Перейти к основному содержанию

Культ или культура

Как музеи из разных регионов Украины меняются ради своих посетителей
16 декабря, 11:22
СОВРЕМЕННОМУ МУЗЕЮ НЕОБХОДИМО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К АУДИТОРИИ, ЗНАТЬ, КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВОЛНУЮТ. И КАК МОЖНО АКТИВНЕЕ ПРИВЛЕКАТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ К СВОИМ ИНИЦИАТИВАМ. НА ФОТО — ГОСТИ ФЕСТИВАЛЯ «АРСЕНАЛ ИДЕЙ» ЗНАКОМЯТСЯ С ПРОЕКТОМ «КЛУБ ИСТОРИИ ИСКУССТВА: ХХ ВЕК». СОБЫТИЕ ПРОИСХОДИЛО В «МИСТЕЦЬКОМУ АРСЕНАЛІ» В КИЕВЕ В ИЮНЕ 2016 ГОДА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В Харьковской и Запорожской областях музейщики при поддержке киевских коллег и Goethe-Institut (проект «Культурно-образовательная академия») в Украине попробовали внедрить участницкие практики в своих учреждениях в рамках проекта «Культ или культура».

Председатель правления общественной организации «Украинский центр развития музейного дела» и руководитель проекта Владислав Пиоро убежден, что музеи постсоветской Украины должны повернуться лицом к своей аудитории и сделать шаг от пропаганды культа к инструментам современной культуры. Поэтому вопрос, каким должен быть современный музей, является очень актуальным для нашего общества. Быстрым этот процесс быть не может, поскольку музейная среда требует мировоззренческих изменений. Наилучшей базой для качественных преобразований является сочетание собственного опыта и практических кейсов коллег. По этому принципу и построили обучение участников проекта.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Владислав Пиоро утверждает, что главным идентификатором музея должна быть его коллекция. Именно она, а не развлекательные мероприятия неродственной тематики, должна привлекать посетителей. На этом акцентирует внимание Юлия Ваганова, заместитель генерального директора «Мистецького Арсеналу». По ее мнению, музейные экспонаты стоит связывать с современным контекстом. Кроме того, необходимо прислушиваться к аудитории, знать темы, которые ее в настоящий момент волнуют. Не менее важно быть искренним с аудиторией, действительно исповедовать ценности, задекларированные музеем. 

Татьяна Пилипчук из Харьковского литературного музея рассказывает, что до этого проекта тема партисипативности в украинских музеях почти не обсуждалась. В начале внедрения таких практик люди приобщаются к работе музея, принося экспонаты. Позже на базе заведения они объединяются для решения проблем своего общества. Именно такую задачу ставили перед собой четыре музея, презентовавшие свои наработки в финале проекта.

Чугуевский художественно-мемориальный музей Ильи Репина в Харьковской области имеет краеведческую и художественную составляющие. Это позволяет расширить спектр проектов. На этот раз в фокусе оказались ответственность, выбор и выборы. Ядром стала передвижная выставка агитационных материалов, собранных с 1996 года. Еще одна изюминка проекта — настольная игра «Выбор есть всегда», которая вызвала незаурядный резонанс в области. Обойти препятствия и получить бонусы в роли типичного избирателя пытались и взрослые, и дети. К сожалению, реакция власти и педагогов не всегда была позитивной, в частности из-за неправильного понимания сути проекта. Музейщики отмечают, что занимались не политической агитацией, а формированием ответственности избирателей. Невзирая на мелкие недоразумения, коллектив доволен результатами. В планах — создание постоянной выставки и тиражирование игры.

КУЛЬТУРНЫЙ «ТРЕЛЬЯЖ»

Несколько культурных институтов реализовало совместный проект «Харьковский трельяж». Работники исторического музея, муниципальной галереи и областного организационно методического центра культуры попробовали исследовать влияние разных культур на городской костюм. Эксперты прочитали горожанам несколько лекций по истории моды и стиля, местные дизайнеры презентовали свои коллекции, а музейщики сформировали из своих фондов выставку исторического костюма. В итоге учреждения начали посещать представители «модной касты», а организаторы поняли, что семейные истории и старые фотографии намного интереснее, чем сухая терминология мультикультурализма.

Другие два музея сосредоточились на работе с определенными группами населения. Мелитопольский городской краеведческий музей решил помочь переселенцам найти свое место в новом обществе. Коллектив пытался создать в музее открытое и дружественное пространство для общения и обмена опытом. Специалисты организовали несколько встреч с общественными активистами, ветеранами, студентами, творческим сообществом и другими горожанами. Результатом работы стала выставка «Мелитопольские немелитопольцы», значительную часть экспонатов которой предоставили местные жители. Музейщики отмечают, что Мелитополь является городом разных культур, ведь в разные времена сюда переселялись жители разных регионов. Тема переселения очень актуальна, поэтому специалисты будут продолжать работу над ней и посвятят следующую выставку религиозному аспекту этого явления.

В ФОКУСЕ — ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Четвертый музей немного отличается от других, ведь функционирует при учебном заведении и посвящен его истории. В Харьковском специальном учебно-воспитательном комплексе имени В. Г. Короленко учатся дети с нарушением зрения. Именно поэтому его коллектив заинтересовался темой инклюзивности музейной среды и посвятил этому проект «Десятое чувство». Его цель — превратить людей с инвалидностью из пассивных наблюдателей в активных пользователей музейными услугами. Поэтому сотрудники музеев сосредоточились на разработке интерактивных форм работы с включением тифлопедагогических приемов. Их очень беспокоит формальное отношение коллег к людям с нарушением зрения, поэтому они хотят делиться своим опытом с другими. Несколько харьковских музеев уже приобщилось к инициативе — проводят адаптированные экскурсии, вместе тестируют идеи новых проектов. Коллектив школьного музея планирует до конца года выпустить методический сборник для учреждений, которые захотят стать более доступными для людей с инвалидностью.

Подводя итог всему сделанному за несколько месяцев, Владислав Пиоро поблагодарил всех, кто решился на перемены. «Для многих такая постановка вопроса оказалась неудобной и болезненной. Однако аудитория нуждается в таком формате. Кроме того, мы имеем результат — налаженное сотрудничество между институтами, которое обычно сложно установить», — отметил он.

Теперь организаторы проекта планируют выпустить брошюру, которая будет содержать тексты прослушанных участниками проекта лекций, практические кейсы от менторов и опыт команд, уже реализовавших свои идеи. Материалы будут распространять бесплатно среди музейных работников. Возможно, проект продлится, и музеи из других регионов Украины также смогут сделать сложный, но необходимый шаг к современной культуре.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать