Перейти к основному содержанию

ЛОШАДИНЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

31 мая, 00:00
Четыре года назад Ирина Мусиенко впервые села на коня, а сегодня она не только свободно держится в седле и управляет лошадью, но и руководит Федерацией конного спорта Украины. Основная работа Ирины — менеджмент, и она знает наверняка, насколько умение найти общий язык с лошадью помогает достичь взаимопонимания с людьми. А кураж, без которого не обойтись тому, кто часть своей жизни проводит в седле, необходим Ирине и для того, чтобы держать вожжи такого нелегкого в нашей стране дела, как развитие конного спорта. Ирина Мусиенко говорит, что ее задача на посту президента Федерации — заразить интересом к верховой езде общество. По крайней мере, для того, чтобы было проще работать с рекламными агентствами, которые сейчас идею сотрудничества с организаторами конноспортивных соревнований воспринимают, как предложение полететь на Луну. А ведь верховая езда, издавна не чуждая Украине, помогает сохранить дух и потенциал нации, убеждена Ирина. Так что тем, кому нужна романтика, кто хочет почувствовать, что же такое быть человеком, совсем не обязательно отправляться на Луну. Настоящие звезды можно найти и в обыкновенных конюшнях. Необходимо только дать им шанс показать себя во всем блеске.

— В отличие от тренажерных залов клубы верховой езды нельзя назвать местом знакомств — ведь и среди их работников, и среди клиентов больше всего молодых девчонок, а представителей сильной половины человечества рядом с лошадьми видишь реже. И президент Федерации конного спорта Украины — женщина… Как вы объясняете феминизацию конного спорта?

— В Голландии, одной из самых развитых в области конного спорта стран, девочки- школьницы составляют львиную долю всех начинающих любителей верховой езды. Мальчики же — не более 30%. Правда, в том возрасте, когда приходится делать выбор, соотношение меняется, и в конном спорте остаются в основном мальчики. Наверное, девочек больше привлекают внешние стороны: верховая езда — это красиво.

Конный спорт интересен в том числе и тем, что в соревнованиях одновременно участвуют и женщины, и мужчины, и кобылы, и жеребцы, и мерины. Это очень демократичный вид спорта. Равенство полов в верховой езде — еще одно доказательство того, что здесь физическая сила не на первом месте. Результат достигается за счет многих компонентов. Мозги и хорошая физическая форма — не единственное, что нужно. Еще необходим кураж и, самое главное, увлеченность. Конный спорт, как правило, поглощает человека целиком и навсегда. На Западе им увлекаются не только целыми семьями, но и целыми странами. В Голландии 95% девочек занимаются верховой ездой. Очень многие в этой стране каким-то образом связаны с конным спортом. В Германии в 2001 году лучшим спортсменом был признан Людвиг Бербаум — конный спортсмен. Так должно быть и у нас.

— Для этого большее количество людей должно иметь возможность ездить верхом. Видите ли вы какие- либо шаги к тому, чтобы конный спорт стал более доступен для среднего украинца?

— Со средним украинцем как раз и сложно. Возможностей заниматься верховой ездой в нашей стране так же мало, как и средних украинцев. Возрождение такого дорогого вида спорта, как конный, должно идти в ногу с возрождением экономики. Дешевым конный спорт быть не может, он требует вложения больших денег. Например, у нас сейчас редко обращают внимание на такую немаловажную «деталь», как гарантии безопасности для обучающихся. В США для уроков верховой езды лошадей подбирают очень строго. Если во время специального тестирования уже обученная лошадь трижды серьезно ослушалась — пошла в тот момент, когда на нее садились, укусила кого-нибудь, брыкнула — ее отбраковывают. А у нас берут всех подряд. Потому что на этой несчастной лошади человек, которому государство годами не платит зарплату, заработает какую-то копейку. Он не будет думать о безопасности незнакомого ему клиента, который пришел поездить и больше никогда не придет, потому что это не такое уж удовольствие сейчас. Для того, чтобы сегодня начинать учится ездить верхом, надо быть совсем сумасшедшим или сильно в это влюбиться. В последнее время спрос на рынке конного спорта растет. Но предложение еще не отвечает спросу.

— Если ребенок или подросток загорелся желанием научиться хорошо ездить и родители хотят сделать из него не просто любителя, а профессионального конного спортсмена, может ли он где-нибудь серьезно учиться верховой езде?

