Мария Стефюк:
«Громких слов о любви к нации не люблю»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990219/431-15.jpg)
Карьера складывалась блестяще. Студенткой пятого курса Киевской консерватории Мария Стефюк была принята на стажировку в Оперный театр при решающем слове таких профессионалов, как Елизавета Чавдар и Степан Турчак. Только лишь начался самостоятельный творческий путь, а ее уже приглашали на правительственные концерты в Москву. Одно за другим сыпались громкие звания: заслуженной, а потом народной артистки Украины, народной артистки СССР, лауреата Шевченковской премии.
Произошло событие и вовсе невероятное: Мария Стефюк второй среди украинских оперных певиц (после легендарной Соломии Крушельницкой) выступила на сцене «Ла Скала». Жизнь была похожа на яркий фейерверк из репетиций, гастролей и концертов. Ей многие завидовали: попала, мол, в полосу везения. Она чувствовала себя примадонной. Хотя никогда и не говорила о себе как о звезде. С гастрольными концертами побывала в Америке, Австралии, Японии, во всех европейских странах. И поездки эти были очень важны, поскольку дали возможность общаться с самыми разными музыкантами и слушателями.
Кстати, она успешно переламывала, когда нужно было, мнение и театрального начальства, и высокопоставленных чиновников. Действовала сугубо по-женски: сначала, улыбаясь, просила, а не было сдвигов — устраивала скандал. Разве можно иначе? Целью было создание лучших условий для творчества.
Любая роль дорога. И так уж сложилось, что почти все они — трагические. Причем самые близкие по духу — Марфа из «Царской невесты» Римского-Корсакова и Виолетта из «Травиаты» Верди. Эти героини способны на самые глубокие чувства. А ведь и сама Мария Стефюк — человек, склонный к душевным порывам. И рассказ о ее судьбе — скорее, рассказ о любви.
Который раз, выходя на сцену, она молит Бога дать ей вдохновение. С годами внутренняя борьба и волнение перед выступлением усиливаются. В молодости была — что птичка певчая. А теперь ночь не спит «до того» и ночь — «после». Сначала мысленно прокручивает, как будет петь, а потом — как спела. Чтобы завоевывать сердца других, нужно самому по-настоящему любить. Только так! Любовь рождается любовью.
Не было еще такого, чтобы спектакль отпела без слез, чтобы сердце не капало кровью. Да, она плачет, когда поет, — натурально плачет! И на сцене действительно до безумия любит Альфредо. Но при этом, как на аптечных весах, рассчитывает свои эмоции. Не сорвать бы голос из-за спазм в горле! Как говорил Шаляпин, пою и одновременно стою в стороне и наблюдаю за тем, как пою.
«Искренность артиста публика всегда оценит. Недавно я принимала участие в гала-концерте в Донецке. Вышла на сцену и сразу же поняла: да, здесь меня любят! — рассказывает Мария Стефюк. — Женщина должна уметь очаровывать. Знаю точно: в меня нередко влюблялись и как в женщину, и как в певицу — одновременно».
ЖАЖДУЩИЙ РОДСТВА —
ДА ОБРЯЩЕТ!
Родом Мария Стефюк из-под Косова.
«Мне доставляет огромное удовольствие приехать домой, перейти на наш говорок (вы бы его не поняли), стать такой же, как все. Устроить вечеринку, петь в кругу знакомых любимые песни, веселиться, пить самогонку... Класс!», — сознаваясь в этом, Мария действительно становится самой обыкновенной женщиной.
— Идет мне навстречу мой друг юности — небритый, немытый, года сделали свое дело.. А если взять да помыть, чтобы как за границей? Да он же красавец! Простые женщины точно такие же. В поле — черные от работы. А как на свадьбе где-нибудь соберутся — одна в одну! Сколько общалась с иностранцами, — всем нравятся украинки.
Мария испытывает к своей матери особые чувства, называет женщиной «феерической». Ведь мама в молодости чудесно пела, имела восхитительную фигуру, прекрасные косы, была улыбчивой и щедрой на добрую шутку. Интеллигентность и внутренняя культура присущи ей от природы. Кстати, она из рода писателя Марка Черемшины.
Была ли мама счастлива с рано умершим отцом-фронтовиком, — на эту тему разговоры не велись. Всю свою жизненную энергию она отдавала детям. Более того, оставшись одна, сумела дать образование обеим дочерям. Это она настояла на том, чтобы Мария стала профессиональной певицей. А вот история любви бабушки — достойна пера поэта. Пятнадцатилетней ее выдали замуж за богатого сорокадевятилетнего вдовца. Их взаимоотношения складывались непросто. Он терпеливо добивался взаимности, и она действительно его полюбила, став ему хорошей женой. Чем не легенда?..
«В лексиконе семьи не было слова «воспитывать». Само окружение формировало жизненные принципы, развивало вкус. Никогда не забуду ни «вечорниць», ни чудесных сказок, услышанных в детстве, ни того, как меня учили вышивать... — вспоминает Мария. — Громких фраз о любви к нации не терплю. Но всякий раз, прилетая из Ивано-Франковска в Косов на рейсовом «кукурузнике», дырчащем и трясущемся по полчаса, я плачу. Каждый раз!»
Поскольку Мария — знаменитость, ей часто звонят незнакомые люди. А однажды произошел вообще нелепый случай. Представьте себе телефонный звонок ранним утром: «Я — Василь с Коломыи. Сижу на железнодорожном вокзале, — доехать домой не на что. И такой голодный, и такой несчастный...»
«И с такой тоской он это произнес, что, сама себе удивляюсь — поехала я на вокзал! И нашла там того Василя, — говорит Мария. — Купили мы с ним две бутылки пива. Он пил, и я пила. Он рассказывал что-то о весне, о том, что пришла пора пахоты, и о жене своей, которая его не понимает... И в этот самый миг я почувствовала себя невероятно счастливой. Ведь незнакомый человек открывал мне свою душу!
Ни суеты толпы, ни зловония вокзала я не замечала. Помню только, что сидели мы вдвоем и пили какое-то пиво «Жигулевское», которое я никогда не пью! Дала я ему денег на билет, и он уехал. А в метро я расплакалась, быть может, потому, что возвращалась совсем в другой мир. Больше мы с ним не виделись. Но этот эпизод запомнился. Ведь очень важно быть просто кому-нибудь нужной».
ПУСТЬ ЛЮБОВЬ НАПОЛНЯЕТ ЖИЗНЬ!
Друзей у Марии много. Когда на душе плохо, всегда находит, кому излить душу. «Есть и друзья, тайно влюбленные. Об этом они мне не говорят, потому что прекрасно понимают: в наших взаимоотношениях никогда не будет большего. Дружба не должна переходить в интим. Это абсолютно разные вещи. Мужчины, возможно, воспринимают все по-своему. А я по-своему. Если нравящийся мне человек стал бы любовником, он по-прежнему остался бы другом. Но в этом случае я ни за что не рассказала бы ему того, что рассказываю как товарищу», — признается Мария.
Любила она многих. И каждый раз казалось: вот и пришла та, настоящая любовь. «Мужчины — самое большое чудо, которое только мог сотворить Бог! Во всех отношениях! — восклицает Мария. — Они для меня — источник вдохновения и, между прочим, повышения работоспособности на все 100 процентов! Будь на моем месте сейчас мужчина-артист, он, вне сомнения, сказал бы, что женщины для него — все. Так уж устроены творческие натуры, что эмоциональная сторона жизни для них весьма важна. Хотя свою потребность любить я могу объяснить и попроще: просто я такая женщина!
Можно ли влюбиться в Квазимодо, спрашиваете? Отчего же нет! Если у него добрая душа и он способен дарить тепло. Это многое значит, когда ежедневно тебе дарят тепло. И когда можно родного человека просто обнять и поцеловать. Если женщина чувственна — что же в том плохого? Хоть это и сентиментальность, но я бережно храню письма с чудесными романтическими признаниями в любви».
Удивительно, но почти все ее любовные истории заканчивались... Знаете чем? Изменой мужчины! Они уходили к другим женщинам. К тем, которые были поглупее, менее принципиальны и не столь талантливы. Увы, для многих мужчин быть рядом с женщиной, которая «выше» их, несносно. Самолюбие заедает!
А вот супружество можно считать удачным. Муж по профессии инженер-технолог. И это чудесно, что не связан с искусством. Мария не хотела бы прожить жизнь рядом с таким же, как и она, артистом. «Двое «сумасшедших» в доме — многовато!» Они друг с другом непохожи: на разные спектакли ходят, разные фильмы смотрят, разные книги читают. И вообще, воспринимают мир каждый по-своему. На чем же сошлись?
«В моем супруге есть то главное, что и должно быть в мужчине. Он добрый, щедрый, и, будучи мудрым мужем, даровал мне полную свободу, никогда не говорил: туда не ходи, с теми не встречайся. Я могу делать все, что только пожелаю! Если честно, мне порой страшно хочется, чтобы он меня хоть чуточку ревновал... Мы с ним прожили восемнадцать лет, но он ни разу не выдал себя, не показал, что ревнует! В нем есть что-то такое загадочное — до сих пор не разгадала! И не хочу разгадывать. А зачем? Одно знаю: он нужен мне точно так же, как и я ему, — в этом секрет супружеского счастья».
Лгут те, кто утверждает, что в их семьях полная идиллия. Это возможно лишь в том случае, если и муж, и жена — «серые мыши», благополучие которых основано на безразличии ко всему. Муж Марии — интроверт, она же — экстраверт. И в этом их главное несоответствие, ведь он отдает предпочтение уединению, а она — шумным компаниям. Зато муж — прирожденный хозяин: достанет, доставит, обеспечит жену всем. Хотя и упрям, делает только то, что ему хочется. Тем не менее каждый раз приходит в театр, когда Мария принимает участие в спектакле, слушает выступление, а затем забирает ее домой. Потому что так ему нравится. И это уже стало привычкой.
Несмотря на то, что Мария Стефюк — действительно примадонна, она вызывает восхищение у всякого своей открытостью и искренностью, и она очень любит свою квартиру в центре города, выходящую окнами в парк. Всю домашнюю работу делает сама, домработницы не имеет. Отлично готовит, поскольку ее общая с мужем слабость — хорошо поесть. Умеет и стол накрыть, и гостей как следует принять. На дорогие украшения денег не тратит и носит то, что приобрела раньше. Двадцать лет берет кремы у одной и той же косметички (продукцию дорогих фирм пробовала — не понравилась). Двадцать лет заказывает сценические костюмы у одной и той же бывшей балерины, у которой талант к шитью. Повседневную одежду приобретает готовой. Отдыхать предпочитает в Трускавце, Крыму или просто за городом с друзьями. Обожает тратить деньги на любимца-племянника.
Кстати, никогда не читает газет. Предпочтение отдает серьезной литературе. Со студенчества собирает домашнюю библиотеку — нынче она просто великолепна. Даже не представляет своего существования без Куприна, Чехова и Цвейга. Есть и заветная мечта — еще разок съездить в Париж. Однажды побывав там ровно два часа, в город этот влюбилась. Как хочется побродить по его узким улочкам, воспетым Мопассаном и Бальзаком...
ШТРИХ «ПОД ЗАНАВЕС»
«Я не ощущаю груза прожитых лет. Держу себя в форме. Пока что длится период расцвета как женщины, которую любят и которая любит. О-о, я могу еще многое вытворять! (Смеется.) Уверена, что способна на столь глубокие чувства, которые ни в двадцать, ни в тридцать мне и не снились! Но бутон распускается в дивный тюльпан, а затем лепестки с него вдруг осыпаются. И об этом я всегда помню», — такая уж она — Мария Стефюк.