Перейти к основному содержанию

Маленький рецепт для большого будущего

Приблизительно 12% украинских студентов считают, что они могут самостоятельно влиять на свою жизнь и жизнь общества. Это много или мало?
16 ноября, 20:30
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Студенчество — это лучшая часть молодежи. Активные, мобильные, инициативные, умные, рискованные, даже революционные — мы привыкли такими видеть спудеев, которые 17 ноября отмечают Международный День студента. Как показывают отечественные и зарубежные социологические исследования, уровень социально-экономического, культурного развития страны, развитие демократий и уровень соблюдения прав человека в обществе непосредственно влияют на мировоззрение подрастающего поколения, в частности студенчество. Так, по данным исследователей, ценности студентов Польши отличаются от ценностей студентов России, а ценности украинских студентов — от мировоззренческих установок их финских коллег. Например, молодые люди из постсоветских стран ориентированы на материальные ценности, студенты же стран с высокими социальными стандартами ориентируются на ценности общечеловеческие. О том, на каких принципах завтра будут строить Украину нынешние 2,5 миллиона студентов, беседуем с заведующей лабораторией Института социальной и политической психологии НАПН Украины, кандидатом психологических наук Ириной ЖАДАН.

— Ирина Васильевна, нынешним студентам присущи такие черты, как амбициозность, карьеризм, индивидуализм. В исследованиях вашего института это тоже отображается?

— По данным исследований моей лаборатории, и частично исследований Института социальной и политической психологии, современная молодежь, как и в целом ее родители, не ориентирована на ценности развития. В большей степени она ориентирована на ценности адаптации. Это ценности, связанные с удовлетворением материальных потребностей, ценности порядка, ценности стабильности: это потребность в сильных лидерах, мотивация достижения, противопоставление индивидуальной и государственной собственности, акцент на значимости высшей силы и тому подобное (в отличие от ценностей развития, где авторитет не имеет такого значения, а приоритетом является самовыражение). То есть сегодня для 2/3 студенческой молодежи (а это лучшая часть молодежи) приоритетной является направленность на экономический прогресс. Это неудивительно, потому что из всех сфер социального взаимодействия, отовсюду раздаются призывы к экономическому развитию, везде муссируются экономические цели и ценности. Подавляющее большинство политических сил, авторитетных персон преимущественно говорят о том, что, достигнув определенного экономического уровня, мы сразу начнем жить лучше. Это не совсем так. Сосредоточившись на экономической составляющей, мы очень многое теряем, в частности мотивацию самореализации, саморазвития, мотивацию качества жизни.

Конечно, есть объективные причины, ведь для того, чтобы молодежь стремилась к саморазвитию и самореализации, она должна чувствовать себя защищенной, иметь ощущение безопасности. А сегодня девять 9 из 10-ти студентов занимаются проблемами нехватки экологической безопасности. Вообще экологическую безопасность молодежь ставит на первое место среди актуальных потребностей. Также около 80% студентов чувствуют себя незащищенными по причине снижения уровня жизни, чувствуют неуверенность из-за нехватки социальной защиты — в первую очередь, социальной справедливости. Всего 12% молодых людей считают, что в стране соблюдают права человека и 44% удовлетворены состоянием гражданских свобод. Молодежь никому не доверяет, чувствует потребность в ценностях, которые бы объединяли людей. Более 70% молодых людей считают, что таких ценностей у нас не хватает. И в целом почти каждый второй студент является социальным пессимистом — они не ожидают, что ситуация будет улучшаться в стране и в жизни. Причиной этого является то, что молодежь, как взрослое поколение, ориентирована на систему взаимоотношений «граждане-власть», то есть улучшения жизни ожидает от власти, а не посредством собственных усилий. Достаточно сказать, что отвечая на вопрос, почему их жизнь не складывается так, как бы им хотелось, молодые люди называют внешние причины: ситуацию в обществе (на первом месте — нехватка равных возможностей), на втором месте — неблагоприятные обстоятельства, на третьем — не хватает собственных способностей (смелости, уверенности и тому подобное). Кстати, на нехватке уверенности в себе акцентирует внимание каждый второй из студентов. Когда мы проводим опрос шире (в возрасте от 18 до 29 лет), то там эту проблему, нехватку способностей, препятствующую определенным достижениям, указывают 24%. То есть молодежь — экстернальна: она не ищет причины в себе, к примеру, всего 5,7% молодых людей считают причиной своих неудач то, что они плохо учились. Следовательно, говорить о том, что молодые люди принципиально отличаются от старших, сейчас нет оснований.

Согласно нашим исследованиям, молодежь принципиально отличается от старшего поколения по двум параметрам. Во-первых, в отличие от старших, молодежь более ориентирована на индивидуализм, а не на коллективизм; во-вторых, у молодежи наблюдаются тенденции к инновационности (в отличие от консерватизма старших). В то же время по потребительским параметрам, молодежь опережает старшее поколение. По всем остальным параметрам молодежь, как и взрослые, стремится к контролю, авторитаризму, революционности, тяготеет к равенству, экологизму, нравственности. Взрослые любят говорить о том, что молодежь аморальна, но на самом деле между целесообразностью и нравственностью молодежь значительно чаще выбирает нравственность. При этом студенчество так же, как и взрослые, акцентирует внимание на контроле, а не свободе, на авторитаризме, а не демократизме (хотя показатели в этих стремлениях значительно ниже).

Мы увидели, что большинство материально обеспечено. И когда речь идет о том, чего им действительно не хватает, то это дорогой автомобиль, красивая одежда, хорошая мебель и тому подобное. Обычная одежда и автомобиль есть, не хватает красивого.

— Многие социологические исследования говорят о том, что молодежь ориентирована на выезд за границу — с целью трудоустроиться, сделать карьеру. В ваших исследованиях тоже это отображается?

— Наш научный сотрудник Елена Евгеньевна Блинова исследовала психологические факторы трудовой миграции студенческой молодежи. Она установила — 80% студентов считают, что миграция это, скорее, негативное явление. Они достаточно осторожно и сдержанно оценивают перспективы работы за рубежом. Всего 8% студентов в настоящее время готовы работать на неквалифицированных работах с низким социальным статусом. А около 49% из опрошенных студентов сказали, что поехали бы работать за границу, но только при условии получения там высококвалифицированной работы. На любых условиях наша молодежь не готова ехать за границу. Около трети респондентов заявили, что должен быть свободный выбор места проживания, и они хотели бы сами выбирать страну проживания.

— Какова ситуация с ценностями студентов России, Беларуси, стран бывшего СССР. Можно ли их сравнивать с украинскими студентами?

— Российские студенты, как и украинские, тоже ориентированы на материальные ценности. Это характерно для студентов переходных стран, стран с относительно низким уровнем социально-экономического развития, с несовершенным законодательством, которое не обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, а также их психологическую, физическую и экономическую безопасность. По данным всемирных исследований, эта картина свойственна таким странам. Мои коллеги проводили сравнительные исследования с финской молодежью. У них совсем другие ценностные ориентиры. Они ориентированы на совсем других людей — тех, которые рядом. Они ориентированы на права и свободы собственные, а также на права и свободы тех, кто рядом, готовы вместе добиваться соблюдения их прав. Они не ждут, что власть сделает их жизнь другой. По сравнению с финской молодежью, наша молодежь имеет совсем другой вектор ориентации — на власть, а не на того, кто рядом.

Около 12% наших молодых людей считают, что они могут самостоятельно влиять на свою жизнь и жизнь общества. К тому же украинская молодежь заявляет о готовности много работать, иметь дополнительную работу, но, к сожалению, мотивом являются материальные стремления: есть небольшой процент тех, кто стремится иметь не просто работу, а интересную работу, дающую возможность развиваться. Молодежь отдает предпочтение высокооплачиваемой работе, которая не приносит удовлетворения.

— Неужели 12% молодежи, ориентированной на ценности эволюции, развития, самоусовершенствования, — это мало?

— Кроме этих 12% есть еще около 28% тех, кто уже готов принять ценности развития, они присутствуют в их семантическом пространстве, в их смыслах. Очень многое зависит от того, как будет развиваться наше общество. Количество таких людей может быть большим, если общество приложит усилия, если в обществе, в СМИ, авторитетными людьми будут хотя бы декларироваться ценности развития. Их нужно внести в сознание масс и тогда можно ожидать, что они будут развиваться. Если же в Украине будут нагнетаться катастрофические сценарии, что наблюдается у нас сейчас (фактически все политические силы строят свои кампании на педалировании катастрофических перспектив или оценивают работу предшественников как безнадежную и вредную), то молодежь с ценностями развития могут и задавить.

— Неужели мессиджи власти так влияют на молодежь, ведь вы сказали, что молодежь не доверяет никому?