— Места такие в принципе есть. Это старые государственные школы, где, как правило, остался пожилой тренер и две- три лошади. У нас в Киеве человек 40 учатся в школе «Авангард» на ипподроме. Но состояние ипподрома более чем плачевное. Всем постройкам в среднем лет по 40, так о чем можно говорить…

— Не секрет, что к лошадям у нас многие относятся как к рабочей силе, которую, к тому же, не берегут — в центре столицы часами держат лошадей на солнцепеке, катая на них желающих, за месяц до родов заставляют работать и скакать рысью и галопом кобыл. При этом положение лошадей все равно лучше, чем пони: конь больше размером, поэтому вроде как требует большего уважения. А пони для многих деятелей конного бизнеса — что- то вроде морской свинки, с той разницей, что он еще и доход приносит. Существуют ли в Украине хотя бы на бумаге правила, которые бы напоминали человеку, что, работая с лошадью, он сам не должен быть скотиной?

— Конечно, все это есть. Но здесь как с правами человека — о Декларации ООН все знают, но все равно нарушают ее. Международная федерация конного спорта, в которую входят 160 стран, имеет кодекс, в котором главным правилом является то, что интересы лошади всегда должны быть на первом месте. Существует английская организация ILPH (Международная лига защиты лошадей), которая имеет договор с Международной федерацией конного спорта. Представители ILPH курируют крупные международные соревнования. В Украине, кстати, они проводят ежегодный семинар для ветеринаров, учат их заботиться о лошадях и вести просветительскую работу среди людей, связанных с лошадьми. Бытует мнение, что если человек заплатил за лошадь большие деньги, он будет ценить ее и заботиться о ней. Но это далеко не факт. Часто по незнанию или по другим причинам он будет лошадь эксплуатировать неправильно и нещадно. Водители к своим машинам относятся по-разному. Один моет, чистит, вылизывает, другой рассуждает так: два года отъездил, продал, купил новую и поехал дальше. Даже к своим детям разные люди относятся по-разному. Так же и с лошадьми.

— Растет ли спрос на украинских лошадей? Можно ли сегодня в Украине купить хорошую лошадь?

— Это глобальный вопрос, по которому можно писать тома. Украина — традиционно конная страна. Недавно я в одной из английских энциклопедий прочла, что первые одомашненные лошади шесть тысяч лет назад были найдены на территории Украины. В Украине сейчас очень много конных заводов, но поголовье невелико — примерно полмиллиона. А в 1941 году, согласно данным Министерства сельского хозяйства, у нас было порядка 5 миллионов лошадей.

Зарегистрирована украинская верховая порода, очень красивая, выведенная на основе шести или восьми различных пород. Основу составляют немецкие лошади и русские — орловско-растопчинская порода. Племенная работа ведется, но поскольку сам конный спорт в Украине плохо развит, поскольку у нас нет высоких спортивных достижений, не котируются и наши лошади. Ведь цена лошади зависит от ее спортивных результатов. Около десяти лет назад многих лучших украинских лошадей относительно дешево продавали в Германию. Там им меняли паспорт, национальность, готовили, выставляли на соревнованиях высокого класса, и цена лошадей возрастала. Идеи о том, как повысить престиж украинских лошадей, сегодня находятся в стадии разработки.

За последние десять лет в украинском конном спорте многое было упущено. За вывезенными за рубеж лошадьми потянулись их всадники, потому что здесь для них не было рынка, он только-только начинает развиваться. А ведь, например, в США вливания в экономику за счет лошадей и связанного с ними бизнеса составляют $15 миллиардов в год — вокруг лошадей и конных соревнований существует масса видов бизнеса: ветеринария, перевозки, корма, лекарства, одежда для всадников, сбруя, ковка лошадей…

— Но ведь теоретически можно проводить международные соревнования и в Украине, чтобы показать наших лошадей в лучшем свете, не вывозя их за границу, и таким образом повысить их рейтинг?

— Международные соревнования в Украине, конечно, должны быть. Есть люди, которые хотели бы прийти посмотреть, есть люди, которые хотели бы поучаствовать. Но для организации любого соревнования нужны деньги. Федерация конного спорта Украины — организация общественная, только с этого года мы ввели членские взносы, но этого все равно не достаточно для проведения соревнований. Поэтому мы развернули широкую маркетинговую кампанию по сбору средств и поиску спонсоров. В этом году в начале и в конце июля мы организовываем два международных соревнования — после очень долгого перерыва. Последний раз международные соревнования в Украине проводились в 1970-х годах. Это было троеборье, тогда в Киев приехала принцесса Анна и сломала ногу.

— Сейчас вы усиленно готовитесь к Киевскому Дерби 15 июня...

— Дерби — особенное соревнование. Так называется главный приз, который разыгрывается с 1780 года на Эпсомском ипподроме в Англии для трехлетних жеребцов и кобыл чистокровной породы. Приз назван в честь учредителя соревнований — лорда Дерби, крупного английского коннозаводчика. Победа на Дерби указывает на особый скаковой класс лошади, она очень почетна, но исключительно трудна. Киевское Дерби возникло совершенно спонтанно. Три года назад вице-президент Федерации конного спорта Василий Бабенко предложил организовать конные соревнования в Пирогово. Неожиданно отклик оказался широким, пришли зрители. В прошлом году мы уже организовали более масштабные соревнования, разбросали программки по ресторанам, по посольствам, и музей под открытым небом в день Дерби продал восемь тысяч билетов. Мы сделали два маршрута: для профессионалов и для любителей. Подтянулся Дмитрий Киселев, сотрудники посольства США, один венгр. И получилось международное соревнование — четыре страны участвовали!

В этом году мы хотим пойти дальше и учредить конкурс шляпок среди дам, которые придут посмотреть на соревнования. Это уже немного перекликается с британскими традициями. Надеюсь, что на Киевском Дерби каждый найдет что-то для себя. Кто-то просто потусуется среди знакомых, кто-то позагорает на солнышке, кто-то посмотрит на шляпы, а кто-то будет смотреть только на лошадей и не сможет от них оторваться.

— Я наверняка не ошибусь, если скажу, что у каждой любительницы конного спорта в нашей стране есть минимум одна подружка, которая рассказывает наезднице о том, что у традиционно конной нации — татар — идеалом красоты считалось, если у девушки между коленями пролетит ласточка и не заденет ног крыльями…

— Есть несколько легенд и заблуждений, связанных с конным спортом. Многие мамы не отдают девочек в конный спорт, потому что считают, что ноги будут кривые. Все это чистой воды неправда. Я видела массу конных спортсменок, которые выглядят просто супер и ноги у них абсолютно ровные. Положение ног при верховой езде таково, что они скорее будут выпрямляться, чем искривляться. Надо же правильно ноги держать!

Всадник держится на лошади не руками или ногами, а исключительно за счет баланса. Поэтому, когда он едет на лошади, благодаря гармоничному движению у него нормализуется деятельность внутренних органов. Есть даже специальное паралимпийское движение: ездят люди без рук, без ног, которые не могут самостоятельно встать с инвалидного кресла. Центры иппотерапии существуют во многих странах. У нас они просто очень бедные. В Киеве на Выставке этим занимается Елена Петрусевич, которую с ее лошадьми постоянно выгоняют из ее конюшни, это человек, принесший себя в жертву иппотерапии.

Мужчинам будет небезынтересно знать, что верховая езда повышает потенцию, есть даже специальные клиники, основанные на этом методе лечения. Конечно, можно свалиться с лошади и переломать себе все на свете. Однажды я упала с лошади и едва не убилась. Перекувыркнулась, стукнулась об стенку, через полчаса начала дышать, но, к счастью, ничего себе не сломала. Через месяц по дороге в оперный театр я поскользнулась, упала и сломала ребро. Так что более опасно — конным спортом заниматься или в театр ходить? Все зависит от везения. Но к вопросу безопасности при уроках верховой езды, особенно, когда речь идет о начинающих, надо подходить серьезно.

В той же Голландии есть члены конноспортивных клубов, которые приходят просто почистить лошадь, погулять с ней, погладить ее и от этого тоже получают энергетическую подпитку. Для своих уроков в связи с работой я выбирала разное время. Когда приходишь на конюшню утром, ты еще живой. Вечером приходишь уже никакой и еле взбираешься на лошадь. Но через час езды энергии — криком кричать! Общение с лошадьми дает человеку возможность понять и себя, и других людей, и природу, потому что здесь очень интересная коммуникация — не на логическом уровне, а на каком-то другом уровне понимания. Это как контакт с другим миром, с инопланетянином. Люди, которые осознанно общаются с лошадьми, могут добиться больших результатов и в своей профессиональной деятельности. К тому же верховая езда — очень умный вид спорта, как шахматы. Без головы на лошади делать вообще нечего.

Газета «День» напоминает, что Киевское Дерби состоится 15 июня в 13.00 в Музее народной архитектуры и быта Украины.
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать