Перейти к основному содержанию

Маленькая великая женщина

В этом году исполняется 5 лет со дня смерти одной из самых замечательных людей ХХ века — Матери Терезы из Калькутты
15 ноября, 00:00
Редакция газеты «День» считает очень своевременными и необходимыми для современного читателя публикации, посвященные людям, подобным Матери Терезе. Во времена всеобщего практицизма и материализма, безудержной меркантильности, господства идеологии типа «моя хата скраю» примеры жизни таких людей, как героиня нашего очерка, необходимы обществу более, чем хлеб насущный. Также это рассказ о настоящем аристократизме.

Всю свою долгую и многотрудную жизнь она посвятила самым несчастным и незащищенным среди нас — бедным, голодным, неизлечимо больным и умирающим в одиночестве и страданиях. Каждое утро этой женщины начиналось с молитвы св. Франциска Ассизского: «Господь! Дай мне силы Утешать, а не быть утешаемым, Понимать, а не быть понятым, Любить, а не быть любимым. Ибо, только когда мы отдаем, мы получаем. А прощая, обретаем себе Прощение». Она любила говорить: «В каждом человеке я вижу Христа. А поскольку Христос навсегда один, то для меня в каждый конкретный момент — это тот, кто стоит передо мной, кто нуждается в моей помощи». Лейтмотивом ее учения и подвижничества были слова Христа: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Одно из замечательных свойств матери Терезы состояло в том, что она всегда была свободной — «делала то, что хотела, независимо от препятствий и обстоятельств», как говорили все, кто ее знал. А хотела она только одного: помогать тем, кто в этом нуждается больше всего.

После многих десятилетий ее подвижнического служения случилась так, что знакомство с маленькой провинциальной монахиней за честь считали самые известные люди нашего времени: римские папы, короли, президенты, британские принцессы, выдающиеся писатели, христиане, мусульмане, иудеи, буддисты. Папа Иоанн Павел II назвал ее «маленькой великой женщиной». Матери Терезе открывались двери как лачуг, так и дворцов. Может быть, не все так плохо в нашем мире, как мы привыкли думать.

Враг, с которым сражались мать Тереза и ее сестры, имел разные личины. В Индии он назывался «проказа», в Америке — «СПИД», в Южной Африке — «апартеид». Но для матери Терезы это были все те же враги: нелюбовь, безразличие, эгоизм, глупость — вечные человеческие пороки.

В 1979 году мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии. «Останавливали ли вы военные действия, где и когда? Удавалось ли вам инициировать мирные переговоры, марши мира, предотвратить народные волнения, чреватые большим количеством жертв?» На все эти вопросы нобелевской комиссии мать Тереза честно отвечала: «Нет!». И все-таки Нобелевскую премию она получила — «За деятельность в помощь страждущему человеку».

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Мать Тереза — в миру Агнесса Гонжа Боякшу — родилась в 1910 году в албанской, довольно обеспеченной семье, в Македонии (Скопье), входившей тогда в состав Оттоманской империи. Скопье — город на Балканах с невероятно пестрым населением, где жили люди разных религий и конфессий. Семья Боякшу была католической — находилась в меньшинств среди албанцев-мусульман и православных сербов.

Агнес имела нормальное детство, отличалась доброжелательностью и прилежностью; пела в церковном хоре, дома помогала маме, в школе — отстающим. Была набожной и романтичной. То хотела стать писательницей, то музыкантом, то миссионером в Африке или в Индии. А в 17 лет она решила стать монахиней. Мать, после длительных колебаний, благословила, хотя старший брат Лазарь, который учился в военной академии Австрии, в письме назвал решение сестры девической причудой. Вот ее ответ: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира».

26 сентября 1928 года Агнес, покинув уютный, доброжелательный родительский дом, поехала в Дублин, в монастырь «Дочерей Анны из Лорето». Это была уже не милая девушка Агнес, а сестра Тереза. Из своего балканского прошлого она везла в новую жизнь самое необходимое — естественный бытовой экуменизм, который впоследствии окрасил всю ее деятельность. Экуменизм, выросший из здравого смысла, господствовавшего в доме отца: главное, чтобы человек был хороший, а кто он — христианин, мусульманин, иудей, не так уж важно. А рано овдовевшая мама Драна, на которую с возрастом все больше и больше, вплоть до жестов и выражений, становилась похожа мать Тереза, преподала ей урок трудолюбия, жизненной стойкости и деятельной любви к своим соседям.

Прожив некоторое время в Дублине, мать Тереза приступила к послушничеству в Индии — стране, известной своей невероятной нищетой. Там она почти двадцать лет преподавала географию в Калькуттском институте св. Марии. За это время провинциальная албанка многого добилась — стала директором одной из школ института, возглавила индийский орден «Дочерей св. Анны». Однако эта размеренное, пусть и монашеское, без излишеств, служение казалось ей неполным, недостаточным.

СЛУЖЕНИЕ

И вот однажды (1948 год), завершив очередной учебный год, мать Тереза, вместо того, чтобы воспользоваться отпуском, решила изменить свою жизнь.

Толчком для принятия такого решения стал такой драматический эпизод. Мать Тереза увидела, как покрытую язвами, заживо гниющую, неспособную шевельнуться женщину привез на тачке в городскую больницу ее сын и … оставил там ее у входа. Мать Тереза попыталась вмешаться, устроить женщину в больницу, но ей оказали. Тогда она сама хотела помочь умирающей и … не смогла: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, коснуться Его, любить Христа в этом разрушенном теле». После этого я вернулась к ней, вымыла ее и помогла ей умереть с улыбкой. Это был для меня Знак».

Был случай, когда кто-то из наблюдавших за работой матери Терезы и ее сестер воскликнул: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов!». И она с улыбкой ответила: «За миллион и я бы не сделала. Только бесплатно. Из любви к Христу».

Мать Тереза написала письмо лично римскому папе и ей разрешили покинуть монастырь. И вот 16 августа 1948 года мать Тереза, тридцати восьми лет, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари, покинула сестринскую обитель (свой родной дом, где ее любили и ценили) и исчезла в страшных трущобах Калькутты. В кармане у нее было пять рупий, в голове — твердое намерение никогда не возвращаться назад.

Первое время мать Тереза скиталась по улицам города, время от времени даже просила подаяния — ей негде и не на что было жить. Однако она основала «школу» среди мусорных куч и учила детей улицы писать на асфальте и мыть руки. (Тогда она и не подозревала, что закладывает фундамент системы детских приютов будущего Ордена милосердия для брошенных младенцев, маленьких бесприютных инвалидов, попрошаек и воришек.) Еще мать Тереза занималась тем, что ценой невероятных усилий собирала в какой-нибудь брошенный барак умирающих на улице бездомных — буддистов, индуистов, мусульман, атеистов, — и старалась скрасить им, как могла, последние минуты жизни.

Постепенно молва о блаженной одинокой маленькой монахине достигла городских властей, проблемами которых она в сущности занималась. И муниципалитет выделил матери Терезе огромное полутемное заброшенное помещение, примыкающее к храму индусской богини Кали; когда-то в здесь содержали жертвенных животных, обреченных на заклание. Для этой католической монахини, однако, интересы милосердия были выше религиозных предрассудков, и за короткое время помещение наполнилось больными, никому не нужными бедняками; там и сейчас их моют, кормят, лечат, а главное — утешают лаской и вниманием, которых они, может быть, вообще не видели в жизни. И всех их мать Тереза целовала в лоб на прощанье. А к ней со всех сторон тянулись руки, всем хотелось ее коснуться. Это место вскоре стало называться Nirmal Hriday («Чистое Сердце») — домом для умирающих в Калькутте.

Наполненный страданиями дом матери Терезы постепенно превращался не только в пристанище для материально обездоленных, но также в духовный «санаторий» для богатых, но потерявших жизненные ориентиры людей со все света. Здесь они обретают веру в добро и справедливость, здесь становятся кому-то необходимыми и обретают уверенность, что их деньги действительно пойдут тем, кто наиболее в них нуждается.

Это было начало. В Индии мать Тереза на протяжении десятилетий доказывала обществу, что проказа — это не проклятие Господне, а просто болезнь, которую можно вылечить, если вовремя взяться. Она оказалась упорнее и последовательнее родственников, вычеркивающих больных из своей жизни, из памяти; пренебрегала угрозами и опасностью инфекции. На деньги, которые начали течь в руки матери Терезы, был построен — вместо убогого лепрозория — уютный поселок, где прокаженные живут семьями (до полного выздоровления или смерти) и даже «позволяют» себе рожать здоровых детей. Мать Тереза очень любила приглашать туда в гости богатых и благополучных гостей.

МИССИОНЕРЫ МИЛОСЕРДИЯ

Постепенно вокруг матери Терезы собирались помощницы. Первой была бывшая ученица матери Терезы бенгалка Субхасисни Даш — первая послушница, первая сестра. Вслед за ней к делу матери Терезе присоединились еще одиннадцать последовательниц, в основном также бывших ее учениц. Это стало началом новой католической Конгрегации «Миссионерки милосердия», которая в 1950 году была признана Римской кафедрой и взята под ее опеку. Деятельность Ордена направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания, а также независимо от болезни.

Сестры Ордена милосердия, кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания), дают еще обет «служения беднейшим из бедных». Они живут почти так же, как их подопечные: у них нет ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, моются простым мылом, ездят только общественным транспортом. Вся их собственность — сари, сандалии, зонтик на случай дождя да тощий матрас — спать приходится в самых невероятных местах. Их главные обязанности: чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения, выносливости и отсутствия брезгливости (сестры Ордена касаются ужасных ран прокаженных без перчаток), находиться иногда под пулями (как, например, в Белфасте или в Эфиопии). И при этом чувствовать и передавать другим радость жизни, доброжелательность, любовь. Как это возможно? Возможно ли это? Мать Тереза учила их: «Вот мы прикасаемся к телу больного Христа; вот Он голодный, и мы Его кормим; вот раздетый Христос, и мы Его одеваем; вот бездомный Христос, и мы даем Ему кров...»

На средства, которые начали поступать со всего мира, Орденом Милосердия были построены детские дома, больницы, школы и приюты. Все это служило веским доказательством того, что начинать можно и с малых дел и с пустыми руками. «Малое, но с большой любовью!» — говорила мать Тереза. Никаких грандиозных проектов, которые слишком часто становятся надгробием любви! Она рассказывала: «Меня часто спрашивают: когда исчезнут голод, бедность и болезни на земле? Ответ один — тогда, когда ты и я начнем делиться. А чтобы полюбить бедного, мы сами должны стать бедными … Наихудшие заболевания сегодня — не проказа, СПИД или туберкулез, а, скорее, чувство ненужности и заброшенности».

МАМА

После Второй мировой войны родные Терезы и ее мать оказались за железным албанским занавесом. Даже переписка почти прекратилась, хотя Тереза знала, что ее мать тяжело больна и хочет перед смертью попрощаться со своей Агнес. Уже всемирно известная мать Тереза, защитница бедных и больных, собеседница президентов и принцесс, посетила, пребывая в Риме, посольство Албании и просила разрешения повидаться с умирающей матерью. Ей милостиво разрешили въезд, но — не выезд. Не помогло также ходатайство итальянского правительства. Была также уверенность, что мать Терезу, как «служительницу культа», на свободе в Албании не оставят. И мать Тереза не поехала — не смогла оставить свое Дело. А вскоре пришло известие о кончине Драны Бояджиу — мамы.

В 1992 году президент свободной Албании Рамиз Алия присвоил матери Терезе звание почетного гражданина страны, вручил ей премию «за отличную работу на ниве гуманизма и прогресса», а также учредил благотворительный фонд ее имени. И мать Тереза смогла побывать на дорогих могилах.

А недавно в центре мусульманской Приштины торжественно открыт памятник католичке Матери Терезе, имя которой носит одна из улиц главного города Косова. Президент Ибрагим Ругова, выступая, подчеркнул, что Мать Тереза объединяла весь мир, а особенно — албанский народ. И высказал уверенность, что придет время, когда Ватикан провозгласит ее святой. (Кстати, в Ватикане уже начат процесс бьютификации матери Терезы.)

ЭПИЛОГ

Масштабы милосердия Матери Терезы впечатляют. Сегодня Конгрегация Милосердия насчитывает около 300 тысяч членов в 80 странах мира — это глобальная сеть детских домов, приютов, больниц, лепрозориев. В одной только Калькутте в реабилитационном центре для прокаженных одновременно лечится и обучается разнообразным надомным работам 10 000 человек. Есть сестры Матери Терезы и в Украине. (См. в следующих номерах «Дня»)

Умерла мать Тереза в 1997 году — в том самом году, когда по физической слабости не смогла больше работать. В умирающей матери Терезы спросили: «Были ли в вашей жизни выходные или праздники?». «Да! — ответила она, — У меня каждый день — праздник!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать