Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Люди на одной сцене с богом

04 февраля, 19:46

Таню Малярчук украинские книголюбы знают и уважают, хоть она и принадлежит к молодому поколению литераторов. За четыре года писательница успела завоевать достаточно большой авторитет среди читателей и коллег, несмотря на имидж чудаковатой отшельницы. После дебютной книжки «Ендшпіль Адольфо» вышел самый известный ее роман «Згори вниз», а позже — книги «Як я стала святою» и «Говорити». В конце 2009 года харьковское издательство «Фоліо» переиздало тексты автора под одной обложкой, оставив «за бортом», по неизвестным причинам, только первый — «Ендшпіль Адольфо». Зато большой том, названный «Божественна комедія», содержит новейший цикл «Звірослов», состоящий из десяти новелл и вышедший в том же году отдельной книжкой. Книга станет хорошим подарком как для почитателей писательницы, стремящихся собрать коллекцию из ее произведений, так и для тех, кто пока не знаком с чудесным миром, где разворачивается «Божественна комедія» Тани Малярчук.

По собственным словам автора, больше всего ей по нраву выдумывать невероятные истории. Невозможно обвинить ее в лукавстве, ведь каждое Танино повествование написано с любовью, изобретательностью и смелостью непоправимого фантазера. Существует древнейшее искусство, овладев которым, человек получает ключ от секретов жизни. Искусство баять. Это значит не просто пересказывать былины, а создавать легенды, плести волшебное словесное полотно, способное залатать дыры в несовершенном мироздании. Таня Малярчук составляет свой бай, а мы, читатели, от удивления рискуем потерять ощущение границы между «нашей» реальностью и зазеркальем, явленным в «Божественній комедії».

В ее книгах есть все: человеческая сила и человеческая слабость, сказки и чертовщина, молчание и исповедь, любовь, рождение и перерождение. Таня Малярчук, безусловно, мастер сюжета. Новеллы похожи на скрупулезно выписанные средневековые миниатюры, а большие тексты — на эпические полотна, где прошлое от будущего отделено лишь пространственно, и на одной поверхности вместе вмещаются Рай, Чистилище и Ад. Тем более, эта литература ассоциируется со средневековьем, хоть напрямую и не касается знаменитой поэмы Данте, которая чудесно проникает в жизнь людей: рыбы могут разговаривать, дома сами собой растут, а ведьмы превращаются в волков. Здесь нечисть с ее привычками, святые с их житиями, персонажи других книжек со своими собственными историями выныривают среди таких знакомых маленьких людей современного города, провинции, села. Таня пишет, кажется, о нашей реальности — знакомые горы и реки, знакомые названия станций метро, супермаркеты, дворы, церкви, дороги — все будто бы здешнее и будничное. Но вдруг в привычные рамки врывается беспорядок. Алогичные, непостижимые превращения сводят героев новелл и романов с «накатанной» колеи, позволяя их жизни стать сюжетом для магического бая. Самым важным является то, что эти герои скрыто всегда стремятся открыть двери для сказки, даже если последствия будут пугать неизвестностью, если будет поджидать опасность и придется потерять все, к чему ты привык. Людям в «Божественній комедії» душно в том мире, куда они вброшены неизвестно по чьей воле. Несмотря на страх, они всегда хотят сломать условности и ступить на ту сторону, в зазеркалье, где «всемирные» законы не действуют. Странная вещь, но мы узнаем в этих героях себя. И мы тоже суетимся в золотой клетке лучшего из возможных миров, ища потайные двери, за которыми будет ожидать чудо.

«Божественна комедія» Малярчук, без сомнения, будет интересна многим читателям. К стремительным, сногсшибательным сюжетам, которые захватят даже детское воображение, присоединено множество философских узлов, распутывать которые не откажется и бывалый мыслитель. Утехой для скрупулезных стилистов станет ловкое владение языком, простые и глубокие диалоги, лаконичность, свежие роскошные метафоры. Существуют книги, чтение которых приносит почти гурманское удовольствие, оно, можно сказать, смачное, сочное. И книги, написанные Таней Малярчук, именно такие. Они становятся достойным продолжением дела, начатого «магами» Габриелем Гарсиа Маркесом, Милорадом Павичем, Тарасом Прохасько.

Книга «Божественна комедія» пусть и мозаичная, но все ее фрагменты объединяет главная идея — бесконечность. Бесконечность времени и мира, чьи формы находят продолжение в метаморфозах, никогда в действительности не проходя. Цикличность, всеохваченность, связь всего со всем — вот каким океаническим ощущением наполнена эта книга. Разве это не философский камень, который дает бессмертие? Неизвестно, эта комедия человеческая или божественная, ведь Бог, оказывается, находится внутри нас самих и наиболее ошеломляюще, что он был там всегда. Автор напоминает, насколько близко от земного до возвышенного — как на одном полотне, где одновременно вмещаются Рай, Чистилище и Ад, по которым передвигаются одни и те же герои — Данте и Вергилий, а может, и Вы, и Таня Малярчук.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать