Litteris еt Artibus*
Национальному университету «Львівська політехніка» — 170
«Современное развитие университета базируется на принципах преемственности и сохранении образовательных, научных и культурных традиций. В то же время, перед нами стоит задача реализации новых перспектив. Это формирование условий для становления «Львівської політехніки» как исследовательского университета, интеграция образования, науки и инноваций».
Юрий БОБАЛО, ректор.
Когда вы зайдете во «Львівську політехніку», то, наверное, будете удивлены, услышав классическую музыку. Исполняют ее будущие инженеры, менеджеры, геодезисты, айтишники и их профессора, объединившиеся в симфонический и камерный оркестр «Поліфонія». Мелодиями Брамса, Бетховена, Моцарта, Лысенко, Скорика, Сильвестрова часто наполняется пространство залов университета, фойе, актового зала, одного из лучших в Украине, расписанного учениками школы выдающегося польского художника Яна Матейко. Эти звуки кажутся такими органическими в интерьере самой старшей высшей технической школы восточной и центральной Европы, в которой так удивительно совмещаются европейскость и украинскость, таким образом создавая традицию этого славного Университета, хорошо известного в Украине и мире.
«Львівська політехніка» формировалась на протяжении 170 лет благодаря совместной деятельности мощнейших интеллектуальных сил — профессоров и научных работников разных национальностей: украинцев, поляков, австрийцев, евреев и других, которые, вопреки вызовам истории, силой насаждаемой чужой идеологии, преследованиям свободомыслия, препятствиям бюрократизму и чиновнического невежества сумели утвердить дух научной истины, настоящего гуманизма, идею служения родной земле.
В период формирования политехнического института были четко очерчены центральные функции нашего заведения, о которых еще в свое время писал известный философ Х.Ортега-и-Хассет в труде «Миссия Университета», а именно: обучение профессиям, развитие научных исследований, формирование ученых и передача культуры. Litteris et Artibus (Наукам и Искусствам) — надпись на фронтоне главного корпуса — именно такую задачу поставили перед собой работники политехнического института, и она крепко закоренена в образовательной и научной традиции Университета. Политехнический институт шел этим выбранным путем через годы и века. Знания студентам передавали десятки выдающихся педагогов и ученых, светил технического образования и науки, авторов самых искусных изобретений. В летописи университета — интеллектуальные свершения десятков выдающихся личностей: строителей нетленных храмов, архитекторов, химиков, математиков, механиков, геодезистов. Они стали символами «Львівської політехніки», обеспечили ей продвижение и расцвет, завоевали для нее славу высокого заведения образования и науки. Научные достижения каждого из них — это не только проявление таланта и неисчерпаемой энергии, а, прежде всего, результат неутомимого труда.
Европейская идея всегда имела украинский национальный налет. Стоит лишь вспомнить мостик Тулье, который любят студенты, и который по студенческой примете приносит успех на сессии, стоит лишь перейти через него. Это было первое железобетонное изделие не только во Львове, но и в Европе, которое по инициативе и по проекту профессора статики сооружений и строительства мостов поляка Максимилиана Тулье построила фирма украинца Ивана Левинского. Для испытания прочности на мостик положили мешки с песком высотой со здание главного корпуса. Лишь через год подобную арку построили в Японии. А как не вспомнить главный корпус университета, главного здания Политехнического института — свидетеля многих событий общественного развития Галичины, символа технического прогресса. Построенный по проекту Юлиана Захариевича, архитектора, профессора и ректора Политехнического института в 1877 году, он вобрал наилучшие европейские и национальные строительные традиции, которые воплотила когорта специалистов, среди которых итальянец Леонардо Маркони, австриец Шредель, украинец Иван Долинский и многие другие.
