«Любить жизнь, но не бояться смерти!»
23 января, незадолго до своего 90-летия, ушел из жизни выдающийся ученый и автор, искренний друг «Дня» Анатолий Вадимович СВИДЗИНСКИЙВыдающийся ученый, философ, культуролог, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой математической и теоретической физики, первый ректор Волынского государственного университета имени Леси Украинки, один из самых выдающихся интеллектуалов современности, потомок рода украинских патриотов, искренний, открытый, порядочный, талантливый человек. Он был одним из самых любимых авторов газеты «День» и любил читать именно бумажную версию газеты. 1 марта ему бы исполнилось 90 лет, и еще в прошлом году мы поздравляли его с днем рождения и в кратком интервью он сообщал, что в свои 89 пишет очередное пособие для студентов. Физика, наука были, признавался, все же самыми главными в его жизни. При этом главной книгой своей жизни, которую, считал, успел написать, была монография «Мікроскопічна теорія надпровідності».
Известно, что у него были собственные жизненные принципы, сформированные его жизнью. Самый первый — это «Любить жизнь, но не бояться смерти». И лучшими лекарствами от большинства болезней считал активную творческую работу. Когда с ним беседовал, обязательно вспоминал крылатую фразу о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения. Человек энциклопедических знаний из разнообразных отраслей, он не унижал своими знаниями, а восхищал собственным примером, легкой иронией, доступным объяснением сложнейших моментов. А также — недемонстративным, но искренним патриотизмом.
В АПРЕЛЕ 2009 ГОДА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА ПОПРОСИЛА АНАТОЛИЯ ВАДИМОВИЧА ПО ПРИГЛАШЕНИЮ РЕКТОРА ВЫСТУПИТЬ С ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ «ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ», НА ЧТО ОН ОХОТНО СОГЛАСИЛСЯ. ЭТО ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАТЕМ В АКАДЕМИИ НАЗВАЛИ «ПРЕКРАСНЫМ ПРИМЕРОМ НЕСТАНДАРТНОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». ОСОБОЙ НОТОЙ В ТОТ ДЕНЬ СТАЛА ВЫСАДКА ЛАРИСОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ ЛИПЫ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПАРКЕ ВУЗА, В КОТОРОЙ «АССИСТИРОВАЛИ» АНАТОЛИЙ СВИДЗИНСКИЙ И ИГОРЬ ПАСИЧНЫК. КАК РАССКАЗЫВАЛИ ПОТОМ ОСТРОЖАНЕ, ДЕРЕВО РАСТЕТ «АКТИВНО И МОЩНО» / ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО
«УШЕЛ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОГО ДУХА»
Юрий ГРОМИК, декан факультета филологии и журналистики Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки:
— О профессоре Анатолии Свидзинском имею самые светлые воспоминания с первых дней его пребывания в Луцке, собственно говоря, со своих студенческих лет. Ректор-основатель Волынского университета, уважаемый ученый, выдающийся физик-теоретик, уникальная личность (такое мы, студенты, слышали, читали об Анатолии Вадимовиче) — и вдруг непосредственные, искренние, заинтересованные разговоры в аудитории с будущими словесниками о языке как духовном коде нации, о самоорганизации культуры как системы... Было непостижимо (как ученый-физик так глубоко может разбираться в важных вопросах гуманитаристики?), но невероятно интересно слушать мудрые слова светлого, вдохновенного человека. Потом не раз имел возможность слышать рассказы Анатолия Вадимовича о его талантливом родственнике — Владимире Свидзинском. Пожалуй, так интересно, мудро, глубоко, взволнованно о поэте не говорил ни один филолог. А сатирические и юмористические новеллы профессора Свидзинского подтвердили еще и его блестящий литературный талант... Смерть Анатолия Вадимовича Свидзинского — это тяжелая, непоправимая утрата для Украины, науки, университета. Ушел человек большого духа. Скорблю, искренне соболезню семье.
«ЭТО БЫЛ ЧЕЛОВЕК РЕНЕССАНСНОГО ТИПА, КОТОРЫЙ СУМЕЛ ВОЗРОДИТЬ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЛЫНИ»
Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, академик, директор Института литературы имени Т.Г. Шевченко НАН Украины, экс-председатель Наблюдательного совета Волынского национального университета имени Леси Украинки:
— Со Свидзинским меня в свое время познакомил Игорь Рафаилович Юхновский. Мы с ним думали над тем, как предоставить статус университета Луцкому пединституту. Юхновский тогда был первым вице-премьером правительства, а я — вице-премьером. Анатолий Свидзинский — физик-теоретик, но по характеру мышления он был гуманитарием. За ним был дух новаторства, поиска, он мог поднять на Волыни тонус обновления. Ему пришлось очень нелегко. Мы еще не оценили того, что он сделал во время своего ректорства. А сделал он колоссальную вещь, превратив провинциальный педагогический институт в университет высокого уровня. Не все его понимали и поддерживали, но это был человек, я бы сказал, ренессансного типа, который сумел возродить лучшие традиции образования на Волыни. Не всегда оценены были и его труды о необходимости создания украинской нации как культурного организма, о том, что государство и гражданское общество цементирует именно культура. Но его поддерживала газета «День», в которой он печатался, благодаря которой доносил свои мысли до общества. Это был ученый, не ограничивающийся только своей непосредственной специальностью, меня всегда поражало, какие глубокие знания он имел из других сфер: литературы, языка, массовой культуры, субкультуры, науки и религии, государства, он глубоко мыслил в сферах непростых и сложных.
«ВООБЩЕ, ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ ЛЕГЕНДАРНЫМ, ИМЕЛ ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНУЮ КНИГИ О НЕМ»
Сергей ГОДЛЕВСКИЙ, историк, общественный деятель:
— В 1991 году я стал членом инициативной группы по созданию Волынского национального университета, а когда он появился, я уже окончил учебу и работал в сельской школе в Гороховском районе. И вот зовет меня ректор уже университета Анатолий Свидзинский, мы тогда не были еще знакомы, но он, наверное, знал о моей деятельности в «Студенческом братстве», в инициативной группе... Поговорили, и он предложил мне работу, я работал лаборантом на кафедре истории Украины. Потом я приглашал его лектором, когда создал общественную организацию «Националистический университет», ведь для Украины и мира Свидзинский — известный, европейского уровня ученый-физик, а для ОУН — многолетний член Провода, председатель Сената ОУН, идеолог национализма, автор книги «Це складне національне питання», которой и я зачитывался, которая стала бестселлером в националистической среде, в которой он доступно «расшифровал» многие важные вопросы. В общем, он был человеком легендарным, имел жизнь, достойную книги о нем. И очень интересным в общении. Вот встречаемся мы на улице Леси Украинки, спрашиваю, куда идет? Говорит: иду смотреть картины, которые продают на улице, это делаю, когда хочу , что было хорошее настроение... А как-то встретил и спрашиваю, видел ли сюжет по телевидению?.. Не видел, говорит, потому что давно нет дома телевизора, и тут же минут 20 детально расписал мне, в чем вред телевизора, и, знаете, он имел в этом большой смысл, потому что говорил, что нужно ежедневно читать поэзию — чтобы очищалась душа, читать умные газеты — чтобы развивалась мысль.
«ТАКИХ ИСПОЛИНОВ НЕ ХВАТАЕТ ВЕЗДЕ: И В ЗЕМНОМ ИЗМЕРЕНИИ, И В МИРЕ ИНОМ ...»
Оксана МЕРКУЛОВА, кандидат филологических наук, преподаватель Запорожского национального университета:
– Никогда не забуду первую и последнюю встречу в июле 2018-го... Анатолий Вадимович вдохновенно читает свои воспоминания и поэзии, перелистывая собственные рукописи... А потом мы втроем – он, Маргарита Васильевна и я, едим огромный арбуз (гостеприимство и тепло в семье Свидзинских для тех многих, кто только переступает порог, – это от начала и, как говорят поляки, na zawsze), и это угощение сопровождается сказами и бывальщинами от хозяина дома и расспросом «А что там у вас в Запорожье, как там?».
Человек высокого Духа, большого таланта, глубокой мудрости... Таких исполинов не хватает везде: и в земном измерении, и в мире ином...
«С НИМ МОЖНО БЫЛО ВЕСТИ ВДУМЧИВЫЕ РАЗГОВОРЫ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ»
Петр КРАЛЮК, доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская академия»:
– С Анатолием Свидзинским мне пришлось работать, когда происходило становление Волынского государственного университета в Луцке (сейчас его переименовали в Восточноевропейский). Это были непростые во многих отношениях времена. Времена безденежья, когда заработная плата преподавателям не выплачивалась месяцами. Когда бывшая компартийная номенклатура оказывала сопротивление (и немалое) всему новому в независимой Украине. А Волынский университет как раз и был одним из таких побегов нового. Но, несмотря на сложности, это были времена энтузиазма, больших надежд – чего, к сожалению, не скажешь о временах нынешних.
Анатолий Свидзинский был первым ректором Волынского университета. Ему приходилось нелегко. Бывшие партноменклатурщики, которые имели крепкие позиции в этом учебном заведении, немало попортили ему крови. В свое время драматические события, которые происходили в Волынском университете, я описал в повести «Катахрезис». Скоро она будет переиздана в «Издательстве «Ярославів Вал». Кто захочет – прочитает.
Сам же Анатолий Свидзинский остался в моей памяти как очень умный и в то же время наивный человек. С ним можно было вести вдумчивые беседы на разные темы. В то же время не раз видел, как его умело «подсиживали» бывшие партноменклатурщики. Или даже люди, которые вроде бы демонстрировали к нему дружеские отношения.
Не раз приходилось бывать дома у Анатолия Свидзинского. Что меня тогда поразило, это то, что у него не было… телевизора. А это было в середине 90-х годов ХХ в., когда компьютер был почти экзотикой. А что уж говорить об интернете. Телевизор, казалось бы, был «окном в мир». Но для Анатолия Свидзинского – это был манипулятор, который, к тому же, у человека «крадет время». И разве он не был прав?
Вероятно, отсутствие телевизора было одной из причин того, что Анатолий Свидзинский много читал. И не только специальную литературы по вопросам физики. Он хорошо ориентировался также в литературе гуманитарной, художественной. Помню, как-то в его ректорском кабинете оказалась одна известная писательница. Она поинтересовалась, не родственник ли он Владимира Свидзинского. Пан Анатолий это подтвердил и начал говорить с ней и о своем родственнике-поэте, и о художественной литературе.
Действительно, Анатолий Свидзинский был интересной и незаурядной личностью. Многие люди его уважали и любили. Им его не хватает.
* * *
Анатолий Вадимович Свидзинский был человеком-эпохой. Но в то же время — человеком, который предвещал важность событий для общества. Поэтому именно при его ректорстве в Волынском государственном университете провели презентацию книги «Украина Incognita», которая дала, собственно, начало большой книжной Библиотеке «Дня». Многие его мысли будут для нас важны и после его земной жизни. И хочется сделать несколько выдержек из наших с ним интервью для газеты «День», потому что они интересны были и будут.
«УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА БОГАЧЕ И УМНЕЕ, ИЗМЕНЯЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ И ДУХ»
...Вы автор десяти монографий и учебников, более сотни публикаций в области теоретической физики. Вы профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины. Но издали, наконец, и книгу своих неповторимых новелл «Роки й обличчя». Как начали их писать?
— Эти новеллы — о моей жизни, разных ее ситуациях. Читаю их сейчас и сам с удовольствием и интересом, так как многое забылось. Описать свою жизнь я обещал коллегам-физикам в Харькове, когда переезжал оттуда в Крым. Начинал писать новеллы на русском языке, потому что знал, конечно, украинский, но сам тогда был русскоязычным: такое было окружение. Перечитал потом первые записи — и показались такими неискренними, какими-то мертвотными. Это было время большого национального подъема, я, кстати, провел и первый конгресс украинцев в Крыму. Потом переехал на Волынь, в полностью украиноязычную среду. На старой крымской квартире отыскал как-то свои записи и начал переписывать их на украинском. И каждое слово в текстах заиграло. Это меня поразило. Поразило, что украинский язык делает человека богаче и умнее, меняется измышление и дух.
«ОДНО ИЗ МОИХ КРЕДО — «НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАЙ СЕБЯ И НЕ ДАВАЙ СЕБЕ ОЦЕНКУ»
...Не так давно вышла ваша книга «Синергічна концепція культури», которая уже стала раритетом, потому что приобрести ее не так просто...
— Неожиданно, но приятно для меня, что эта книга завоевывает авторитет среди людей, которых называют элитой общества. Несколько десятков экземпляров закупила газета «День». Знаю, что главный редактор Лариса Ившина дарила ее авторам и читателям «Дня». Так что теперь получаю очень много звонков от важных государственных лиц, которые не просто читают, а подчеркивают интересные строки. Немало умных людей хотят иметь свой экземпляр. Однако тираж практически разошелся, думаю о переиздании. Я никогда не увлекался аплодисментами в свой адрес, потому что одним из моих жизненных принципов является кредо «Не переоценивай себя и не давай себе оценку». Но, очевидно, стоит провести в Киеве пресс-конференцию, где бы заинтересованные люди смогли обсудить затронутые в моем труде вопросы.
«ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЗА СОБОЙ ОСМЫСЛЕННОЕ ЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
— Чего, на ваш взгляд, все же не хватает нам, украинцам, чтобы быть счастливыми, иметь свое государство?
— Меня очень беспокоит война, необъявленная, но реальная, которая продолжается в Украине, — говорил Свидзинский. — Мы теряем людей активных, пассионарных, преданных идее независимости. Но вот верю, что и эту беду мы преодолеем и Украина победит. И ее победа будет способствовать позитивным изменениям и в России. Смотрю на эти процессы с довольно обоснованным оптимизмом. А не хватает нам, как это бывало всегда в нашей истории, единства, доверия к власти, умения выбрать тех, кто поведет нацию за собой. Поэтому я и сам читаю-перечитую газету «День», и другим ее советую. То, что газета издает книги, касающиеся нашей истории, очень важно. Прежде всего для молодежи. Потому что я-то историю нашу хорошо знаю, а вот молодым или малообразованным в плане истории людям проекты газеты «День» раскрывают глаза! Мы должны знать, кто мы, откуда пришли, куда должны идти и с чем. Должны иметь за собой осмысленное знание собственной истории. Без этого не сможем двигаться вперед.
Редакция газеты «День» сочувствует семье Анатолия Вадимовича Свидзинского, это большая потеря для всех нас, для Украины. Но остаются его книги, научные труды, мысли...
Выпуск газеты №:
№13-14, (2019)Section
Общество