Лекарство от недееспособности
Кто научит нас управлять деньгами
Счетная палата вынесла очередной вердикт МОЗ. Во время проверки аудиторы обнаружили правонарушения при использовании средств госбюджета на сумму 27 млн. 238,6 тыс. грн. Кроме этого, как сообщает Интерфакс-Украина, не по целевому назначению было использовано 25 млн. 793,4 тыс. грн., а неэффективно — еще 2 млн. 280,8 тыс. грн. Общий счет и вовсе обескураживает: 55 млн. 312,8 тыс. грн. (47,1% общей суммы бюджетных назначений на 2001 год и 9 месяцев 2002 года) канули в Лету.
К слову, минувший год ознаменовался для министерства еще парочкой неприятных историй — например, возбуждением уголовного дело по факту закупки просроченных вакцин против гриппа и выдачей лицензии ОАО «Фармак» на производство инсулинов, которые в Украине ассоциируются лишь с заводом «Индар». В первом случае дело до сих пор лежит в прокуратуре, а неправомерное лицензирование Счетная палата расценила «как нецелевое и произвольное» использование бюджетных средств.
Надо сказать, что подобные данные в последнее время стали своеобразной визитной карточкой министерства. Глава профильного комитета ВР Николай Полищук на дне правительства, посвященном здравоохранению, подчеркивал, что аргументы бывшего министра Виталия Москаленко в стиле «не сделали, потому что не было денег» далеко не всегда оправданы. Так как та же Счетная палата в прошлом году заявила о том, что незаконно было использовано 17,5 млн. гривен. Что в сумме с неэффективным (18 млн. 955 тис.) и нецелевым (639, 9 тыс.) составляет почти половину бюджетных денег, выделенных в 2000 году на здравоохранение. Тогда, правда, министр утверждал, что далеко не со всеми показателями можно согласиться, и апеллировал к оптимистичной статистике, вызывавшей иронию у многих экспертов: послушав цифры, можно подумать, что мы живем в Швейцарии или Голландии.
Сейчас в Минздраве данные Счетной палаты комментировать отказываются — говорят, что это дела давно минувших дней, и оценивать их может только бывший министр, собственноручно подписывавший абсолютно все документы. В то же время заведующий секретариатом комитета ВР по вопросам здравоохранения материнства и детства Владимир Рудой убежден в том, что валить все шишки на министерство по меньшей мере некорректно. Вина лежит и на Кабмине, который не отработал стратегию программно- целевого подхода к бюджетным средствам. По его мнению, деньги должны быть точно распределены по всем 20-ти существующим программам, а за их траекторией должны следить, в первую очередь, региональные управления здравоохранения. Зато вопрос нецелевого использования средств поднимался уже давно. Главврачи больниц и поликлиник с полной ответственностью заявляют, что спокойно могли бы обойтись, как минимум, без половины своего персонала. Мол, если за дело возьмутся пять профессионалов вместо 14-ти, которым целыми днями нечем заняться, то все окажутся в выигрыше — пациенты будут получать гарантированно квалифицированную помощь, а врачи — хорошую зарплату. Но несмотря на эти заявления, никто пока не спешит с адаптацией к медицине закона о покупке услуг на государственные деньги. Сейчас им пользуются лишь при приобретении лекарств и оборудования. В то время как, к примеру, в Чехии и Польше больницы заключают контракт с государством на предоставление тех или иных медицинских услуг — лишь соответствие лечебных учреждений стандартам предоставления медицинской помощи дает им право претендовать на бюджетные деньги. Разумеется, что за него между провайдерами возникает жесткая конкуренция, стимулирующая естественный отбор.
В Украине естественный отбор связывали с введением общеобязательного медицинского страхования. И многие именно под эгидой этого и лоббировали принятие законопроекта в третьем чтении. Как известно, мнения по поводу самого медицинского страхования в Украине расходились коренным образом — кто-то считал, что это практически панацея, а кто-то — что лишь дополнительный налоговый пресс. Кстати, эксперты Мирового банка на состоявшемся недавно «круглом столе» склонялись к тому, что в нынешних условиях введение общеобязательного медицинского страхования и вовсе уничтожит здравоохранение в стране. Во- первых, потому, что в данном случае интересы из плоскости экономической все больше переходят в политическую; во-вторых, потому, что фонд потребует средства на административные нужды. И наконец, на первых порах отсутствие положительных результатов приведет к тому, что никто не будет платить дополнительный налог.
Впрочем, так многие считают и у нас. Исполнительный секретарь ассоциации психиатров Семен Глузман, принимавший активное участие в тематических «круглых столах», утверждает, что дополнительные финансовые вложения в украинское здравоохранение не имеют смысла, так как не могут оживить умирающую систему. И Министерство здравоохранения без посторонней интеллектуальной помощи не может подготовить и осуществить сценарий эффективной реалистической реформы. Существует, по его мнению, лишь один способ выхода из тяжелейшей ситуации — необходимо создать специальный мультидисциплинарный Совет при Минздраве, включающий в себя специалистов по экономике, демографии, социальной политике, праву, социологии. Но самое главное — административно и финансово независимый от Минздрава.
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
Общество