Перейти к основному содержанию

Кто в заповеднике хозяин?

Украине нужен единый орган управления заповедными территориями
03 сентября, 00:00
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «РЕКРЕАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ» — ДАЛЕКО НЕ ПОЛНЫЙ СПИСОК ПРОБЛЕМ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА УКРАИНЫ, КОТОРЫЕ ПОКА НИКТО НЕ СОБИРАЕТСЯ РЕШАТЬ. ЧТО ЖЕ ОСТАВИМ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ? / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Эксперты убеждают: природное и культурное наследия Украины нуждаются в отдельном государственном органе управления — Государственном комитете заповедного дела. К сожалению, пока что в Украине он отсутствует. Заповедники, национальные парки и другие заповедные территории находятся под управлением целого ряда ведомств. Из-за этого трудно найти крайнего, когда речь идет о том, кто же несет ответственность за сохранность природно-заповедного фонда.

Таким образом, встает вопрос: нужны ли обществу заповедники, национальные парки и вообще заповедные территории? Откровенно говоря, на данное время они экономически нецелесообразны и не имеют социального спроса. В условиях сегодняшнего дня для большинства украинцев национальные парки, созданные для организации отдыха и досуга населения, не являются первой необходимостью. Какая там рекреация, восстановление жизненных сил, когда ежедневно нужно думать об, образно говоря, куске хлеба. Однако создание и организация природно-заповедных территорий и объектов на перспективу — дело государственной важности.

ЗА ХАОС ОТВЕЧАТЬ НЕКОМУ

Немалые государственные средства нужны на создание национальных природных парков, а еще больше — на дальнейшее их содержание. Если подсчитать десятки, сотни тысяч гривен на разработку проектов организации территории, деньги на четырехкратные в течение года командировки в Киев работников парков для отчетности (с наполненными всякими вещами сумками), то сумма выйдет достаточно большая...

В некоторых парках штатное расписание перешагивает за две сотни единиц. Люди получают зарплату на должностях заместителей директоров по рекреации и маркетингу, а особо заметной работы по предоставлению рекреационных услуг не видно. В Украине отсутствует средний потребитель рекреационной «продукции», а для создания приличного сервиса с целью привлечения денежных бизнес-туристов в наших национальных парках почти ничего не делается. Не исключено, что отдельные эколого-образовательные тропы и научно-познавательные маршруты остаются фиктивными.

Кто ответит за такой хаос — сказать сложно. По статье 11 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» за использование природно-заповедного фонда отвечает Министерство охраны окружающей природной среды Украины, а правительственным органом государственного управления, который действует в составе министерства и подчиняется ему, определена Государственная служба заповедного дела.

Однако Указом Президента Украины от 15 сентября 2003 г. № 1039 «О мерах повышения эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов» Государственная служба заповедного дела была включена в состав новообразованного Государственного комитета природных ресурсов Украины, что внесло дезорганизацию в ее работу и, следовательно, увеличило количество проблем в этом деле...

В одном из указов Президента Кабинет Министров обязан пересмотреть «полномочия Государственной службы заповедного дела, возложив на нее в установленном порядке управление природными и биосферными заповедниками, национальными природными парками, которые сейчас находятся в управлении Министерства».

В указе обращается внимание на заповедные территории, не находящиеся в государственной собственности. Ведь в настоящее время «прихватизации» неединичны случаи смены землепользователя (и землевладельца) земельного участка, на котором находится заповедный объект или территория. Такие субъекты осуществляют «заповедный менеджмент» в своих частных интересах, а следовательно, влияние на составляющие природно-заповедного фонда является бессистемным.

Но проблема управления заповедным делом остается проблемой. Потому что это управление осуществляется не одним уполномоченным органом, а несколькими сразу... Поэтому в условиях подчинения территорий и объектов ПЗФ различным ведомствам стратегически верным является решение вопроса создания Государственного комитета заповедного дела.

НОВЫЙ ЗАКОН — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

До начала 1930-х годов управление заповедниками осуществляли преимущественно два ведомства: Народный комиссариат образования и Наркомзем. В ведении первого находились заповедники местного значения, а Наркомзем ведал заповедниками республиканского значения. Еще три заповедника: Карловский (Академическая степь), Прохоровский (им. Максимовича) и Гористое — находились в ведении Всеукраинской академии наук.

Попытка подчинения всех биосферных и природных заповедников, национальных природных парков одному правительственному органу была предпринята в первые годы независимости. Так, постановлением Верховной Рады Украины «Об упорядочении управления заповедниками и национальными природными парками» от 23 декабря 1993 г. определялось «считать необходимым создающиеся заповедники и национальные природные парки подчинять Министерству охраны окружающей природной среды Украины». Но, как говорится, воз и ныне там. Потому что после этого постановления созданные Государственной службой заповедного дела Ровенский (1999 г.) и Черемский (2001 г.) природные заповедники, НПП «Сколовские Бескиды» (1999 г.), Галицкий (2004 г.) и «Гомильшанские леса» (2004 г.) остаются в подчинении Государственного комитета лесного хозяйства Украины.

