Куда делись волынские бальзамы?

«Кто не пил — не будет, а кто пил — не забудет!» — так можно перефразировать известную поговорку, если речь заходит о неповторимых напитках, которые еще не так давно выпускали на предприятии «Журавка». Уже не выпускают... Эксклюзивную продукцию — в каждом бальзаме было не менее двух десятков целебных лесных трав — «задушила» лицензия, оплатить которую небольшое и государственное предприятие не в состоянии.
Под дверями «Журавки» — целый «автопарк» велосипедов. Таким нехитрым — а все же транспортом — добираются на работу работницы из городка и его околиц. Предприятие стабильно обеспечивает работой несколько десятков человек, что при нынешнем рынке настоящее спасение для городов уровня Цуманя. Провинциальный заводик (фактически — один цех) не ровня промышленным магнатам с суперсовременным оборудованием. А выпускает продукцию, которая абсолютно могла бы создать конкуренцию и спиртным олигархам. Было время, когда и знаменитая Антоньева, с которой связывают расцвет торговой марки «Артемида», очень внимательно присматривалась к «Журавке», делая заманчивые предложения насчет присоединения к концерну... А ее технологи восхищались неповторимым цветом цуманского «Нектара леса»: натуральный рубиновый оттенок, который дает клюква, ни с чем не спутаешь. Так же и вкус: клюква придает болотный привкус, который не подделаешь.
Директор предприятия Зинаида Богдановна Рябчун вспоминает, как получали в свое время лицензии в Министерстве пищевой промышленности. К их продукции был интерес уже потому, что «Журавка» — единственное в Украине предприятие «не пищевое, а лесное» (подчиняется областному управлению лесного и охотничьего хозяйства), которое выпускало алкогольные напитки. А потом дегустаторы в Москве и Киеве первым делом искали цуманскую продукцию («Потому что натуральная!») и всегда выставляли ей наивысший бал.
Если бы еще немного пожил Георгий Кирпа, чья внезапная смерть и до сих пор окутана тайнами, то волынские бальзамы уже доехали бы до Хабаровска. Бывший министр транспорта имел такое отношение к Цуманю, что дал добро на их продажу в поездах.
— Мы уже и бутылочку миниатюрную нашли! — печалится не печалится, а все же переживает Зина Богдановна, потому что потерян заманчивый рынок сбыта.
Первыми покупателями лет 20 назад стали прибалты. На них вышли, когда искали тару для продукции. Цуманчане получали фирменную керамическую бутылку, а прибалтийские бизнесмены долго и успешно продавали их продукт. У них был также свой, рижский бальзам. Но он проигрывал новому украинскому продукту: не по вкусу, а тем, что употреблять можно было его только в комбинации с водкой, так как он очень «приторный». А этот смакуй себе — с кофе или чаем, либо просто так.
— В наших бальзамах нет даже сахара, вместо него концентрированный яблочный сок. Могут употреблять и диабетики. Если это «Нектар леса» — то только спирт, мед и клюква. Никаких эссенций и красителей! А зачем? Мы выпускаем эксклюзивную продукцию, Богом данную травы сумели использовать с пользой для людей.
Когда же изменились названия государств и границы, таможенные сборы перекрыли все прибыли. Но бальзамы в Цумане еще выпускали. Правда, в поисках новой бутылочки Зина Богдановна объехала все украинские заводы, которые имели дело с керамикой, во Львове ученые на бутылке для волынян защитили не одну диссертацию... Остановились, в конечном итоге, на плоской, из темного стекла: в такой натуральная продукция лучше всего чувствует себя. Еще несколько лет назад бальзамы из Цуманя были своеобразным (наравне со свитязьскими угрями!) классическим волынским сувениром.
Но натуральная продукция проиграла суррогатам: нынче «бальзамная» линия остановлена. Ежегодно платить за лицензию по 500 тысяч гривен (!) для такого предприятия как «Журавка» — непосильная ноша, а разницу в объемах выпуска никто не учитывает.
— Хотя мы знаем, что продукция качественная, у нее есть потребитель и она пользуется спросом...
На столе у Зины Богдановны — 300-граммовая бутылка для сока, которую отыскали аж в... Италии (а крышка — польская...). Ну, нет в Украине предприятия, которое бы выпускало такую тару! А с одними трехлитровыми бутылями на рынке не удержаться. Хотя, говорит директор, Европа снова возвращается к стеклянной таре, как к наиболее безопасной для здоровья. В прошлом году уже в сентябре на «Журавке» обрывали телефоны оптовые покупатели, а березового сока не было, весь продали. Между прочим, сок, который выпускают ровенчане, они заготовляют на Волыни...
«Оздоровительные» — так называется новая серия соков, которую освоила «Журавка». Соки — березовые, с различными натуральными добавками: грушей-дичкой, с медом и липовым цветом... Выпускали здесь напитки и с экстрактом шиповника, с мятой, яблочным соком, соком черноплодной рябины и даже крапивой.
— У нас же такая уникальная сырьевая база! — говорит Зина Богдановна. — Кроме трав, земляника, черника, клюква...
И, используя дары природы, задумала она в будущем выпуск соков с натуральным подсластителем — стевией. Это растение, которое когда-то выращивали и на опытной станции в Рокинях.
Но не остановит ли добрые намерения — а такой сок — находка для диабетиков, и не только для них — еще какая-то очередная лицензия?..
Выпуск газеты №:
№133, (2007)Section
Общество