Малые следы большой истории
Как украинцы, поляки и немцы вместе кладбище убирали
Холмщина такая же, как и Волынь: зеленые луга с узорами из рек, дубовые и сосновые леса, поля ржи, пшеницы, свеклы. Неожиданно луга Западного Буга разделяет колючая проволока и пограничная полоса. Вот так, незаметно, Украина граничит не просто с Польшей, а уже с Европейским Союзом.
Украина имеет теперь здесь 30-километровую полосу, которая согласно новому соглашению с Польшей дает право ее жителям беспрепятственно пересекать границу без Шенгенской визы. Хотя я родился и вырос на Волыни, мне виза нужна. Мой сегодняшний киевский адрес не дает права на безвизовый въезд.
Рейсовый автобус заполнен преимущественно поляками, которые приезжали в Украину купить себе одежду, обувь, а также сигареты, пиво и водку, которое в Польше ощутимо дороже. Мой путь — в село Варешин, находящееся километрах в тридцати от Устилуга. Там уже неделю волонтеры из Украины, Польши и Германии упорядочивают украинское кладбище, которое осталось в этом селе после того, как весной 1945 года из него были насильственным путем выселены в УССР все, кто еще остался в живых. На сборы дали час. Людей вывезли, а кладбища остались.
Вот и Варешин. Речечка Гучва, пруд и место, где стояла хата моего деда, Семена Гурского. Село сожгли в марте 1944 года I отделение Батальонов Хлопских, которым руководил Станислав Басай по прозвищу «Рысь». Эти формирования польских партизан руководствовались указаниями польского правительства в эмиграции в Лондоне. После этого нападения количество могил на украинском кладбище увеличилось. И у меня здесь похоронена родня — бабушка Мария Гурская и прабабушка Розалия Музычук, а еще деды и прадеды. Кстати, Мария Гурская погибла в феврале 1944, когда отдел тех же Батальонов Хлопских расстрелял участников украинской свадьбы. Это так и вошло в историю края, как «расстрелянная свадьба». Бессмысленное уничтожение людей. В 1944 на территории между Холмом и Перемышлем, по определению самих польских историков, между поляками и украинцами шла настоящая гражданская война. Жертвы исчислялись десятками тысяч. Преимущественно, женщины и дети.
В середине 40-х годов Варешин имел 270 дворов, из которых 230 были украинские семьи, 30 — польские и 10 — еврейские. Сегодня здесь около 40 хат. Живут поляки, но не местные. Похожая судьба у сотен украинских сел на Холмщине, Подляшье, Лемковщине. Украинцев либо насильственно вывозили далеко на Восток Украины, либо на только что аннексированные у Германии и приобщенные к Польше восточные или северные территории. Люди тех поколений объясняют сегодня молодым, за что их оторвали от родных земель: за желание жить на своей земле и быть украинцами, за активную общественную и политическую позицию в 20—40 годах XX века, за помощь УПА, за Украинскую автокефальную православную или Греко-католическую церкви, которые коммунистические режимы СССР и тогдашней Польши считали рассадниками национальных украинских идей, а поэтому подлежали уничтожению. Эти села пережили несколько этапов выселений, включительно с операцией «Висла» в 1947 году. Последняя граница между Польшей и Украиной была установлена по Бугу в середине сороковых годов прошлого века, когда в Ялте Сталин, Рузвельт и Черчилль определяли границы европейских стран после победы над нацистской Германией.
В конечном счете, и поляков не обошла похожая судьба. Их насильственно переселяли из Западной Украины в только что освобожденную от немцев Польшу. Официально это называлось «обменом населения между СССР и ПНР». Такова краткая история.
Участники нашего волонтерского лагеря жили две недели в школе села Мирче. Директор школы и войт гмины согласовали этот вопрос быстро. Питались рядом в кафе. Половину волонтеров составляли пластуны и члены «Молодой Холмщины» из Волыни, а половину — молодежь из Люблинской округи Союза харцеров Польши. Была еще одна немка, которая хотела провести лето среди сверстников и сделать полезное дело. В общем собралось почти 30 человек, в возрасте от 17 до 25 лет. Девушки чистили и белили надгробия, убирали мусор. Парни поправляли памятники, срезали лишние деревья, которыми заросло кладбище за 65 лет, и ставили новые кресты вместо запавших. Когда я в последний раз здесь был с мамой еще пару лет назад, чтобы упорядочить могилы родных, то пробирались сквозь лес деревьев. Сегодня солнце уже может коснуться земли, а ветер свободно проносится над старыми памятниками. Важно было вовремя изготовить и освятить два больших креста при входе на кладбище и на месте сожженной в 1938 году деревянной церкви XVIII века. Обязательным также было «законсервировать» каменные надгробия и составить план кладбища, чтобы оно вошло в список восстановленных культурных памятников, которые находятся под охраной польского государства.
Уборкой территории руководил Сергей Годлевский. Этот историк и государственный служащий из Луцкого городского совета уже девять лет паспортизует православные и греко-католические кладбища в Восточной Польше. Луцкий городской совет третий год официально выступает соорганизатором проектов, нацеленных на сохранение наследия украинцев в Польше.
Я занимаюсь по службе памятниками архитектуры. Поэтому этот труд мне близок и понятен. Ведь это наше духовное и культурное наследие. Кому же его хранить, как не нам? Очень хорошо, что поляки помогают. Это необходимо и для их, и для нашей молодежи. Они здесь прекрасно сдружились и хорошо, серьезно работают, — рассуждает Сергей.
По моему мнению, название проекта и лагеря удачное: «Малые следы большой истории». Со стороны поляков им руководили Янек Федирко и Войцех Станек из люблинского фонда «Молодая демократия». Янек рассказал, что проект получил в 2009 году дотацию в рамках программы «Мемория. Волонтариат для европейского культурного наследия», которое реализуют немецкий Фонд «Память, ответственность, будущее» и польский Фонд Стефана Батория. Цель программы — привлечь молодежь Центральной и Восточной Европы к сохранению культурного наследия. Лагерь в Варешине уже второй, к которому приобщился фонд «Молодая демократия».
Елена Семенюк, комендант лагеря, решает вместе с польскими партнерами все финансовые вопросы. Она лучанка, учится на психолога в Люблине. Это ее четвертый подобный волонтерский лагерь, однако в этом году впервые сама взялась за организацию. Елена — пластунка, поэтому и привлекала в лагерь пластунов из Волынской округи. А организационную помощь и своих людей предоставила Люблинская округа Союза харцеров Польши.
— Очень важно, — считает Елена, — что польская и украинская молодежь готова работать вместе. Мы понимаем, что были непростые моменты в нашей истории, но идут новые времена. Это уже молодежь объединенной Европы.
Здесь никто не сомневается, что новая Польша и новая Украина должны строить другие отношения, учесть прошлые ошибки и не дать повторить их молодым поколениям, — считает Янек Федирко. Именно общее — и украинской, и польской молодежью — изучение истории пограничных земель, путешествие по бывшим украинским селам, общее благоустройство и паспортизация православных кладбищ, запись бесед с сегодняшними жителями этих сел способствуют формированию у молодежи и теоретически в следующих поколениях политиков толерантности и взаимоуважения между двумя народами.
«Нам давно это нужно было сделать, — дополняет Войцех Станек, профессиональный историк, долг которого собрать свидетельства очевидцев военных лет о жизни поляков и украинцев в те времена. — Мы сейчас не до конца сделали, что хотели. Здесь не осталось местных украинцев. Сегодня в окрестных селах живут поляки, но остатки культурного наследия, кладбища, свидетельствуют о том, что так не было раньше. Здесь преимущественно жили украинцы. Поляки, которые живут здесь сегодня, почти ничего не знают об истории этих земель. Они либо не местные, либо слишком молоды».
Войцех удовлетворен работой молодежи. Они прекрасно сработались. Интересно наблюдать, как православные и католики вместе старательно восстанавливают могилы, вместе ходят по хатам записывать интервью с крестьянами. Языкового барьера нет, где не помогают родные языки, пользуются английским. В свободное время православная и католическая молодежь устраивала красивые музыкальные вечера, спортивные соревнования, рядом молились во время воскресных служб и в православной церкви, и в костеле. Я вспомнил рассказы своего деда, как еще в 20-е годы поляки и украинцы женились, вместе пели на свадьбах «Ще не вмерла Україна», а потом «Еще Польска не згинела». Следовательно, мы опять преодолели все барьеры прошлого и можем совместно строить будущее без недоверия и подозрений?
Кладбище в Варешине освятил благочестивый протоиерей Виталий Харкевич из Замостья — от Польской автокефальной православной церкви — а с ним монахини из Турковицкого женского православного монастыря и несколько сестер-послушниц из Словакии.
Изготовил большие, более четырех метров, православные кресты семидесятилетний столяр из Мирче. Он сначала отказывался, говорил, руки не имеют силы. Но согласился, когда узнал, что сам пан войт просит. Не спал человек целую ночь, так волновался. Ведь более 10 лет не выполнял подобных работ. А здесь он, католик, имеет заказ на православный крест. Но работа его добротная, благодарим его. В общем, никто из поляков, к кому мы обращались за помощью или за техникой, не отказал. В следующем году в планах организаторов нынешнего лагеря сделать что-то подобное в селе Вишнив. Ведь поляки уже много лет приводят в порядок свои кладбища и костелы в тех селах и городках Украины, где они компактно проживали до войны. Не гоже и нам отставать.
В сентябре должно состояться еще одно знаковое для двух народов событие. В селе Сагринь запланировано официальное открытие монумента нескольким сотням невиновных жертв этого украинского села, которые погибли от рук польских партизан. Отголосок той самой гражданской войны 1944 года. Ожидается, что открывать его будут Президент Украины Виктор Ющенко и президент Польши Лех Качиньский. Так, как это было в Павлокоме в 2006 году. Но приедут ли президенты на этот раз? Украинцы ждут и надеются.
Выпуск газеты №:
№156, (2009)Section
Общество