Липинский возвратился в Затурцы, но еще не в Украину
Побывать на виртуальной экскурсии с аудиосопровождением в Мемориальном музее идеолога украинского консерватизма уже в ближайшее время можно на новом сайте «Дня» — incognita.day.kiev.uaВозобновление семейного имения и открытие в нем экспозиции Мемориального музея Вячеслава Липинского на Волыни уже называют чудом. Свыше 10 лет продолжалась реставрация фактически руин, и надежду на ее завершение потеряли не только потомки славного благородного рода, который так весомо послужил Украине, но и родственники, в настоящее время проживающие в соседней Польше. Потеряли ее даже те, кто возобновлял место последнего земного пристанища Липинского на старом католическом кладбище, по крупицам собирал документы для будущего музея.
Однако на двадцатом году украинской независимости, теоретические основы которой закладывал и Вячеслав Липинский, глава Волынской областной государственной администрации Борис Климчук возвратил его, образно говоря, домой... Если с 2002-го по 2010 год на реставрацию сооружения было потрачено лишь 1 миллион 400 тысяч гривен, то в 2011 году Волынь получила от государства на эту цель 2 миллиона 400 тысяч.
Но еще остается неизвестным, оценит ли должным образом Липинского Украина...
РОД АГРОНОМОВ, ВРАЧЕЙ И ПАТРИОТОВ
Бывшее имение Липинских и в настоящее время потопает, к сожалению, в уже лишь остатках некогда роскошного парка, который в свое время был образцом садового искусства. Здесь еще и до сих пор можно отыскать виртуальные следы Вацлава-Вячеслава, того единственного из большой семьи, который, дабы подчеркнуть свою украинскость, писался «Лыпынськым», а не Липинским, на чем настаивают и сегодня потомки этого рода. Они представляют те ветви Липинских, которые произошли от братьев Вячеслава — Станислава и Владимира, проживающих или в Кракове, или в Гданьске. И когда 90-летний Ян и на год старше его жена, которые теснее всех поддерживают связи с Затурцами, узнали, что уже возобновлено их родовое гнездо, были готовы ехать сюда даже рейсовым автобусом! Потому что их дети по семейным делам как раз находились в Лондоне, где когда-то, кстати, жила и дочь Вячеслава — Ева.
Почтенный возраст и такие обстоятельства не дали возможности прибыть на Волынь тотчас, а жаль. Потому что старый дворец, который горел и был уничтожен не один раз, как будто воскрес из пламени. Возобновляли его, рассказывает основатель и директор мемориального музея Виталий Кушнир, по старым фотоснимкам, любезно предоставленными потомками Липинских.
— В Затурцах всегда помнили этот род, знали, кто такой Вячеслав Липинский?
— В народе всегда жило убеждение, что это были хозяева, а не пришельцы, которым Пилсудский раздал волынские земли, — говорит Виталий Кушнир. — Корень таких родов очень древний, ведь первые Липинские попали на украинские земли, на Подолье, еще в середине XIII века. А дед Вячеслава — Владимир — в 1839 году вступил в брак с владелицей Затурец Эмилией Бечковской и положил начало волынской ветви рода. Я о Вячеславе слышал с раннего детства от своего отца, а вообще-то в селе всегда ходили рассказы о «странном» паныче, который сзывал местных панычей и проводил с ними беседы о национальном сознании. Он спрашивал: «Кто вы?» И когда слышал: «Мы мужики здешние, хохлы», — горячо отрицал: «Вы не хохлы, вы — украинцы!» Но когда говорят, особенно во время научных конференций, что украинцем позиционировал себя лишь Вячеслав, «а те все были поляками...», меня это возмущает. Нужно же знать факты. Казимир Липинский давал деньги сыну, чтобы тот покупал книги для простолюдинов. А мать! В одном из писем Вячеслав пишет, что «дорогая мама всегда помогала мне в нелегком труде для украинской идеи, хотя дома тогда разговаривали на польском и французском, но польская политическая идея уже никого не увлекала в нашей семье, как явно вредная для нашей территории»...
— Претендуют ли в настоящее время потомки на возобновленное здание имения и территорию парка вокруг него?
— В одном из писем Ян Липинский написал: «Мы радуемся, что наш дом, наш двор послужат вашей культуре». Но чтобы вернуть каким-то образом бывшую собственность? Я спрашивал об этом Яна, потому что во время своих приездов на Волынь он с семьей останавливался у меня дома. «Сколько же можно возобновлять?» — ответил горько. Добротный дом с колоннами, который мы теперь можем видеть во всей красе, построил Казимир Липинский на фундаментах, заложенных в 1871 году. Кстати, известный историк и краевед Цинкаловский пишет об интересной находке, обнаруженной, когда закладывали фундамент и корчевали старый парк. Это были две чаши, одна — с жемчугами, другая — с документами, которые выразительно указывали на древнее арианское захоронение. Ведь через лес, в 9 километрах от Затурец — село Кисилин, в котором действовала арианская академия. В Первую же мировую войну в Затурцах 18 дней держали линию фронта. От села не осталось ничего, и панский дом также был разрушен. В двадцатые годы сюда вернулся Станислав Липинский и начал возобновлять хозяйство...
Первую зиму по возвращении паны, как и все затурчане, которые вернулись из эвакуации, жили в землянках. Но если бы история пошла не тем путем, каким пошла, и Липинские и до сих пор бы жили на Волыни, они бы, по мнению Виталия Кушнира, не просто сделали бы большой вклад в украинскую науку и экономику. Они были бы не меньшими украинцами, чем Вячеслав. Первое, что встречает посетителей музея, это большое панно с копиями семейных фотографий. Вот снимки обжинков в Затурцах еще до Первой мировой войны. Девчата идут в веночках, с колосками... А вот Станислав, его жена Мария и детки, обставленные снопами на поле... Есть в фондах фото, где Липинские целой семьей расписывают на Пасху писанки... То есть — это действительно были люди культурные, которые глубоко уважали местные традиции. Но из этого рода вышли целые династии известных агрономов и врачей.
— Уже 18 сентября 1939 года, на второй день после «освобождения» Западной Украины, Станислав Липинский погрузил на две телеги свое добро: пятерых детей, семенной материал, семейный архив и отбыл в Польшу. Через два года в эмиграции он вывел сорт картофеля с красноречивым названием «Выгнанка», понимая, по-видимому, что уже никогда не вернется на свою малую родину. А какие сорта он как селекционер выводил на Волыни! Назвал их: «Затурецкая белая», «Вольфганг затурецкий», «Волынянка ранняя»... Это тоже был патриот своей земли!
А МОГИЛУ РАЗГРАБИЛИ...
Возобновление семейной усадьбы началось в действительности с возобновления семейного... склепа. Виталий Кушнир с детства помнит, как отец говорил, что на старом католическом кладбище похоронен «министр украинского правительства». Он вспоминает, что это был семейный склеп аж для 24 человек (судя по этому, Липинские собирались жить в Затурцах еще не одно поколение). Но были здесь лишь три захоронения: младенца Станислава, Вячеслава и жены Станислава — Марии.
— Почему Вячеслав Липинский хотел, чтобы его похоронили в Затурцах?
— Осталось его завещание, в котором он уполномочивает Станислава быть распорядителем его похорон. Это за год до его смерти. Затурцы как место захоронения там не вспоминаются, но, по-видимому, место было между братьями обусловлено. Ведь недаром Станислав и Владимир две недели решали, чтобы доставить гроб с телом Вячеслава в Затурцы через границы нескольких государств. Мне рассказывали, и я видел снимки, что на могиле стоял высокий дубовый крест...
Ограбить склеп пробовали еще при жизни на Волыни семьи Станислава, когда пришли в 1939-ом «освободители». А в 1945-ом склеп разбили и прах покойника просто... выбросили. В Затурцах и до сих пор знают, кто это совершил. Говорят, что грабителей интересовал металлический гроб, в котором Липинского перевозили из Австрии. Вроде бы его собирались переплавить на... посуду. По крайней мере, один из крестьян (имя, которого известно) часто говорил, что как глянет на алюминиевую ложку или миску, то кушать не может... А в 50-х годах прошлого века католическое кладбище снесли вообще. Поэтому первые трое затурцевские «руховцы», к которым принадлежал и Виталий Кушнир, в 1990 году возобновили место захоронения известного земляка по преданию. На дубовом кресте была прикреплена единственная известная на то время фотография Вячеслава-гимназиста. Но даже информацию о Липинском Кушниру приходилось искать аж во Львове, в научной библиотеке имени Стефаника. Поэтому, когда в настоящее время экскурсанты знакомятся с экспозицией музея, они могут и не догадываться, какие перипетии пришлось пережить Виталию Григорьевичу в подготовке нынешней экспозиции.
— Чем же интересен и уникален ваш музей?
— Тем, что это первый и единственный в Украине и мире музей Вячеслава Липинского, которого назвали Великим украинцем... Экспозиция в двухэтажном доме-дворце с колоннами размещена в четырех просторных комнатах. Одна из них отведена для временно действующих выставок, а бывший салон оборудован под конференц-зал. Поскольку это музей мемориальный, то важно, что здесь немало оригинальных вещей из быта семьи и самого Вячеслава, документов и фотоснимков, которые сохранялись у потомков. Дочь Вячеслава Ева пережила отца вдвое и умерла в возрасте 98 (!) лет недавно, в 2007 году. От нее и от племянников из Кракова получили немало оригиналов именно для затурцевского музея. Но краковская и гданьская ветви семьи еще имеют богатые архивы. И моей мечтой является семейная печать, на которой изображены три серебряных креста на красном фоне, что в настоящее время находится, как мне известно, у внука Владимира Липинского. Того Владимира, который работал в Луцке врачом, и его дом еще до сих пор стоит на улице Богдана Хмельницкого (в настоящее время здесь один из банков. — Авт.).
— Как бы вы, зная сегодня точно и историю этого славного рода, и историю жизни и деятельности самого Вячеслава Липинского, могли объяснить его значение для Украины?
— Вячеслав Липинский — талантливый ученый-историк, политолог и государственный деятель Украины первой трети XX века. Он родился, если можно так сказать, не в свое время. Он опередил не только своих современников, но и нынешних политиков. Выдвинутые им принципы создания государства особенно актуальны и для сегодняшней Украины. Хотя, кстати, Липинский не отрекся ни от своего польского происхождения, ни от своей католической веры. Но так, как он, отстаивал интересы Украины, понимал их, могут немногие из ныне живущих. И сегодня актуальны многие взгляды Вячеслава Липинского. Хотя бы такой:
«Национализм бывает двоякий: державосозидательный и державоразрушительный — такой, который способствует государственной жизни нации и такой, что эту жизнь разъедает. Примером первого может быть национализм английский, второго — национализм польский, украинский. Первый является национализмом территориальным, второй — национализмом экстерриториальным и вероисповедным. Первый называется патриотизмом, второй — шовинизмом. Когда вы хотите, чтобы было украинское государство, вы должны быть патриотами, а не шовинистами. Что это значит? Это значит, прежде всего, что ваш национализм должен опираться на любовь к своим землякам, а не на ненависть к ним за то, что они не украинские националисты».
Или такой: «Никто нам не построит государство, когда мы сами его не построим. И никто из нас не сделает нацию, когда мы сами нацией не захотим быть».
Выпуск газеты №:
№160, (2011)Section
Общество