Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Листок, сложенный вдвое,

или Цена диплома
10 января, 00:00

Летом теперь такого уже далекого (из прошлого тысячелетия!) 1995 года я решал судьбоносную проблему выбора школы для своей дочери, достигшей к тому времени школьного возраста. В то время я вновь, спустя пятнадцать лет после окончания университета, встретился с отечественной системой образования — уже в качестве преподавателя высшей школы (завод им. Малышева, которому я отдал десять не самых худших лет своей жизни, тихо околевал в джунглях дикой рыночной экономики) — и с глубоким прискорбием констатировал жуткое (впрочем, вполне соответствующее общему состоянию нравов) искажение нормы. То, что во времена моего студенчества казалось совершенно нормальным и естественным (например, оценка соответствует знаниям), теперь воспринималось чуть ли не в качестве утопического идеала или опасного чудачества. На что можно было рассчитывать, выбирая объектом семейных инвестиций образование?

Оно и раньше выпускник отечественного вуза мог рассчитывать разве что на гарантированную миску риса, упершись головой, пусть даже самой умной, в потолок инженерной зарплаты. Теперь же перспективы представлялись вовсе безрадостными: грызущие гранит науки, похоже, им и должны были питаться, в то время как мало-мальски обеспеченную жизнь приносила деятельность, с образованием никак не связанная. Преисполненная небезосновательного пессимизма, моя семья решила: высшее образование наш ребенок должен получить за рубежом. Для чего, смирившись со многими житейскими трудностями, поступили в немецкую гимназию.

Потом последовал «образовательный бум». Поднимались на ноги совсем уже было загнувшиеся учебные заведения, возрождались ранее закрытые, росли, как грибы после дождя, приватные, плодились академии и университеты, скоро, кажется, не останется ни одного мало-мальски крупного вуза, не имеющего статус «национального». На этом оптимистическом фоне моя твердая решимость видеть своего отпрыска студенткой германского университета как-то размягчилась. И вновь закалилась до состояния твердой стали после публикации Людмилы Рябоконь «Космонавт» за сто гривен» — спасибо ей за это.

Оказывается, что 60% безработных стали таковыми после обработки отечественной системой высшего образования; оказывается, что сия система такова, что в нашем вузе студент «все равно выучит все, необходимое для профессии, даже если ему из-за работы придется пропускать занятия... Среди моих однокурсников во время учебы работало около 80%» (автор этой интересной, по мнению Людмилы Рябоконь, мысли почему-то, мысля интересно, игнорирует такой широко известный институт системы высшего образования, как обучение заочное, где проблема пропуска занятий вообще не стоит и к которому следует обратиться «трудоголикам», занимающим очные места, по праву принадлежащие «учебоголикам», а также не столь, быть может, известный, однако же существенный пункт 4.3 Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях, гласящий: «Посещение учебных занятий является обязательным для студентов»). Оказывается, что социолог с дипломом Киево-Могилянской академии — плохой социолог (признание интервьюируемого корреспондентом замдиректора ООО «Негоциант-Союз»). Вдумайтесь в этот нонсенс — плохой специалист с хорошим дипломом! Что же удивительного в том, что работодателей не интересует диплом о высшем образовании, его, так сказать, «качество» (рейтинг вуза, средний бал выпускника)? В ситуации, когда документ, призванный однозначно свидетельствовать о квалификации работника, не свидетельствует ни о чем, можно уверенно говорить об опасной девальвации традиционных ценностей. Здесь у нас, к сожалению, своя традиция — обесценивания общепризнанных ценностей. Диплом советского инженера не вызывал никакого пиетета у государственного работодателя. Инженером «затыкали все дыры»: от инженера по социалистическому соревнованию до инженера по ежегодно-чрезвычайной ситуации спасения овощей в закромах родины.

Если ты имеешь докторскую степень, то назвать тебя «мистер» может в Америке только абсолютный невежа. Когда мои иностранные студенты обращались ко мне «преподаватель», я поправлял их — старший преподаватель, мои же коллеги страшно возмущались «невоспитанностью» иностранцев: у нас, мол, есть имя-отчество.

И уж точно никто на Западе не усомнится в качестве знаний, демонстрируемых твоим дипломом. Не зря кабинет врача, инженера, ученого, адвоката украшается дипломами — чтобы посетитель лицезрел и наполнялся доверием и уважением к их обладателю.

Знаковость высшего образования — не просто дань традиции, это единственный способ определения качества наивысше образованной рабочей силы. Подтвердить свой третий разряд формовщика машинной формовки я могу за пять минут при помощи лопаты и встряхивающей машины. Равным образом это может любой ремесленник — от токаря и сапожника до переводчика и программиста. Поэтому диплом ремесленнику не требуется — он сам себе диплом. Подобные проверочные процедуры невозможно применить к рабочей силе, чья сила — в мозгах. Чтобы выдать продукт «на-гора», ученому могут понадобиться годы, более того, формально говоря, результата может и не быть — но это будет уважаемый научным сообществом отрицательный результат, а не итог «работы» невежды. А если качество работы конструктора проверять качеством спроектированных им конструкций? Аж страшно становится, и не только от оценки временных и материальных затрат.

Если диплом — всего лишь сложенный вдвое листок для отдела кадров, а не уважаемое свидетельство квалификации, то тогда все дозволено. Например, можно получить целых два сложенных листка от престижнейшего вуза страны, даже не посещая там занятий. А можно работать на квалифицированной — требующей соответствующего образования — должности вообще без дипломов (как это недавно выявила прокуратура, проверяя одну из наших АЭС).

Вот только далеко ли мы уйдем при таком либерализме?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать