Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Людмила ДЕНИСОВА: Главная наша задача — уничтожить коррупционность в системе

Социальные реформы начнутся с пенсий
16 января, 20:18
ФОТО МАРИИ МАСИЧ / «День»

Жизнь не стоит на месте, мир прогрессирует, ставит новые требования к человеку. Понятно, что другими становятся и требования человека к государству, в котором он живет и которое отвечает за уровень его материального благополучия, социальную защищенность, уверенность в завтрашнем дне. Социальная сфера и сфера труда — это краеугольный камень жизнедеятельности любой страны, они являются наиболее актуальными, динамичными и уязвимыми, потому что касаются практически каждого человека, особенно, когда речь идет о таких государствах, как Украина — где нет стабильности. Чего же хорошего ждать гражданам Украины в текущем году в сфере социальной политики и труда? Каковы ныне приоритетные направления Министерства труда и социальной политики? Об этом «Дню» рассказала новый министр Людмила ДЕНИСОВА.

— Людмила Леонтьевна, какими хорошими новостями вы можете порадовать граждан Украины?

— Мы начали проводить очередной этап пенсионной реформы и хочу порадовать 13 миллионов пенсионеров, которых это коснется. Ныне мы пытаемся избавиться от уравниловки пенсии. Это значит, что за один год трудового стажа будут платить уже не 1%, как было до сих пор, а с 1 января 2008 года это будет 1,3%, а с 1 октября 1,35%. Т.е. к октябрю мы до 50% увеличим выплату пенсий в зависимости от величины заработка. Второй этап, который мы проводим одновременно с этим же, — это увеличение в три раза среднего заработка, от которого начисляется пенсия. Если она была 306 гривен, то до конца года станет 928 гривен.

Безусловно, пенсия увеличивается не у всех категорий пропорционально. До сих пор ее размер зависел от года, когда человек вышел на пенсию. Приведу пример крымского завода «Фотон», которого уже нет. Например, один его работник вышел на заслуженный отдых в 2000 году, а другой — на 4 года позже. У них пенсия, с учетом того, что они отработали на одной и той же должности, отличается в три раза. Поэтому пока мы актуализируем среднемесячную зарплату человека, который вышел на пенсию раньше, до среднемесячной зарплаты того человека, который вышел на пенсию позднее. Возьмем пример горняков на шахте им. Засядько: если один из них вышел на пенсию в 1999 году, он получал 1100 гривен, а тот кто в 2005 году — 2300 гривен. Теперь уровень пенсии будет зависеть не от года, а от стажа, среднего заработка и количества перечисленных взносов в Пенсионный фонд.

В Минтруда открыта «горячая» телефонная линия для всех, кто хочет получить какие-либо разъяснения. В основном, звонят по поводу перерасчетов пенсий. Такие же линии открыты в областях и районах, поэтому мы можем полностью обеспечить информацией человека без очередей. Хочу еще раз отметить, что с 14 января пенсионеры будут получать пенсию по двум ведомостям — в старом размере и разницу между старой и новой пенсией (перечисленной). А по «Укрпочте» они получат сообщение, напечатанное нашим информационным центром, в котором указан средний размер зарплаты, с которого человеку начисляется пенсия, коэффициент трудового заработка (у всех он разный) и размер пенсии.

Очень важно, чтобы мы это сделали без очередей, чтобы люди не волновались, потому что я помню, какие в 2004 году в Крыму были очереди, когда проводились перерасчеты — пенсионеры теряли сознание, стояли месяцами в очереди. А все потому, что не была автоматизирована эта работа. Теперь пенсионер по графику должен получать пенсию дома, если же он ее получает через банк, то ее ему должны оттуда принести или перечислить на пластиковую карточку. Информацию же он получит через банк от Минтруда...

Мы все говорим о разрешении демографической проблемы, а это проблема не только рождаемости, но и продления продолжительности жизни людей: в Украине мужчины в среднем живут немногим более 60 лет, при этом 30% умирают в трудоспособном возрасте, женщины же живут в среднем 73 года. Поэтому материальная поддержка пенсионеров — это и направление решения этой проблемы: создавая условия материального достатка, мы будем продолжать их жизнь, чтобы они имели средства на оздоровление, отдых, лечение.

Еще одно направление — поддержка семьи и рождаемости. С этой целью на 2008 год предусмотрено финансирование нескольких государственных программ. И в программе правительства, которая ныне обсуждается в обществе среди ученых и наравне комитетов Верховной Рады, важным вопросом является поддержка малообеспеченных семей. В этом вопросе реформа будет проводиться несколькими этапами и будет базироваться на том, что все выплаты, которые будет получать семья на ребенка, привяжут к доходу и прожиточному минимуму на ребенка, на которого выплачивают помощь: в зависимости от того, как рассчитан прожиточный минимум, в таком проценте будет начисляться помощь. Конечно, это невозможно сделать сразу. Поэтому в текущем году это будет 50% от прожиточного минимума, в 2009 — 70%, в 2010 — планируем, что это будет 100%. Теперь Минтруда разрабатывает соответствующие порядки по выплате такой денежной помощи.

Кроме того, увеличены выплаты на инвалидов с детства и детей-инвалидов. И мы уже начинаем их выплачивать. Все эти семьи получат выплаты в январе двумя траншами. Первый — после 15 января в размере декабря 2007 года, а после 25 января — в размере разницы между старой и новой выплатами. Т.е. все семьи, которым будут назначаться пенсии для детей-инвалидов, получат их в новом размере. Впервые в Украине вводится помощь семьям с детьми долговременного характера и которая дифференцирована от порядкового номера ребенка, который родился в конкретной семье. Так, в 2005 году у нас ввели такую выплату — одноразовую помощь при рождении ребенка. Теперь мы не называем ее одноразовой помощью, потому что если это первый ребенок, то мы платим 12 тысяч 240 гривен в целом в течение года: 4800 гривен — сначала при рождении и 620 ежемесячно в течение года. Если это второй ребенок, то мы платим 25 тысяч за два года: 4840 гривен — сразу при рождении и 840 — ежемесячно в течение двух лет. Если это третий и каждый последующий ребенок — 50 тысяч за три года: 5 тысяч сразу при рождении и 1250 гривен в течение трех лет ежемесячно.

Пока что у нас есть еще много вопросов: например, что делать, когда родилась двойня или тройня, если есть усыновленные дети или если мать с отцом развелись и отец забрал ребенка и этот ребенок в его новой семье стал третьими... Есть много нюансов и мы будем на стороне того, кто заявляет о выплате — тот должен получать, кто воспитывает детей... Хочу отметить, что мамам, которые отказались от детей, никто денег не платит, но если так случилось, что ребенок по различным причинам стал сиротой, тогда эти средства кладут на счет ребенка (на каждого ребенка, который попадает в государственное учреждение на воспитание, открывается счет, чтобы после достижения совершеннолетия у ребенка были деньги).

Но поскольку теперь дифференцированная оплата, мы вносим предложение и будем это обсуждать на заседании правительства — чтобы сделать средней такую выплату. Еще мы должны понимать: то, что мы вводим, это поддержка института опекунства или семьи? Президент заявил, что 2008 год — год усыновления и семейного воспитания. По-видимому, в процессе воспитания ребенка роль опекуна и усыновителя является равной, потому что усыновитель — такой же воспитатель как отец-мать, потому что взял на себя обязательства и права по отношению к этому ребенку. Поэтому мы намерены предложить Кабинету Министров приравнять в правах таких родителей.

— Что планируете делать, чтобы следить за использованием родителями средств, предназначенных для воспитания ребенка?

— Чтобы дать ребенку полноценное образование, вырастить детей здоровыми, этих денег будет недостаточно. Это — поддержка государства, чтобы родители могли рассчитывать на что-то от государства, когда задумывают родить ребенка, а не основной доход. Чтобы контролировать использование средств, Минтруда совместно с Минздравом, правительством и общественными организациями будет разрабатывать национальную программу поддержки семьи с самого начала: чтобы поддерживать интерес матери родить здорового ребенка (наша задача — дать женщине возможность родить здорового ребенка, воспитать его и контролировать выплаты государства на эту семью). Поэтому одновременно с проектом порядка о выплате помощи семьи, мы вносим предложение правительству совместно с Министерством семьи, молодежи и спорта и МВД организовать обмен информацией — как живет этот ребенок, не потратили ли средства его родители на бизнес и тому подобное.

— Какие еще направления работы для Минтруда будут приоритетными в 2008 году?

— Социальная сфера без рынка труда не существует. Мы будем развивать направление занятости, повышать престиж человека, который работает: человек должен быть заинтересован работать. А ныне у нас есть такие перекосы, что выгоднее стоять на службе занятости, чем работать. В сельской местности доходит до абсурда: выплата по безработице вдвое больше, чем зарплата в бюджетной сфере социального работника. К сожалению, мы не совсем ориентируемся на рынке труда — какие отрасли требуют профессиональной переориентации граждан. До того, как стать министром, я занималась текстильной отраслью и столкнулась с проблемой, что «технарей» вообще уже не учат... Ныне нам следует возобновить госзаказ на нужные специальности, мы делаем анализ и возвращаемся к этому. Следующее — мы переориентируем работу государственных центров занятости. Потому что сегодня они сконцентрировались на выплате помощи по безработице, вместо того, чтобы заниматься перепрофилированием и созданием новых рабочих мест. Они отчитались, что в прошлом году создали миллион рабочих мест. Ничего подобного: это трудоустроилось миллион граждан на те места, которые уже были. А рабочих мест созданных было 1050... Система же государственного центра занятости — более 15 тысяч работающих. Какая эффективность их работы?

Еще одна проблема — безопасность труда, которая ныне у нас по существу отсутствует. То, что на шахтах происходят взрывы, является следствием, а причина — что вовремя не контролируются условия труда и неправильная форма оплаты труда. Шахтеру надо добыть больше угля, чтобы ему больше заплатили. Когда мы с Юлией Тимошенко были в Донецке, горняки говорили нам в кулуарах, что они вынуждены (потому что такова система оплаты труда) навешивать на фуфайки датчики, чтобы скрывать настоящую картину... Поэтому Минтруда будет содействовать тому, чтобы условия труды были такими, где бы человек не рисковал жизнью. И так — во всех сферах. Разве нельзя назвать героической роботу врача в сельской местности, где люди сутки ждут «скорую»? Или почтальонки на селе, потому что бывают случаи убийств, когда они несут людям пенсию?

Еще одно важное направление — оздоровление граждан. Ныне фонд социального страхования по временной нетрудоспособности занимается только оплатой больничных карточек, хотя должен заниматься системным оздоровлением. Надо думать об изменении системы тендерных закупок (речь идет о прозрачности процедур). Невозможно допустить, чтобы цены на путевки диктовались на рынке, чтобы только за счет цены оздоровлять как можно большее количество людей. Есть различные базы в разных регионах, но если мы будем зависеть только от цены вопроса, зная, что существуют коррупционные схемы (думаю, что мы их одолеем общими усилиями), мы не сможем довести до конца этот вопрос. Поэтому должна быть проведена на уровне государства децентрализация таких тендеров.

Следующий вопрос: работа с гражданами, которые ограничены в возможностях по состоянию здоровья (инвалиды). Ныне в Украине строится масса объектов, в которых не предусмотрены специальные спуски для них. К сожалению, государственные органы не контролируют этот вопрос. Мы вместе с Фондом социальной защиты инвалидов обязаны этот вопрос поставить во главу угла в работе с этими людьми. Еще одна проблема — протезирование. Поделюсь с вами информацией, что генеральный директор «Укрпротеза» уже уволен с должности, поскольку Счетная палата, проверив деятельность этого предприятия, обнаружила массу нарушений. Виновато в этом и Минтруда, которое является заказчиком. Теперь мы проводим инвентаризацию, массовые проверки по использованию средств и после этого сделаем выводы.

— Исходя из опыта вашей работы, сколько нужно времени, чтобы выполнить все запланированное?

— Главная наша задача — уничтожить коррупцию в системе и изменить поток бюджетных средств, которые расходуются на социальную политику. Нет пределов совершенству. Сегодня — одна реформа, завтра может быть другая, потому что жизнь не стоит на месте, наука не стоит на месте. Например, что надо сделать, чтобы информировать граждан и они не стояли в очереди в управлениях? Сделать информационную базу. Так, техника уже закуплена, Мировой банк поддержал нас, еще и подгоняют: почему же вы не используете средства, которые мы на это выделили? Но, к сожалению, в нашей системе существует такая инертность, что мы не привыкли пользоваться деньгами, использовать их с пользой для человека. Ныне в стране уже работает 80 информационных киосков, при помощи которых можно узнать, например, сколько человеку начислено на счет страховых взносов. Поэтому информация дает человеку возможность планировать свою жизнь: изменить место работы, настаивать чтобы платили зарплату в другом виде и тому подобное. Невозможно сразу решить все задачи — на каждый год у нас есть свои этапы реформ. Приоритеты на этот год: пенсионная реформа, введение единой тарифной сетки (минимальную зарплату будем повышать в пять раз), введение иного подхода к выплатам малообеспеченным семьям, акцент на перепрофориентацию в сфере занятости и помощь инвалидам в том, чтобы стать полноценными членами общества.

СПРАВКА «Дня»

Людмила ДЕНИСОВА, министр труда и социальной политики Украины родилась 6 июля 1960 года в г. Архангельск, Россия. Гражданка Украины с 1991 года. После окончания школы вступила в Архангельское педучилище, которое закончила в 1978 году. По образованию — воспитатель детского сада. В 1989 году закончила Ленинградский государственный университет ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, факультет правоведения, в 1995 году — Таврический институт предпринимательства и права, факультет экономики (учет и аудит).

Трудовую деятельность начала в 1979 году воспитателем в Андегском яслях-саду Архангельской области. 1979—1980 годы — воспитатель детского сада №78 г. Архангельск. С 1980 по 1989 год работала секретарем судебного заседания, заведующей канцелярией, консультантом Архангельского областного суда. 1990—1991 годы — юрисконсульт Крымского ОК ЛКСМУ. С 1991 по 1992 год — уполномоченный по г. Симферополь, инспектор по кадрам, заместитель начальника отдела поступлений средств и коммерческой деятельности Крымского республиканского управления Пенсионного фонда Украины. 1992—1993 годы — и.о. начальника Крымского республиканского управления Пенсионного фонда Украины. С 1993 по 1998 год — начальник Крымского республиканского управления Пенсионного фонда Украины.

В мае 1998 года назначена министром экономики Автономной Республики Крым, с июля 1998 года до июля 2001 года — министр финансов Автономной Республики Крым.

2001—2002 годы — начальник Управления государственного казначейства в Автономной Республике Крым. С 2003 до 2005 года — председатель Наблюдательного Совета ООО «Корпорация «Гуматекс». 2005—2006 годы — председатель ООО «Корпорация «Гуматекс». В 2006—2007 годах — народный депутат Украины V созыва, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда. С 2007 года — народный депутат Украины VI созыва.

Избиралась депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, 2000—2002 годы. С 2005 года член ВО «Батьківщина», член бюро Крымской Республиканской партийной организации. С 18 декабря 2007 года — министр труда и социальной политики Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать