Перейти к основному содержанию

Мастер света и тени

Во Львове прощаются с фотохудожником Василием Пилипюком
20 ноября, 12:26

Сообщение о внезапной смерти Василия Васильевича поступило утром 18 ноября. «Неожиданно отошел в Вечность любимый человек, самый дорогой папа, любимый дедушка, выдающийся украинский фотохудожник Василий Пилипюк, — говорилось в посте на его странице в Facebook. — Возвращаясь на автомобиле из Киевского национального университета культуры и искусств, где работал заведующим кафедрой фотоискусства, во время остановки около г. Ровно внезапно потерял сознание... ».

Так и хочется сказать: «Как жил, так и умер — в движении и труде»...

Я знала пана Пилипюка лет тридцать, не меньше. Очень много сделала с ним материалов, но кто бы знал, чего это каждый раз стоило... Домашний телефон обычно не отвечал. Мобильный — вне зоны. Если наконец-то дозвонюсь... «Извините, сейчас не могу говорить. Я в дороге, плохо слышно. Пожалуйста, позвоните часика через два, когда доберемся до места. Но не уверен, что и там поговорим — говорят, связь плохая». И это означало, что сто раз признанный и заслуженный, он снова в рабочем процессе...

Василий Пилипюк родился 10 января 1950 года в селе Новоселица Снятинского района на Ивано-Франковщине. Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, заслуженный деятель искусств Украины. Художник Международной федерации фотоискусства, президент издательского предприятия «Світло й Тінь», главный редактор журнала «Світло й Тінь», член Национального союза журналистов, член президиума и правления Национального союза фотохудожников, заместитель президента Всемирного объединения фотографов украинцев, профессор Львовской академии искусств. В активе Мастера — несколько десятков фотоальбомов и книг серии «Постаті»...

Рассказывал, что девятилетним взял в руки фотоаппарат и с тех пор с ним никогда не расставался.

Считал, что «никакой интернет с его новейшими технологиями не заменит бумажную книгу и фотографию». Убеждал, что каждый фотокадр, запечатленный сегодня, будет большой памятью и через десятилетия... «Я даже написал монографию «Українська художня фотографія. Етапи становлення та мистецькі засади розвитку», где представлено ее развитие от 1839 до сегодняшнего дня. Убежден: когда фотография (репортажная, этюдная, портретная...) перерастает в художественную, это — настоящее художественное произведение».

Всегда утверждал, что украинцы в фотографии — очень талантливые: «В мире много известных украинских фотомастеров— ни одна международная выставка не обходится без их участия».

Говорил, что работы впереди — очень много, «чтобы Бог дал здоровья».

На протяжении многих лет Василий Пилипюк был хорошим приятелем газеты «День», участвовал во всех мероприятиях, которые проводила редакция во Львове. Свою особую приязнь к газете объяснял тем, что такого высокого понимания фотографии как прекрасного вида искусства, кроме «Дня», не имеет ни одно издание в Украине: «То есть я ставлю именно в этом смысле вашу газету не на одно из первых мест, а на первое место. Кроме того, только «День» проводит в Украине международный салон — выставку фотографий «Дня». Спасибо пани Ившиной за содержательное наполнение издания, но особенно — за поддержку развития фотографии как искусства в Украине».

Прощаются с Мастером в его галерее и в храме Пресвятой Троицы. Похоронят Василия Пилипюка на Лычакивском кладбище.

«День» выражает искренние соболезнования семье Василия Васильевича — жене Анне и детям — Кристине, Ярине и Владимиру, который продолжает фотохудожественное дело отца.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото автора


Он сердцем обнимал всю Украину

Несомненно, это тяжелая и крайне чувствительная утрата не только для культурных кругов, но и для всего общества, ведь Василий Пилипюк уже давно вывел свою профессию из плоскостей узких эстетических практик, конкретных функциональных назначений в плоскость социальных, а впоследствии — этических и синтетических культурно-антропологических исследований. Официальный статус фотографа Леонида Кравчука в годы его президентства дарил мастеру уникальную возможность почувствовать масштабы рождения независимого Украинского государства, увидеть ключевые эпизоды политической истории. С такого ракурса родная земля, современники раскрывались ему совершенно новыми психологическими интонациями. Пилипюк неутомимо искал свою тему, свой ракурс, мыслил широкими полотнами, тематическими циклами, симфоническими (визуальными) формами. Сильная привязанность к Прикарпатью, к родной Новоселице на Покутье вызвала у него особенно щедрые эстетические и метафизические чувства. Казалось, Василий Пилипюк чрезмерно эпический, слишком парадный, что у него много лиричности. Далеко не каждый мог увидеть за тем позитивистским шквалом очень тонкую, чувствительную душу как этнопсихологический фундамент его мировоззрения. Василия Пилипюка вела большая тема, а дружба с выдающимися украинскими литераторами и деятелями искусств мобилизовала в нем лучшие творческие и интеллектуальные качества. И уже его книги 2000-2010-х годов имели действительно масштабную идейно-смысловую «режиссуру», какой бы темы они не касались.

Мне повезло довольно плотно общаться и даже сотрудничать с этой удивительной творческой личностью. Василий очень дорожил дружбой, всегда держал слова и ждал этого от каждого. Не терпел пустой траты времени, пренебрегал малейшей возможностью отдохнуть. Исключительной интуицией, буквально «на ходу» программировал тематику новых книг и выставок. Радовался каждой новой своей публикации, как ребенок, умея прокомментировать ее значение для украинской культуры, для Украины. Много щедрых подарков сделал для библиотек, музеев, университетов. Нередко дарил свои издания в формате целых мини-библиотек.
Нельзя обойти стороной осмысленных усилий Пилипюка в честь выдающихся украинцев. Помню, сколько творческой радости и духнового подъема он пережил во время подготовки больших альбомов к 200-летию Кобзаря. Радость ему приносила малейшая деталь — знакомство с интересными потомками рода Шевченко, бытовые обстоятельства при настройке опций для успешного пейзажного кадра над Днепром, открытие еще какого-то, малоизвестного биографического факта. Сердцем Василий обнимал всю Украину, хотя можно назвать и множество тематических циклов из других стран мира, где ему суждено было побывать. Пилипюк заложил в свои планы еще много десятков фотоальбомов, посвященных выдающимся современникам — тем, кто творит Украинское Государство для его дальнейшего исторического шествия. Каждая его работа — это монумент в утверждение жизненной гармонии, чистых чувств, задумчивости, а вместе с тем — и героики, характерологии Нации. Он не жалел себя — ни в творчестве, ни в общественно-культурной жизни. Искренне хотел воспитать как можно больше молодых профессиональных фотохудожников, находя особые формы общения со своими студентами во Львове, Ровно, Киеве. В работе горел, спешил оставить эстетический и духовно-культурный документ новой исторической эпохи, и ему это удалось сделать — масштабно и высокоталантливо.
Роман ЯЦИВ, проректор Львовской академии искусств

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать