Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Личность для Вечности

22 марта Украина прощается с Лесем Танюком
22 марта, 12:01

Да, его биография, его творческая и жизненная судьба — «епос і драма, дзеркало доби, літопис духовного спротиву і надії».  Не о себе сказал эти слова Лесь Танюк. О  своих друзьях и побратимах. Не успел написать о каждом, с кем был связан верной дружбой, а то и кровными вузами, хотя оставил нам воспоминания о некоторых деятелях культуры и друзьях — создал этот парастас — помолился с упоминаем за упокой душ Ивана Светличного, Аллы Горской, Владимира Глухого, Марьяна Крушельницкого. Начал (а завершил ли?) воспоминания о незабываемой Оксане Мешко — «казацкой  матери», правозащитнице, члене и основателе Украинской Хельсинской группы, которая годами жила в семье Леся Танюка и Нелли Корниенко в Москве — в этой легендарной квартире, где по свидетельству Вячеслава Чорновила  «по дорозі на захід  переховувався український самвидав». Ее Лесь Танюк считал «постаттю для вічності». А теперь поэт, режиссер, переводчик, критик, искусствовед, общественный деятель, политик, порожденный и потоптанный хрущевской оттепелью и брежневским застоем, сам переходит в Вечность...

Один из главных шестидесятников, Лесь Танюк — уникальный духовный мир потерянных творческих надежд и чаяний, нереализованных театральных проектов, своевременно не обнародованных дерзких поэтических мятежей.

Как знать, если бы его три поэтических сборника «Червона калина» (1960—1961), «Сповідь» (1962—1963), «Я вчора був Гамлет» (1963—1968), поэма «Натюрморт» не были запрещены цензурой, говорили ли бы мы сегодня о поэте-шестидесятнике Танюке. Но не только стихотворений желал юный Лесь. Увлекался музыкой, танцами, рисованием, шахматами, особенно — театром.

Воспитанного с юношеских лет березильцами в духе традиций театра Леся Курбаса, его манила театральная сцена, надежда развить курбасовскую школу образного перевоплощения, школу психологического театра. Условия для творческих экспериментов были неблагоприятными, однако Л.Танюк пытается «осваивать» этот ограниченный для творческой реализации культурный полигон, который держала под пристальным контролем коммунистическая власть. Во Львове вместе с А.Горской готовит для сцены  заньковчан спектакль по пьесе Мыколы Кулиша «Отак загинув Гуска». Не судилось — запретили, а режиссера заставили срочно выехать из города.

В Одессе также вместе с Горской ставит по роману «Правда і кривда» М.Стельмаха спектакль — запретили! Готовит в том же одесском театре бурлеск «Шельменко-денщик» — и опять обвинение в формализме и национализме, следовательно — решительное «Нет!»,  а также проблемное напряжение Лесь Танюк выдерживал, когда в созданном по его инициативе Клубе творческой молодежи репетировал пьесы Мыколы Кулиша, Ивана Драча, Бертольда Брехта. Все те спектакли потом были закрыты! И все же театральный режиссер Лесь Танюк подготовил и поставил свыше 60 спектаклей, особенно успешно — в Москве, где он работал в Центральном детском театре, в театрах имени Станиславского, Пушкина, Маяковского, МХАТе у Олега Ефремова... А когда за участие в правозащитном движении Танюка и там лишили возможности ставить театральные спектакли, он берется за переводы пьес Шекспира, драматических интермедий Сервантеса, трагедий Жана Рассина, драм Артура Миллера, пьес и поэтических миниатюр Рабиндраната Тагора...

Ставит много постановок на Центральном телевидении, в частности, снимает там двухсерийные фильмы «Принц та жебрак» и «Десята симфонія»,   посвященную Бетховену. Тогда же написал монографию о своем учителе Марьяне Крушельницком, выступает с литературоведческими статьями, рецензирует много книг и пьес, переводит романы с английского и французского языков, пишет тексты для мюзиклов и эстрадные песни.

В середине 1980-х Лесь Танюк возвращается в Киев на должность главного режиссера Киевского молодежного театра, где создаст эмоционально-кипучую атмосферу творческого экспериментирования. В то же время организовывает и проводит чрезвычайно популярные «Київські театральні вечори». Цель Танюка — «створення такого театрального організму, який підхопив би перервану нитку українського театру, що її започаткував Курбас».

Об этом периоде творческого бунта Леся Танюка мы сможем прочитать в его «Щоденниках без купюр» — уникальной летописи времени, которые он начал вести  50 лет тому назад. Опубликовано уже 37 томов, а еще свыше двухсот машинописных и рукописных томов ждут издателя. Там также есть размышления, деяния и переживания активного строителя независимой Украины, народного депутата Украины пяти созывов, председателя Всеукраинского мемориала им. Василя Стуса, председателя Национального союза театральных деятелей Украины, профессора Киевского университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.

Больно признавать, что этот, по определению его творца, «журнал для душі як хроніка спротиву» не будет иметь продолжения. И со свойственной ему ироничностью Лесь Танюк как-то высказал пожелание заслужить такой комплимент, какой сказал Станислав Ежилец о своем приятеле: «Він не завершив свого щоденника. Він довів його до моменту своєї смерті».

Лесь Танюк такой комплимент —  нашу  благодарность, любовь и незабываемую память — заслужил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать