гражданам и создание для них комфортных условий для пересечения админграницы.
НА КПВВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД БОЛЕЕ-МЕНЕЕ ОБУСТРОИЛИСЬ: ПОЯВИЛИСЬ МЕСТА ДЛЯ СЛУЖБЫ И ОТДЫХА, ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, РАСШИРЕННОЕ ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО, ОГРАЖДЕНИЯ, НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ БАШНЯ И Т.П.
Насколько такие мероприятия являются эффективными, сказать из увиденного сложно. Но пограничники говорят, что это важно, ведь они не скрывают, что в их ведомстве, как и везде, есть нечестные сотрудники. А дополнительный контроль общественности уменьшает вероятность вымогания неправомерной выгоды.
«Мы хотим, чтобы для персонала не возникали сами предпосылки таких явлений как коррупция. Мы понимаем, что идеально работать невозможно, но стремиться к этому нужно. Поэтому не закрываемся от общественности и хотим, чтобы они помогали бороться с нечестными работниками госпогранслужбы, — говорит помощник начальника Азово-Черноморского регионального управления
ГПСУ полковник Андрей Базан. — Кроме того, люди, которые проходят контрольные пункты, имеют дополнительную возможность получить бесплатные консультации».
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОЙСК
Недавно украинское информационное пространство облетела новость об обнаруженных нашими пограничниками замаскированных позициях российских войск на границе с Крымом на Чонгарском направления. Речь шла о БТРах, танках и «Градах». Андрей Базан объясняет, что информацию вырвали из контекста и подали как нечто «горячее»: «В действительности россияне постоянно перемещают и маскируют технику вдоль границы. Мы за этим наблюдаем. Тот случай не был чем-то необычным, — говорит полковник. — Само присутствие чужих войск там — это уже напряжение. Но экстраординарных случаев или провокаций за последнее время не наблюдаем».
НАСТРОЕНИЯ
Особого скопления людей около окошек паспортного контроля и в нейтральной зоне нет. Все происходит без спешки. Кажется, все воспринимают эту процедуру как формальность. Проверка документов, досмотр авто служебной собакой, штамп на пропускном талоне — и «счастливого пути». В среднем прохождение обеих сторон контроля занимает один час, если на выезд из Крыма. В обратном направлении — больше трех часов из-за придирчивой проверки российскими таможенниками.
Несмотря на открытие курортного сезона, в Крым украинцы массово не едут, хотя любители местной природы признаются, что будут ехать туда, как и раньше. А некоторым откровенно безразличны аннексия и агрессия России. Однако все жалуются на высокие цены на полуострове. Кому часто приходится пересекать границу, везут из Украины молочные продукты, мясо, сигареты и даже хлеб. Говорят, все это значительно дороже в Крыму. А с полуострова везут полный бак бензина. Там он почти вдвое дешевле, чем в Украине.
«В нашей семье мнения разделились. Кто-то поддерживает отсоединение Крыма, кто-то — за Украину. Лично я российское гражданство принимать не собираюсь, хотя имею там и бизнес, и недвижимость, и родню, — говорит Сергей из Днепропетровска. — Бываю в Крыму раз в два месяца. К пересечению границы привык, хотя это никому не нравится. К нашим претензий нет, а россияне могут без объяснений закрыть окошко перед носом и стоишь так по полчаса. Если кто-то начинает нервничать, рассказывают прохожие, то подходят российские военные и говорят, что отправят назад».
Ждет своей очереди крымский татарин на внедорожнике. Увидев журналистов, улыбается, спрашивает будем ли брать интервью, говорит исключительно на украинском. «А я не хочу на русском, пытаюсь разговаривать на государственном языке в своем государстве, — говорит человек и просит потом не упоминать его имени. — Почему? Потому что теперь в Крыму нарушают права тех, кто не любит Россию. Нельзя не любить, потому что это уже инакомыслие. И это отталкивает от России. Все эти изменения добавили много проблем, хотя давления на бизнес я не почувствовал. Я вам скажу, что все мои знакомые за Украину, вы не думайте, что мы там забыли что-то. Но есть обстоятельства выше нас. Мы будем ждать».
Выпуск газеты №:
№99, (2015)Section
Общество