С 2000 года Государственное управление делами Президента (так называемая «ДУСя») распоряжается Крымским природным заповедником и Азово-Сивашским национальным природным парком. Из 40 существующих ныне учреждений природно-заповедного фонда, имеющих высокий ранг заповедания (биосферные и природные заповедники, национальные природные парки), 19 — подчинены Министерству охраны окружающей природной среды Украины, остальные 21 — органам исполнительной власти, высшим учебным заведениям, государственным научным организациям.

Одна из основных причин такой ситуации в заповедном деле — отсутствие нормативно-правового документа, который бы исчерпывающе определял процедуры управления природно-заповедным фондом (ПЗФ).

Ведомственная рассеянность учреждений ПЗФ не позволяет проводить эффективную финансовую политику. Отсутствие единого главного распорядителя средств делает невозможным планирование бюджетных средств на решение первоочередных, приоритетных проблем в этой отрасли, осуществление финансового контроля за эффективным использованием этих средств. Главные распорядители средств, в ведении которых находятся учреждения ПЗФ, планируют им расходы по остаточному принципу, поскольку деятельность этих учреждений не является их приоритетом.

Отсутствие единой государственной системы материального стимулирования, подбора, подготовки кадров, их обучения с каждым годом обостряет кадровую проблему. Нынешняя ведомственная система подбора кадров, в первую очередь руководящих, не предусматривает защищенности от субъективизма, безответственности, формальности, не дает возможности осуществлять ротацию кадров.

Можно привести еще ряд объективных факторов, аргументирующих необходимость единой системы управления заповедным делом: государственная регистрация Минюстом разработанных Минприроды нормативно-правовых актов; обеспечение учреждений ПЗФ единой форменной одеждой, оружием; учет и контроль за осуществлением рекреационной деятельности и тому подобное.

И еще — относительно посещения территорий и объектов ПЗФ, в частности, национальных природных парков. Сколько рекреантов они принимают ежегодно, наверное, не скажет никто! Почему?.. У нас на государственном уровне отсутствует единый центр управления (координации) рекреационной деятельностью.

ХОЗЯИН НУЖЕН ТОЛЬКО ОДИН

Ситуация, подобная сложившейся с природно-заповедным фондом, наблюдается и в историко-культурной сфере. Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.2002 г. № 446 в составе Минкультуры в качестве правительственного органа государственного управления была создана Государственная служба охраны культурного наследия (сейчас — Государственная служба по вопросам национального культурного наследия). Так вот, из 62 историко-культурных заповедников в ведении Минкультуры — 13, Минрегионстроя — восемь, остальные подчинены местным органам государственной власти.

Интегрированное понимание ландшафта как целостной природно-культурной системы позволяет говорить о территориальной совместимости нашего природного и культурного наследия. В современном ландшафте рядом с природными элементами сосуществуют историко-культурные, включая следы жизнедеятельности человека (городища, курганы, участки исторического культурного слоя и т.д.). В нем запечатлелась память о прошлом, в нем живут добро, мораль, интеллект. То есть современные ландшафты можно трактовать как системы ассоциативные, интегральные, одновременно исторические, в основе — природные.

Если природа составляет основу материальной жизни человека, то культура, история народа создают основы его духовной жизни. Поэтому материальная и духовная жизнь человека как биосущества и социума неотделимы.

Таким образом, уместно поднимать вопрос о создании на основе Государственной службы заповедного дела и Государственной службы по вопросам национального культурного наследия специально уполномоченного органа государственного управления в области организации, охраны и использования природного и культурного наследия (с подчинением ему всех соответствующих учреждений).

Впрочем, этот вопрос тоже имеет свою историческую основу. Так, 16 июня 1926 г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили «Положение о памятниках культуры и природы», ставшее определяющим в развитии законодательного обеспечения заповедного дела. Согласно этому Положению, все памятники культуры и природы находились на то время в общем ведении Укрнауки НКО УССР и его местных органов.

Поучительна в этом отношении история с Каневским заповедником, созданным Наркомземом УССР 30 июля 1923 г. (правительственного декрета о создании не было). На начало 1931 г. здесь на одной территории одновременно функционировали три подчиненных различным ведомствам заповедника.

На примере Трахтемирова (бывшего населенного пункта в границах Черкасской области) можно увидеть, как на одной территории сосуществуют объекты культурного и природного наследия — одноименные региональный ландшафтный парк и историко-культурный заповедник. В то же время, они — отдельные юридические лица и подчинены по-разному: первый — АОЗТ «АЕО «Трахтемиров», второй — Черкасской облгосадминистрации. Неодинаковы и формы собственности — частная и государственная. И как здесь быть, как принимать эффективные управленческие решения?

Материальным выражением и одним из путей практической реализации вышеупомянутого может быть Указ Президента Украины «О Государственном комитете заповедного дела», проект которого нужно как можно скорее готовить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать