Маленький город среди большой войны
«День» побывал в Дружковке, которая меньше всего на востоке Украины пострадала от боевиков «ДНР», и узнал, кто и как там сегодня помогает 237 переселенцам из Горловки и Донецка
«Возьмите яблочки Белый налив, очень вкусные», — говорит нам пастор Федор из церкви «Свет Евангелия» в Дружковке. На попечении церкви сегодня находятся пять семей переселенцев (а это 14 людей) из Горловки.
«Мы всегда помогали малообеспеченным семьям. Время от времени возили им по домам еду, купленную на деньги наших прихожан. Многого позволить себе не можем, но десяти семьям раз в месяц помогаем. После того как начали происходить военные действия, к нам обратились городские власти и предложили принять участие в помощи переселенцам. Мы согласились. Вначале мы помогали семьям из Славянска и Краматорска. Теперь — переселенцам из Горловки. Пять семей мы расселили в Реабилитационном центре (который уже год как не работает), некоторым семьям продолжаем возить пайки с продуктами, — рассказывает пастор. — Наши возможности ограничены. Но мы будем помогать чем сможем, покуда будут силы».
По словам пастора, их помощь напрямую зависит от прихожан и их пожертвований церкви. Кто-то приносит помидоры со своего огорода, кто-то деньги. Но финансовое положение прихожан сегодня не самое стабильное: заводы не работают, работы нет. «Самая стабильная группа прихожан — это, конечно, пенсионеры», — говорит он.
ГОРОД САМ НЕ ПОСТРАДАЛ, НЕСКОЛЬКО ПУСТЫХ СНАРЯДОВ УПАЛИ НА СТАРЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ. В МЭРИИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЕСЛИ БЫ ВЗОРВАЛИСЬ, ТО УЩЕРБ БЫЛ БЫ КОЛОССАЛЬНЫЙ. НО НЕ ВЗОРВАЛИСЬ. МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ВЕРЯТ, ЧТО ТЕПЕРЬ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО
Евангельские традиции — это творить добро и помогать людям. Вы наверняка помните историю про доброго самарянина, который оказал помощь нуждающемуся, попавшему ему по дороге. Мы должны действовать также», — продолжает пастор. Но даже если помощь прихожан будет уменьшаться, Федор уверяет, что будут помогать хотя бы тем, что растет у них на огороде и в саду. Нас он угощал кисло-сладким Белым наливом.
По его словам, есть церкви, которые также стараются помогать переселенцам. К примеру, Церковь святого Николая в Дружковке организовала обеды для переселенцев, где каждый день они могут бесплатно питаться. То, что действительно могло бы помочь сегодня, — это координационный совет всех церквей, который мог бы заниматься систематизацией информации относительно боевых действий, нужд переселенцев и, возможно, координировал бы свою деятельность с властями. Таким образом, сила помощи увеличилась бы в разы.
КРИСТИНА НЕДАВНО ОКОНЧИЛА ТЕХНИКУМ, ПОЛУЧИВ ПРОФЕССИЮ ШВЕИ. В ДРУЖКОВКУ ПРИЕХАЛА ИЗ ГОРЛОВКИ — ПОДРУГА ЕЙ СКАЗАЛА, ЧТО В ОСВОБОЖДЕННЫХ ГОРОДАХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ ПОМОГАЮТ. СЕЙЧАС ДЕВУШКА ЖИВЕТ В КОМНАТЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА, МЕСТНЫЕ ПРИНОСЯТ ЕЙ ПРОДУКТЫ, ГОРОД ВРОДЕ БЫ ПООБЕЩАЛ ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ
Что же касается моральной и психологической поддержки, пастор комментирует: «Не все готовы откровенничать. Ведь люди приехали не из простых условий. Они четыре-пять дней прятались в бомбоубежище. Они в таком эмоциональном напряжении, что на каждый шорох вздрагивают».
«У христиан всегда был термин «душелечение». Может быть, мы не оказываем той помощи, которую оказывают психологи, но мы всегда готовы выстроить нашу помощь на сострадании, понимании. И если человек захочет открыться — мы всегда готовы выслушать», — продолжает он (центр психологической помощи открыт при мэрии). К слову, когда мы ждали пастора Федора, он читал свою проповедь о добре и сострадании.
В самой Дружковке по состоянию на сегодняшний день расселили 237 человек, из которых 77 — дети. Сейчас это дончане и горловчане. Кроме того, здесь расселили 200 воспитанников Торезского психоневрологического интерната с детским отделением, которых переселили сюда после обстрела. До этого здесь принимали людей из соседних Славянска и Краматорска. Сейчас эти люди практически все вернулись к себе домой.
ЦЕРКОВЬ «СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ» В ДРУЖКОВКЕ, В КОТОРОЙ СЛУЖИТ ПАСТОР ФЕДОР, СЕГОДНЯ ОПЕКАЕТ ПЯТЬ СЕМЕЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (14 ЧЕЛОВЕК) ИЗ ГОРЛОВКИ. «НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧЕНЫ. НО МЫ БУДЕМ ПОМОГАТЬ, ЧЕМ СМОЖЕМ, ПОКУДА БУДУТ СИЛЫ», — ГОВОРИТ ПАСТОР
В Дружковском городском совете отмечают: люди помогают кто чем может. Кто-то несет продукты, кто-то деньги, кто-то готов предоставить временно жилье. Была даже женщина, которая варила борщи и приносила в ведрах. Есть некоторые небольшие компании, которые оказывали помощь продуктами, большие заводы помощи не предоставляли.
«Наши люди очень отзывчивы. Готовы помогать всем, что есть. Однако сегодня как никогда остро стоит проблема продуктов питания. Нам их хватит на два дня, а что дальше? Ведь у нас и груднички есть. Нужны еще и вещи для детей», — комментируют в мэрии.
Дружковский городской совет сразу объявил о том, что готов помогать переселенцам. Всю информацию можно получить на сайте или прийти в горсовет лично. Так поступила и Кристина из Донецка. Она уезжала из Горловки под обстрелами, оставив там бабушку и дедушку. Брала с собой все самое необходимое: документы и несколько платьев. Все вещи остались в Донецке на съемной квартире, куда девушка переехала недавно.
«Я уезжала из Горловки электричками — тогда еще можно было. Мне знакомая сказала, что в свободных городах помогают. Когда ехала, проспала свою станцию, вышла только в Славянске, пришлось возвращаться. Когда уже была здесь, то сразу зашла в горсовет, и мне девочки помогли», — говорит наша собеседница.
Кристина недавно окончила техникум, получив профессию швеи. Здесь она пробует устроиться ассистенткой швеи, чтобы получать хоть какие-то деньги. Пока Кристина живет в комнате школы-интерната. Ей приносят продукты, обещали финансовую помощь.
«Со мной живет женщина из Горловки. Она парикмахер. Недавно я смотрю, она подстригла соседку, та ей дала за это 30 гривен. Хороший заработок. В моем случае невозможно носить с собой швейную машинку», — говорит переселенка. Кристина надеется, что скоро все закончится и она вернется в Донецк.
Стоит сказать, что здесь мэрия делает все, что в их силах: по возможности переводят пенсионеров сюда, чтобы непосредственно по месту они смогли получить свои деньги. То же касается и других социальных выплат. Помогают трудоустраивать, хотя в самом городе есть проблемы с трудоустройством.
Да и что касается патриотического духа, то тут об этом говорит многое. Несмотря на то, что все осталось прежним: главная улица Ленина, на которой стоят заводы, ДК, горсовет, памятник погибшим в Октябрьскую революцию и Вторую мировую войну ведет на площадь, на которой стоит Ленин. Вначале на улице даже воздухом заводским дышать невозможно — гарь. В центре, конечно, полегче, а может, привыкаешь.
Город сам не пострадал, несколько пустых снарядов упали на старые школьные лагеря. В мэрии говорят, что если бы взорвались — то ущерб был бы для города колоссальный. В центре висят борды: «Все будет хорошо. Все буде добре», «Україна — це знання», «Україна — це любов» и прочее. Голуби летают, коты путаются под ногами. В кафе в самом центре города сидят четыре женщины лет сорока, говорят о бизнесе. Из колонок канонично звучит Wind of change («Ветер перемен» — англ.) группы Scorpions. На фоне Ленина, конечно, звучит это немного странно, но, может, все-таки...
Выпуск газеты №:
№144, (2014)Section
Общество