Кто прав?
Чиновники «уплотняют» больницы. Медики и пациенты сопротивляютсяПомнится, несколько лет назад эксперты ВОЗ взялись исследовать украинскую медицину. Они долго ходили по больницам и поликлиникам, общались с рядовыми врачами и чиновниками. Уезжая, сказали: «Да, вы правы, ваша медицина болеет. Диагноз — катастрофическое ожирение». Речь на самом деле о, казалось бы, вполне очевидных вещах. В крупных городах и райцентрах огромные по площади больницы могут обслуживать «аж» 20—30 пациентов в неделю. Но при этом иметь штаты в несколько сотен человек, отапливаться, убираться — и самое главное — получать бюджетные деньги за каждую имеющуюся в наличии койку. Неважно, что она пустует. По традиции, на итоговых коллегиях министры и замминистры констатируют: 90% средств идет на содержание медучреждений и зарплату. Тем самым объясняя, почему лечиться украинцам приходится на собственные деньги. До недавних пор это, похоже, всех устраивало. Сегодня же началась реорганизация больниц и диспансеров. Но те, кому предстоит «уплотняться», не хотят слышать слов «рентабельность» и «экономия».
Во что выливается реформирование на самом деле, попытались разобраться корреспонденты «Дня», побывав в двух райцентрах Киевской области — Ржищеве и Белой Церкви. Ржищев находится всего в сотне километров от столицы. Его городская больница рассчитана на 80 коек, однако больные предпочитают ездить лечиться либо в Кагарлык, либо в Киев. Иного выхода у них просто нет. На одного пациента здесь выделяется... 23 копейки в день.
Поэтому единственное, на что он может рассчитывать, — это хлеб. На завтрак и на обед — ужин в Ржищевской городской больнице не предусмотрен. Но самое главное — это лечение. Представьте себе инфекционное отделение, в котором «забыли» об изолированных палатах, или хирурга, ополаскивающего руки из чайника перед операцией — в больнице часты перебои с водой. А еще здесь отсутствует специалист-анестезиолог, поэтому все вопросы наркозов взяли на себя медицинские сестры — люди со средним специальным образованием. Родильное отделение больницы в прошлом году понадобилось всего 36 женщинам.
А значит в общей сложности при деле врачи были дней 50 из 366-ти. Их пациенткам еще повезло. Ведь на вопрос «Дня», сможете ли вы справится с возникшими при родах осложнениями, главный врач больницы Любовь Апостол, не задумываясь, ответила — нет. Сегодня начальник областного управления здравоохранения Игорь Басистюк предлагает упразднить два отделения — инфекционное и родильное. Остальные же перевести на дневной стационар. По его мнению, больным будет куда лучше находиться круглые сутки в Кагарлыке, где условия и оборудование позволяют оказывать качественную помощь. Но ржищевский персонал против. Несмотря на то, что вопросы трудоустройства сокращенных врачей обязуются решить, здесь уже закипели страсти. Медики заявляют о целенаправленном давлении на них и лоббировании облздравом лишь собственных интересов.
Показательно, что почти по аналогичному сценарию развивается нынче и еще один конфликт — на этот раз в Белой Церкви. «Жертвой» оказался онкологический диспансер. В планах облздрава превратить его в специализированный центр и «поселить» в городской больнице №2. Стоит признать, что этот диспансер для жителей Белой Церкви имеет особое значение. Ежегодно количество онкобольных здесь увеличивается на 4%. И «раковая» статистика города, находящегося в четвертой зоне радиационного загрязнения, превышает среднеукраинские показатели. Именно по этой причине узкие коридоры поликлинического отделения диспансера всегда переполнены. Сложно найти и пустующие места в стационаре. Учитывая повышенный спрос, облздрав предлагает диспансеру площадь. По словам И. Басистюка, переехав, он получит просторные палаты, где пациенты смогут разместиться по четверо. К тому же больница предоставит свою реанимацию и условия для диагностики. Сегодня, например, УЗИ и эндоскопию диспансер вынужден делать в одном кабинете. Не самое приятное обстоятельство, если учесть, что пациенты заходят на процедуру по двое, то, что и их пол во внимание не берется. Кроме того, из-за отсутствия реанимации недавно прооперированные больные вынуждены находиться в общей палате. А значит, не исключены перекрестные инфекции.
В то же время персоналу диспансера эти доводы кажутся неубедительными. И дело даже не столько в том, что кто-то окажется безработным. По мнению главврача Ярослава Колесника, реорганизация сведет на нет все успехи диспансера по выявлению заболеваемости. Ведь он сегодня имеет статус областного, а значит принимает жителей окрестных сел. Если же онкоцентр будет подчиняться больнице №2, то автоматически станет городского значения с соответствующим финансированием. Имеются и другие «но». Как заявляют представители общественных организаций онкобольных, новая «прописка» существенно усложнит жизнь пациентов. В многоэтажном здании больницы рентген- кабинет находится в одном конце, лаборатория — в другом. Смущает и тот факт, что отныне все будут стоять в общей очереди, независимо от состояния здоровья.
Впрочем, окончательного решения никто еще не принял. Взвешивать все «за» и «против» договорились спокойно за «круглым столом» с участием и пациентов, и облздрава, и врачей диспансера. Настораживает в этой ситуации лишь одно обстоятельство: что будет со зданием диспансера, если центр все же образуется. В областном управлении здравоохранения утверждают, что там «поселится» новое — фармацевтическое — отделение медицинского колледжа. Но по Белой Церкви уже ходят слухи о возможной приватизации и перепрофилировании здания.
Эти две истории очень показательны. Хотя бы потому, что демонстрируют истинные настроения как врачей-практиков, так и чиновников. Очевидно, когда реорганизацию затеют в других областях, страстей, а значит и широких дискуссий с участием пациентов, врачей и чиновников, также не избежать. Впрочем, никто и не говорил, что реформировать легко. Те же международные эксперты предрекали: любые попытки что-то изменить в украинской медицине тут же превратятся в серьезную политическую проблему.
Выпуск газеты №:
№184, (2005)Section
Общество