Уже в ХХ веке Политехническая школа (именно такое название она имела в это время) становится составной частью европейской технической науки. Плеяда блестящих педагогов и ученых, вдохновленных идеями европейских университетов, работала здесь для развития инженерной мысли и технического прогресса Галичины. Вспомним лишь Стефана Банаха, всемирно известного математика, творца знаменитой Львовской математической школы функционального анализа, который работал (1920—1922) на кафедре математики Львовского политехнического института. Кто же не знает его «Шкоцкую книгу» — сборник математических задач, поставленных и решенных во львовской кофейне за чашкой кофе с друзьями? Разве можно обойти Доминика Зброжека — первого заведующего самой старой в Украине кафедрой геодезии и сферической астрономии, основателя и первого руководителя единственной в XIX в. в Западной Украине астрономической обсерватории, а впоследствии — ректора «Львівської політехніки», или Игнация Мосцицкого — ученого-химика, изобретателя, профессора и ректора (в 1925—1926 годах), который был третьим президентом Польши. В 1912 году за выдающиеся заслуги в науке профессорам были присвоены почетные титулы доктор Honoris Causa, среди которых была Мария Склодовская-Кюри, которая на вручении диплома прочитала лекцию. Во «Львівській політехніці» сохранились документы, в частности ее сообщение, датированное 1922 годом, о том, что она может через Лигу наций посодействовать в предоставлении «Львівській політехніці» финансовой помощи. В другом документе ректор просит М. Склодовскую-Кюри представлять «Львівську політехніку» на торжествах в Сорбонне, посвященных юбилею открытия радия.
Без сомнения, в этих условиях (с 1844 года, со времени основания, до 1918 года Галичина входила в состав Австро-Венгрии, а с 1918-го — до 1939 была в составе Польшей) приоритет в преподавании и администрировании предоставляли чужестранцам. Украинцам, студентам и преподавателям, доступ к политехническому институту был очень ограниченным. Однако, запрещения не могли конкурировать с силой таланта и профессиональностью украинцев. Гордостью работников политехники, да и Львова был и остается Иван Левинский — украинский архитектор, педагог, предприниматель, общественный деятель профессор Политехнического института, который фактически создал Львов в начале прошлого века. Ему удалось не только строить замечательные сооружения (свыше 300!), но и вплести украинскую традицию в европейский модерн, обогатив архитектуру новым стилем — львовской сецессией. Роман Залозецкий — еще один великий украинец «Львівської політехніки», ученый — химик, исследовавший залежи нефти в Галичине. В Политехнической школе начал научные исследования по химической кинематике Юлиан Гирняк, автор украинского учебника по химии для гимназий. А украинец, профессор Юлиан Медведский, которого трижды избирали ректором Политехнической школы, положил начало исследованию в отрасли минералогии и петрографии Прикарпатья. Не перечесть украинцев, творивших историю и славу этой высшей технической школы. Украинская политехника прошла тяжелый, но достойный путь.
В 30-х годах лишь пять процентов украинских абитуриентов согласно Numerus Klausus могло претендовать на получение высшего образования. Украинская молодежь, которая в 20-х годах после поражения национально-освободительного движения не имела возможности получать высшее образование, не захотела мириться с такой ситуацией. В 1922 г. по инициативе членов Научного общества им. Шевченко и при поддержке митрополита Андрея Шептицкого была создана Украинская высшая политехническая (тайная) школа, которую возглавлял ректор Виктор Лучкив, бывший выпускник официальной «Львівської політехніки». Профессора тайной школы — известные ученые и общественные деятели: Мыколай Чайковский — известный математик, Иван Фещенко-Чоповский, читавший спецкурс металловедения, был одним из крупнейших специалистов в этой отрасли (оба прошли ад сталинских репрессий). «Маю багато технічних знань і хотів би вступити до Львівської політехніки більше з патріотичних почуттів. Хочу своєю особою збільшити кількість осіб української інтелігенції, якої є мало», — это строки из биографии Ярослава Мельника, украинского политического и военного деятеля, руководителя ОУН, который подал заявление о вступлении в тайную украинскую политехническую школу во Львове. В 1925 г. Тайная политехническая школа перестала существовать.
Однако, украинский дух свободы витал в стенах нашего Университета. «Известно ли вам, что тысячи студенческой молодежи Галичины, Волыни, Холмщины, Подляшья за то, что хотят получать знания во Львовском университете и «Львівській політехніці» на родном языке, наказываются тюремным заключением, словно преступники? И это делается в стране, где украинское население составляет свыше 80%!», — обращались политехники, члены организации «Основа» к Союзу польских студентов. В этих условиях много украинской молодежи стало членами ОУН и УВО.
Несмотря на ограничения и притеснения при вступлении, в Школу Политехники приходили самые лучшие: из ее стен, кроме известных украинских ученых и высококвалифицированных инженеров, вышли выдающиеся политические деятели, руководители и участники национально-освободительной борьбы — Степан Чарнецкий, автор знаменитой песни «Червона калина», Степан Бандера, Роман Шухевич, Олекса Гасин, Катерина Зарицкая, Петро Франко. Участие студентов и преподавателей политехнической школы в борьбе за независимость Украины — это отдельная великая страница в истории национально-освободительного движения. Львовские студенты политехнической школы — это сечевые стрелки, уповцы, члены ОУН, политзаключенные советских лагерей, диссиденты. Дух борьбы за свободу, как наибольшую ценность, живет и в наших детях — студентах, стоявших под пулями на Майдане. Сегодня, когда наши выпускники защищают Украину на востоке, во «Львівській політехніці» родилось мощное волонтерское движение — свыше миллиона гривен собрано в поддержку украинского войска, куплены бронежилеты, аппарат искусственной вентиляции легких, тепловизоры, бронированная боевая машина, осуществляется опеку над сиротами и раненными бойцами. Потому что сила «Львівської політехніки» — это ее академическая громада, выращенная и взлелеянная на традициях университета. Основы, заложенные украинскими профессорами, учеными, педагогами, студентами были такими крепкими, что сложные исторические обстоятельства, политические катаклизмы и изменения общественно-экономических формаций не смогли разрушить их сущность. Громада политехнического университета уже во второй раз доверила профессору Юрию Бобалу руководить университетом. И он, как опытный капитан, умело ведет свою команду. Поэтому сегодня мы способны ответить на вызовы современного изменяющегося мира, реагировать на вызовы настоящего, вмешиваться в жизнь общества и предлагать новейшие академические подходы к решению проблем. Ведь «Львівська політехніка» первой в Украине внедрила многоступенчастую подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням — «бакалавр», «специалист», «магистр» на принципах новых учебных технологий, первой в Украине разработала и внедрила новую концепцию подготовки специалистов для потребностей Вооруженных сил Украины на основе интеграции гражданской и военной компонент образования. Результатом реализации этой концепции стало создание в структуре Университета Львовского института Сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (впоследствии — это Академия Сухопутних войск). «Львівська політехніка» впервые в Украине внедрила схемы реализации трансфера знаний, отвечающих идеологии Болонского процесса. Во «Львівській політехніці» впервые в Украине разработана и внедрена система поддержки молодых ученых. Это лишь короткий перечень достижений, которыми можно гордиться. И это тоже в традиции школы политехники — вести перед во всем. Академическое сообщество «Львівської політехніки» готово сегодня воплощать фундаментальные предпосылки успеха университета: академическую свободу и институционную автономию, готово приобщиться к реализации реформ в Украине, чтобы наши выпускники работали на развитие своей собственной экономики, а не чужих государств.
В чем еще секрет успешности «Львівської політехніки? По-видимому, в том, что здесь есть всегда место для гуманитарного пространства — духовной основы личности. Сотни встреч преподавателей и студентов с деятелями Украины и мира, с духовными лицами, в частности с Блаженнейшим Любомиром, Блаженнейшим Святославом, Его Святостью Филаретом закладывают фундаменты для духовного роста. Беседы с Богданом Гаврилишиным закладывают основы для профессионального роста. Общение с Ларисой Ившиной (и это тоже уже традиция!), главным редактором газеты «День», членом Наблюдательного совета «Львівської політехніки» — это мощный толчок для самообразования к познанию самих себя, а газета «День» — это еще один университет, в котором мы все учимся.
CПРАВКА «Дня»
Национальный университет «Львівська політехніка» сегодня это:
• 18 институтов
• 49 учебно-лабораторных корпусов
• 36 тысяч студентов и экстернов
• 64 бакалаврских направления и 127 специальностей, из них 125 — магистерского уровня.
• 2000 преподавателей, из которых свыше 300, — доктора наук, профессора и свыше 1 000 — кандидаты наук, доценты.
В 2009 году Университет получил статус самоуправляющегося (автономного) исследовательского национального высшего учебного заведения.
* Litteris et Artibus (Наукам и Исскуствам) — надпись на фронтоне главного корпуса университета
Выпуск газеты №:
№218, (2014)Section
Общество