— Они влияют абсолютно на всех. Повышается уровень тревоги, уровень неуверенности, безнадежности, убежденности в бессилии. Ведь власть заявляет, что только она может улучшить нашу жизнь, и будто без того или иного политического лидера мы не можем добиться успеха. Тогда ценность человека, ценность личности в глазах ее самой падает, а возможности, перспективы саморазвития или самостоятельного влияния на свою жизнь нивелируются.

— Вы говорили об экологичности молодежи. Причина такой позиции в осознание экологических угроз, или это такая мода?

— Кроме экологичности, одной из базовых ценностей молодежь считает здоровье, чего нет у среднего поколения. На первые позиции молодежь выносит здоровье, вероятно, потому, что показатели его состояния плохие. Также потому, что состояние экологии является для нас проблемой. Хорошо, что студенчество больше ориентировано на проблемы экологии. Например, среди них есть немало таких, кто готов приобщаться к уборке, к экологическим акциям, контролю за окружающей средой. Следует признать, что молодежь уяснила и осознала важность экологии для жизни.

КОММЕНТАРИИ

«Лучшая Украина не возьмется ниоткуда, потому что это работа каждого дня для каждого из нас»

Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия»:

— Студенчество всегда было активным участником общественно-политической и, в целом, национальной жизни нашего государства. Когда страна оказывалась, в сущности, в тупике, эта особая прослойка молодежи находила своеобразный выход. Вспомним самиздатовскую литературу, начало революции на асфальте и первые палатки на Майдане. Студенчество не боится брать на себя ответственность, потому что именно оно является творцом завтрашнего дня, творцом страны, в которой ему придется жить и работать.

Будучи студенткой Острожской академии, я могу сказать, что уверенности в завтрашнем дне мне добавляет качественное образование европейского образца и надежда на то, что все же знания как таковые будут оценены в будущем. Только человек, у которого широкое мировоззрение и осведомленность (я не говорю о теоретических навыках), готов развиваться и дальше, приспосабливаться к новым сферам деятельности, находить себя не в том, чего хочется, а в том, чего требует жизнь. Большой плюс в этом имеют университеты, Острожская академия в том числе, которые делают акцент не на профессиональной компетентности студента, а на его общей образованности, на патриотическом чувстве и чувстве нужности своей стране. Поэтому, на мой взгляд, первое, что может сделать каждый из нас для своей страны, — это получить качественное образование. Несмотря на министерские законы и традиции университетов, которые кажутся нам далеко не европейскими и далеко не правомерными, у нас никто не отнимает библиотек, доступа к информационному миру, желания развиваться и выражать свое мнение. Никто не сделает из нас маргиналов, если мы сами ими не станем. Конечно, люди, понимающие это, связывают свое будущее исключительно со своей страной. Лина Костенко в «Записках українського самашедшого» писала, что среди молодежи ныне распространена фраза: «Кто будет последним покидать страну, не забудьте выключить свет в аэропорту». Досадно. Досадно, что украинцы сознательно стремятся стать... никем. Потому что именно так можно охарактеризовать положение человека в чужой стране. Думаю, в будущем украинцы поймут, что каждое сказанное ими иностранное слово, каждое равнодушное отношение к ситуации в стране обрекает на чувство второсортности, отнимает индивидуальное достоинство и свободу каждого из нас.

Украина нуждается в нас, нашей поддержке и, наконец, нашей любви. Не нужно делать что-то грандиозное или экстремальное, чтобы оставаться украинцем и иметь активную гражданскую позицию. Не обязательно собирать митинги, протесты, революции. Достаточно быть патриотом того, что ты делаешь; гордиться тем, что ты имеешь; достигать того, чего тебе не хватает, и, наконец, осознать то, что наша жизнь и наша мировая репутация — в наших руках.

Владимир СЕНАТОВСКИЙ, Львовский национальный университет им. Ивана Франко:

— Если у украинцев возникает вопрос, связывать ли свое будущее с Украиной, то это уже значит, что у нас, мягко говоря, не все в порядке. Просто что-то пошло не так. Следовало бы разобраться, что именно. Мы недовольны политиками, социальными условиями, возможностями, которых у нас нет. И если я тоже на этом постоянно буду акцентировать внимание, заведу себя в один из тупиков, которых у нас много. Поэтому перепрыгну на позитивное — уверенности в завтрашнем дне мне дают мои родственники, круг близких людей и университет, пока я в нем учусь. Это вещи, которые, условно говоря, не исчезают со сменой президентов. Поэтому я не свожу свою жизнь к одному негативному знаменателю. Если сомневаться в себе меня провоцировало украинское телевидение, то четыре-пять лет назад я перестал его смотреть. Зато появилось больше времени для чтения. Таким образом, минусы становятся плюсами! Кроме того, я знаю, что мой выбор не одиночный. Есть люди, которые двигаются в похожем направлении, что тоже добавляет силы.

Буквально два месяца назад я начал изучать шведский язык — и не для того, чтобы общаться на нем с украинцами. Но иллюзий, что кто-то далеко ждет меня с открытыми объятиями, у меня нет. Есть желание поехать за границу, но для того, чтобы вернуться. Чтобы доказать себе самому то, что я и так знаю: лучшая Украина не возьмется ниоткуда, потому что это работа каждого дня для каждого из нас. И перспектива такого сначала бесценного труда значительно лучше, чем угроза потерять Родину — и точно не найти другой. А знание украинцами большого количества иностранных языков только пойдет нам на пользу. Потому что, если каждый из нас познает себя лучше в общении с друзьями, то и Украину мы познаем полнее в диалоге с международным сообществом. Это мой маленький рецепт для большого будущего.

Ольга ПАРАЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

— Миф о беззаботности студенческой жизни все больше не соответствует действительности. Ведь студенческие годы — это не только шумные вечеринки, новые знакомства, развлечения и, наверное, наибольшая проблема — сессия и «хвосты». Современному студенту придется планировать день так, как будто в сутках не 24 часа, а все 48!

Чтобы быть успешным, недостаточно получить диплом с отличием, потому что есть большой риск, что он так и может остаться висеть в рамочке на стене. Нужно искать также какие-то пути для профессионального развития и самоусовершенствования. В итоге получается парадокс: работодатели ищут молодых работников в возрасте 21 — 23 года с почти трехлетним стажем работы. А где можно получить этот опыт, если с посещением в университетах строго?

Мне, как студентке последнего года обучения, трудно говорить о какой-либо уверенности в завтрашнем дне или обещанной стабильности... Единственное, что меня мотивирует, так это вера в собственные силы и желание идти дальше. Для этого, кроме учебы в университете, я делаю карьерные шаги, чтобы достичь успеха. Также я занимаюсь общественной работой, которая дает мне возможность реализовать свои замыслы, возможность международных поездок и новых перспектив.

По окончании учебы я бы хотела поехать за границу, но не навсегда. Прежде всего, для того, чтобы получить опыт в своей профессии и для совершенного изучения иностранного языка. Сейчас я ищу возможность для продолжения учебы в магистратуре за рубежом, но это трудно для студентов из стран, не входящих в ЕС.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, студентка Донецкого национального университета:

— Каждый студент хочет быть уверен в том, что пять лет в вузе и диплом будут нужны стране, в которой он живет. Я — не исключение! Я бы не хотела учиться ради того, чтобы потом уехать за границу, убежать отсюда, «шукати нової долі по русифікованих містах». Ни у кого из студентов нет такой мысли при поступлении. Но такие мысли возникают во время учебы, когда начинаешь более-менее понимать, что происходит в стране, какие законы принимаются и каким образом они будут влиять на твою жизнь здесь. Я прекрасно понимаю, что за рубежом лучше жить не будешь, и там тоже есть вопросы к правительству, такие же проблемы с социальными выплатами и безработицей. Думаю, что лучше всего в таком случае просто делать свое дело, делать его качественно и, конечно же, помогать людям. Говорят, что количество волонтеров в стране равняется качеству жизни: чем больше таких людей, тем более открытое общество. Именно поэтому в студенческие годы я пытаюсь сделать больше подобных дел. Организовывая литературные клубы, буккроссинги, конференции, посещая другие студенческие мероприятия, инициативы и волонтерские проекты, я искренне верю в то, что помогаю строить наше общество уже сегодня. Это — то же самое, что ты не скачиваешь музыку из Интернета, а покупаешь диск, поддерживая исполнителя. Никогда нельзя быть уверенным в том, что ожидает завтра тебя, особенно когда ты оканчиваешь вуз. Тем более, когда твоя страна экономически и политически нестабильна. Однако, отдавая что-то лично нашей стране, ты точно получишь от нее в свою очередь!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать