Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

МАРИУПОЛЬ. Новая биография

«День» поговорил с жителями города о значении годовщины освобождения от пророссийских боевиков
12 июня, 11:40

13 июня стало памятной датой для Мариуполя с 2014 года — в этот день украинская армия освободила город от пророссийских боевиков. «День» старается не упускать из поля зрения эту важную точку украинского Приазовья (напомним хотя бы публикации «Беспокойный Мариуполь»  и «Линия Обороны. Мариуполь»  2014 года, «Война и мир в Мариуполе» за 27 января 2015 г. . «Море «Дня» в Мариуполе» за март 2017-го, «Мариуполь. И солнце всходит» за ноябрь 2018-го  и многие другие).

2014 год стал большим «сотрясением» для города и заставил все здоровые силы мобилизоваться. А какова ситуация сейчас? Какие факторы роста или, наоборот, стагнации? От чего они зависят? Об этом мы поинтересовались у активных жителей крупного города на юге Донецкой области.

О НАГЛЯДНЫХ ШАГАХ ВПЕРЕД

 Наш довольно давний знакомый и хороший друг, которого читатели «Дня» знают прежде всего по его точным фото, который неоднократно получал призы (в том числе и главный) на Международной фотовыставке «Дня», фотограф и общественный активист Евгений СОСНОВСКИЙ предпочитает сосредотачиваться на позитивах, которых он на уровне местной власти видит достаточно много. Он называет ряд шагов вперед, причем в разных сферах:

• беспрецедентным для города является объявление о разработке долгосрочной стратегии развития Мариуполя до 2030 года, к участию в которой приглашают и молодежь;

• город завоевал статус «Великой культурной столицы» (обойдя в частности такого мощного конкурента, как Днепр) и соответствующий грант на воплощение собственного проекта «Диалог на языке искусства» от Украинского культурного фонда;

• в Мариуполе 2018 г. открыли первую в Украине камерную филармонию, здесь работает замечательный камерный оркестр «Ренессанс», ряд других оркестров и ансамблей — профессиональные муниципальные коллективы. За минувшие годы прошли театральные фестивали и фестивали классической музыки, запланирован ряд других, и хочется, чтобы коронавирусный карантин им не помешал;

• городские власти предлагают жителям — физическим лицами и неприбыльным организациям, если у них есть интересный проект в сфере культуры, подавать заявки на грант, и если это окажется интересная идея, то город может выделить от 10 до 100 тысяч гривен на проведение такого мероприятия;

• продолжается расширенная реконструкция центральной части Мариуполя — упорядочиваются скверы и площади, обустраиваются современные фонтаны, укладывают новые тротуары и есть контроль за качеством выполнения работ, например, ко Дню города в сентябре планируется завершить реконструкцию Майдана Свободы, который когда-то был «местом стояния Ленина», а теперь станет площадью отдыха и развлечений. Упорядочиваются пляжи — так город становится более привлекательным для туристов;

• обновляется коммунальный транспорт — из города «вытесняют» разваленные маршрутки, заменяя их современными троллейбусами и автобусами;

• создаются возможности для развития IT-сферы, которые будут стимулировать молодежь оставаться в городе. В Мариуполе сейчас уже два IT-центра — Spalah и 1991-Mariupol, который позиционирует себя как центр развития стартапов на востоке Украины. И есть планы относительно появления еще одного.

«ДОЦЯ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ СОСНОВСКОГО

 «У некоторых складывается впечатление, что это промышленный, грязный, серый город, в котором вообще ничего нет. На самом деле я всегда говорю о том, что Мариуполь — это город, который, кроме заводов, действительно развивается и по-своему красив, — настаивает Евгений. — Видно, что постепенно из обычного «совкового», провинциального промышленного городка он преобразовывается и действительно приобретает определенную европейскость. Невооруженным глазом видно, что Мариуполь действительно меняется». И «неместным» это доказывают фотографии нашего собеседника.

 «Что касается жизни города, то с первого взгляда и не скажешь, что в 10 километрах война, особенно если не прислушиваться к тому, что происходит, — делится Евгений Сосновский, — но война продолжается. Стреляют, бывает, по вечерам, иногда утром, если даже в центре города открыть окно, то слышно. Вот возвращался с пробежки — мимо проезжает полиция, за ней тягач везет БТР. Сейчас какой-то более активный последовал период, особенно те люди, живущие в Восточном микрорайоне, иногда пишут, что уже год не было такого».

 «Скажу коротко: хорошо, что Мариуполь освободили, — резюмирует Евгений. — Потому что если бы этого не произошло, не было бы всего того, что сейчас есть в городе. При другом развитии событий я в Мариуполе, пожалуй, не смог бы остаться. Если бы тогда, в июне, этого не произошло. Благодаря Богу и всем причастным...».

О ВИНЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙ

 Но если касаться темы политической, то все наши собеседники высказывают определенные тревожные мысли. Координатор центра «Новый Мариуполь» Мария ПОДЫБАЙЛО анализирует: «Действительно, в 2014 году мы получили надежду на то, что город будет другим. Что родится полноценное гражданское общество, граждане будут более активными и так далее. Однако в городе, можно сказать, что вопрос «Украина или не Украина?» не стоит в целом — сейчас мы не видим ни активных действий, ни собрания тех, кто хочет в Россию. То есть даже если эти настроения есть, то они не проявляются в массовых общественных движениях и не выливаются в какие-то публичные темы. Но в то же время действительно мощного политического процесса со стороны проукраинских партий так и не возникло. На мой взгляд, очень большая вина в этом общенациональных партий, которые фактически не поддерживали и не развивали эти процессы у нас на местах. А это необходимо поддерживать, потому что люди к такому не привыкли».

 «Впрочем, есть большие изменения по результатам прошлых выборов, — продолжает Мария, — потому что можем сказать, что монополия Оппозиционного блока у нас преодолена, но на смену ей пришла еще менее прогнозируемая и понятная политическая сила — это ОПЗЖ и партия Шария, которые действуют вместе, рассчитаны на разные целевые группы, чтобы охватить широкий круг людей». Если раньше было понимание, что город развивают под сине-желтым флагом, то теперь неизвестно, чего ожидать. «Впрочем, ни одна из других политических сил — ни общенациональная ЕС, ни «Слуга народа» Зеленского — не создали здесь никакой силы, — с горечью констатирует эксперт. — А эти — достаточно мощно развиваются. И к ним есть вопросы. Мы, волонтеры, патриоты, активисты, между собой общаемся и так понимаем, что это серьезная угроза реванша, потому что там безапелляционно люди демонстрируют свои взгляды, не обнадеживающие для нас... Нужно очень много работать. К сожалению, как в 2014-ом сказали: «Ну, Ахметов будет держать регион» — и фактически было отдано на откуп дальше ему, все так же продолжается, но уже даже Ахметов, как мы понимаем, не держит регион...».

О СВОБОДНОМ ДЫХАНИИ В МАРИУПОЛЕ

Независимый волонтер Екатерина СУХОМЛИНОВА отмечает, что события, которые происходили в 2014 году, для местных очень важны. «Для нас это некий День победы Мариуполя. Знаете, нет такой большой разницы между людьми в Донецке и Мариуполе, чтобы сказать, что в Мариуполе более патриотические и более проукраинские люди, чем в Донецке. Просто тогда нам действительно повезло больше, чем тем большим городам и селам, которые сейчас находятся под российской оккупацией», — рассуждает Екатерина. Она рассказывает, что есть инициатива отмечать 13 июня как День города. «Потому что это был переломный момент, и в Мариуполе могло не быть Украины, — говорит волонтер. — Поэтому для нас это очень большой праздник, надеюсь, в праздновании к активистам присоединятся другие люди, мы планируем и автопробег, и митинги».

 «Мы все сознательные украинцы в Мариуполе, помним тех военных (это тот самый «Азов»), полицейских, на тот момент это были еще милиционеры, которые тоже положили свою жизнь тогда. Мы все это помним и благодарны за то, что мы живем в Украине», — отмечает Екатерина Сухомлинова.

Напомним, на государственном уровне впервые День освобождения Мариуполя отметили в 2016 году, в нынешнем году какие-то мероприятия еще не анонсировались, возможно, это обусловлено карантинными ограничениями. По сообщению городского совета, по состоянию на 10 июня в Мариуполе было зарегистрировано 109 лабораторным образом подтвержденных случаев коронавирусной болезни, за время пандемии зарегистрирован один летальный случай в больнице интенсивного лечения.

 Что в городе сегодня? «К сожалению, кроме огромной работы, которая сделана в направлении движения действительно единства Украины (этого невозможно не заметить), мы также видим, что есть сопротивление. За какие реформы мы бы сейчас не брались, то ли это полиция, то ли система образования, чувствуем, как люди, живущие здесь, это самое сопротивление. Но и хорошая динамика все-таки ощущается. Мне свободно дышать в Мариуполе. Я общаюсь практически всегда на украинском языке и никогда не слышу здесь от наших людей обидных реплик. Знаю, что если у многих тогда были какие-то сомнения, то сейчас уже они увидели, что такое «русский мир» (не такой далекий от нас) и какая судьба была бы выбрана для детей тех людей, которые хотели, чтобы здесь была Россия... И как было бы жить в непризнанных республиках... и так далее. Поэтому я чувствую позитив и изменения к лучшему, — делится волонтер, — но, возможно, это связано с новой властью, ощущается и тревога. Сказать, что мы уже расслабились и спокойны, нельзя. Я вчера сидела вечером, сегодня утром прогуливалась возле моря и чувствовала настоящие взрывы, слышалось, что наши отстреливаются чем-то таким тяжелым. То есть спокойствия нет. Тревожат нас и не совсем понятные вещи по реформированию ВСУ, нам это не прибавляет уверенности, потому что мы боимся изменений в худшую сторону...».

 Екатерина считает, что это обусловлено сменой политики: «Может, добавилась еще толерантность. Хотя я вообще человек довольно добрый и деликатный. Но за это время сделала выводы, что все-таки толерантность тоже должна иметь границы. Мы должны искоренять русификацию. Каждый должен понять, что мы не нужны ни России, ни Европе, никому. Что пока мы, украинцы, все вместе, кем бы мы ни были по национальности, не поймем, что мы сами нужны себе, не будем бороться за свое, не будем во всем многообразии чувствовать себя украинцами, гражданами этой страны, заботиться о своем, уважать все свое, до тех пор будут нас кромсать. Мне хочется пожелать всем мариупольцам не делать тех ошибок». «Только когда мы будем заботиться об украинском будущем, растить своих детей патриотами, людьми, достойными называться украинцами, все у нас будет хорошо», — убеждена женщина.

 «Спасибо, что «День» освещает такие мысли людей, которых на самом деле у нас в Мариуполе много, — говорит Екатерина и добавляет, — я общаюсь еще с донецкими людьми. На Троицу мне звонила женщина, которая работала в Донецке учительницей, а сейчас она технический работник по понятным причинам. Она звонит, когда может, накануне или после больших праздников. И говорит: «Катя, мы вас так ждем, вы им скажите всем. Мы не можем здесь восстать, но если раньше я могла сказать, что 30% за Украину, то сейчас нас более 70%. Люди уже там «наелись» и «русской весны», и «русского мира», мы вас ждем!». Я всегда стараюсь подбодрить ее и говорю: «Мы вас не бросим». Я понимаю, как сейчас государству трудно, общаюсь с людьми относительно деокупационных процессов и так далее. Все равно мы как люди, как общественные организации, готовимся к этим процессам, хотя понимаю, что если это сейчас произойдет, будет очень трудно. Потому что в эту территорию необходимо вкладывать. Но я уверена — это вопрос времени. Да, это может занять 5-10 лет. Но то, что все вернется на круги своя, 100% — я в этом уверена». Конечно, видно, что никто нас не собирается отпускать, рассуждает она, — потому что Украина действительно является лакомым куском. И завершает: «Но нам нужно от этого только становиться сильнее и бороться. Поэтому я желаю всем сил и уверена, что наши победы впереди!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать