Кто спасет «рогатого»?
Знаменитый троллейбус может исчезнуть с горных трасс Крыма
Множество людей в Украине, России и других странах бывшего Союза помнят крымский троллейбус, ежегодно возивший миллионы отдыхающих из симферопольского аэропорта и железнодорожного вокзала на пляжи в Алушту и Ялту. Это сейчас курортники передвигаются все больше на машинах и маршрутках, а то и вовсе на вертолете. А раньше от железнодорожного вокзала троллейбусы на Ялту отправлялись через каждые пять минут и были фактически единственным средством, позволяющим добраться на Южный берег, — к вожделенному морю. До сих пор уникальная горная троллейбусная трасса Симферополь — Ялта протяженностью около 100 километров, «оседлавшая» перевал высотой больше 750 метров над уровнем моря, остается самой длинной в Европе. Но сейчас «рогатый» пользуется все меньшим спросом. Единственное в своем роде в Украине предприятие «Крымтроллейбус» совсем незаслуженно пришло в упадок и попало в жесточайший кризис…
На 1 июля 2005 года в Крыму инвентарный парк троллейбусов составил 353 единицы машин, преимущественно марки «Шкода», из которых 98 процентов отработали нормативный срок эксплуатации и подлежат списанию. За последние 15 лет предприятием уже списано 110 троллейбусов. А латанные и перелатанные машины, еще остающиеся на трассе, все чаще выходят из строя и все дольше простаивают в ремонте. Критический износ и уменьшение подвижного состава предприятия вообще ставит под угрозу функционирование этого экологически чистого вида транспорта. Из-за всех проблем в первом полугодии 2005 года объем пассажироперевозок «Крымтроллейбуса» снизился по сравнению с первым полугодием 2004-го на 16 процентов. Троллейбус стал транспортом почти исключительно для социально незащищенных категорий пассажиров, большинство из которых имеют льготы на проезд по городу, а потому не платят за билет. Не покрывает этот дефицит и бюджет. Следовательно, предприятие попадает во все более жестокий финансовый кризис. «Учитывая, что троллейбус в основном перевозит малообеспеченные слои населения, дальнейшее повышение тарифа на проезд по городу и пригороду является нецелесообразным», — говорят в Министерстве экономики Крыма. В то же время ремонтировать поломанные машины сейчас некому, нечем и не за что. На маршруты города ежедневно не выходят до 44 — из-за отсутствия запчастей, раньше поставлявшихся из Чехии. Для ремонта массы неисправных крымских троллейбусов требуется 14 миллионов гривен. А чтобы укомплектовать подвижный состав, по нормативам предприятию требуется как минимум 300 новых троллейбусов. Предприятие не покупает бензин, но и электричество не назовешь дешевым: «Крымтроллейбус» уже должен за электроэнергию 3,9 миллиона гривен. А согласно расчетам на 2006 год, плановая потребность предприятия в финансировании составляет 51 миллион гривен. «Нам требуются 14,5 миллиона гривен из бюджета Крыма на дотирование по государственному регулированию тарифа на перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам. И из государственного бюджета за счет субвенции по компенсации расходов на проезд льготной категории нужны 36,5 миллиона гривен», — подсчитали экономисты предприятия.
Казалось бы, безысходное положение? Может, лучше вообще ликвидировать предприятие, отдать троллейбусы на переплавку и возить людей машинами и вертолетами? Однако коллектив предприятия призывает руководителей Крыма не спешить с такими решениями. Практика показывает, что троллейбус по- прежнему пользуется спросом у пассажиров, которые ни за что иным транспортом не поедут. Троллейбусом и сейчас ездит пассажиров только на четверть меньше, чем на автомобильном транспорте, несмотря на то, что количественно автомобилей на перевозке людей во много раз больше. Только в этом году троллейбусом в Крыму уже воспользовались около 40 миллионов пассажиров. Опять же надо учесть экологические преимущества электротранспорта: если его остановить и всех пересадить на бензиновые двигатели, весь Крым будет пахнуть не морем, а гарью. Поэтому реально в Крыму наблюдается тенденция к увеличению троллейбусных трасс — недавно пошел троллейбус по улицам Керчи, самого протяженного города Крыма. Запущены новые трассы в Симферополе. Поэтому хоронить крымский троллейбус еще рано — крымское правительство намерено помочь коллективу преодолеть кризис, который, по мнению министра транспорта и связи Крыма Геннадия Бабенко, имеет субъективный характер. Это подтверждает и тот факт, что крымская прокуратура санкционировала задержание генерального директора «Крымтроллейбуса», который обвиняется в злоупотреблении служебным положением. Что в свою очередь значительно ухудшило экономическую ситуацию на предприятии.
По мнению Г. Бабенко, нынче есть все основания для оптимизма. Во-первых, на предприятии разработана программа реанимации и реконструкции этого вида транспорта. Программа предусматривает, что будут созданы возможности для роста пассажироперевозок, повышения их рентабельности, модернизации подвижного состава и, как следствие, — возможности рассчитаться по долгам за электроэнергию, платежам в Пенсионный фонд. В сентябре Совет министров Крыма проведет в Симферополе международную конференцию по вопросам развития троллейбусного транспорта. По словам Геннадия Бабенко, планируется, что основными участниками конференции будут представители украинских и чешских предприятий, специализирующихся на производстве троллейбусов и комплектующих к ним, в частности, чешского завода «Шкода». Кроме того, в рамках конференции «Крымтроллейбус» планирует провести презентацию первого троллейбуса, собранного в мастерских предприятия из отечественных и чешских комплектующих. Предприятие уже приступило к самостоятельной сборке таких машин. Внутренняя отделка салона, а также сидения троллейбуса, собранного в Крыму, будут отечественные, а основные технические узлы — производства чешского завода «Шкода». Первый троллейбус будет готов в августе, и после презентации он будет работать на горной трассе Симферополь — Ялта. Собранная в Симферополе «Шкода» будет стоить примерно в три раза дешевле, чем чешская, стоимость которой составляет порядка 1 миллиона гривен. В дальнейшем крымское предприятие планирует собирать троллейбусы из чешских агрегатов для всей Украины. Таким образом, «Крымтроллейбус» совместно с заводом «Шкода» планирует организовать в Симферополе всеукраинскую базу по капитальному ремонту и модернизации троллейбусов марки 14Тр.
Во-вторых, не только чехи заинтересовались уникальным крымским опытом и практикой использования электротранспорта в горных условиях. Не так давно в Крыму побывала группа британских специалистов по транспорту, которая ознакомилась с особенностями работы предприятия «Крымтроллейбус» на крупнейшей в Европе горной троллейбусной трассе. Британские транспортники заинтересованы в развитии в своей стране троллейбусного сообщения, которое поможет решить проблемы загазованности воздуха и заторов на дорогах из-за большого количества автотранспорта. В Крыму британские транспортники ознакомились со спецификой работы не только троллейбусов, но и других видов общественного транспорта. Британцы, например, умилялись тому, что в курортной Евпатории до сих пор остается очень популярным трамвай. И в этом году им перевезено половина всех пассажиров — то есть около трех миллионов человек, что на 8 процентов больше, чем в прошлом году. Но и здесь льготники составляют большую проблему — доля пассажиров с платным проездом составила только 43,3 процента, за остальных должно было заплатить государство, но…
В Крыму не без причины курортному транспорту сегодня уделяют самое большое внимание. Ведь специалисты подсчитали, что именно транспорт остается наиболее весомой экономической составляющей курортного комплекса. Так, даже в общем объеме услуг, которые оказываются курортникам, доля транспорта составляет почти половину объема.
Выпуск газеты №:
№137, (2005)Section
Общество