Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мастерская мечты

Как сельские школьники воплощают свои проекты в интересах громады. На примере Донецкой, Ивано-Франковской и Черкасской областей
24 мая, 10:05

Немного обучения, денег, большое желание действовать — и мечта готова к осуществлению. Так выглядит программа неформального гражданского образования сельской молодежи «Мастерская сельских инициатив». Трое девушки-координатора при поддержке меценатов учат молодежь воплощать свои мечты в осуществленные проекты, которые положительно влияют на жизнь всего села. Сейчас проект охватывает три региона — Донецкую, Ивано-Франковскую и Черкасскую области. За три года активистки привлекли к «Мастерской сельских инициатив» свыше четырех десяток сел.

Основная целевая аудитория — старшеклассники. Их усилиями уже созданы летние кинотеатры, футбольные поля, детские площадки, отсняты документальные фильмы об истории сел, начали работать детские кружки. Общаясь с участниками и руководителями проекта, мы убедились, что они — наши единомышленники, поскольку, как и «День», объединяют людей вокруг ценных идей и преумножают пространство умного в стране.

ПЛОЩАДКА-ПОДАРОК

Школьница Анна Киляр живет в селе Староварваровка Донецкой области. Девушка дает себе неделю для завершения собственного проекта — создания детской площадки на территории школы. Анна говорит, что это своеобразный подарок родному учебному заведению. Но похоже, что это подарок для всего села, где несмотря на живописные пейзажи не было удобного места для детского отдыха.

«У нас нет места, где бы могли проводить свободное время дети дошкольного возраста и младшие школьники. Мы видели, что им не хватает чего-то, чтобы вместе играть и общаться. Поэтому решили обустроить для них такое пространство. Сейчас видим, что не зря. Мы еще достраиваем площадку, а дети уже приходят сюда играть, — рассказывает Анна. — Сейчас мы на завершающем этапе, уже поставили лавочки и две качели, вкопали столбики и старые шины, чтобы дети бегали по ним, сделали песочницы. Еще хотим высадить деревья и разбить клумбу».

Бюджет проекта — три тысячи гривен. Его выделяет «Мастерская сельских инициатив» как грантовые средства. Школьники добавили к этому свои сбережения, кто сколько мог, также приобщили родителей и учителей. Так, учитель труда подсказывал, как лучше смастерить лавочки, а папа Анны привозил из Краматорска необходимые материалы. Вокруг одной идеи объединилось все село, а ученики получили полезный опыт.

«Лично я в этом проекте проверила свои организаторские способности, — утверждает Анна. — Мне понравилось собирать команду и работать вместе. Благодаря этой работе я выбрала будущую профессию. Один из первых учебных семинаров касался прав человека, и мне захотелось связать свою профессию с правом. Надеюсь, что в месте, где я буду учиться, мы будем создавать что-то вроде этого».

«АКВАРЕЛЬКА» С «БАРАБАНОМ»

Чтобы приобщиться к «Мастерской сельских инициатив», нужно заполнить анкету на официальном сайте программы. С сентября координаторы приглашают участников на обучение. Это три семинара, во время которых старшеклассников учат создавать идеи, разрабатывать планы для их реализации и, в конце концов, помогают воплотить их в жизнь. Проекты — самые разнообразные. Для глубинки это прорыв, хотя городским жителям идеи школьников могут показаться банальными.

В частности, в наработках «Мастерской сельских инициатив» уже есть экоклуб GreenTeamVS учеников Косивской гимназии-интерната (Ивано-Франковская область), который устраивал акции по сбору мусора. Еще есть кружок «Дырявый барабан», где школьники Ирдынской школы Черкасской области учат младших учеников игре на гитаре. Кстати, школьники из поселка Ирдынь реализовали инициативу «Вторая жизнь остановки» — восстановили крышу старой остановки, поштукатурили стены и украсили их петрикивской росписью. А в  селе Михайловка в Донецкой области открылась художественная студия для детей «Акварелька». Вроде бы ничего чрезвычайного, но вспоминаю свое детство в селе, где практически не было интересного досуга, а местных старшеклассников не интересовало ничего, кроме хождения в бар, и эти результаты поражают.

НА ПРОЕКТОР — НАКОЛЯДОВАЛИ

Начиналось все лет пять-шесть назад. Как вспоминает координатор «Мастерской сельских инициатив» Оксана Иваник, программа обучала активных людей реализовывать социальные проекты. Выпускники государственной программы решили продолжить дело. Оксана родом из Краматорска, поэтому стала координатором проектов в Донецкой области.

«Я сама из села, так что знала, что это такое, что молодежь после школы из него уезжает. Поэтому мы взяли за целевую аудиторию старшеклассников, которые могут что-то сделать, провести определенные мероприятия, что-то ремонтировать-строить и подтягивать меньших. Это был риск, так как не было понятно, как это будет работать. Ведь в интернете с такими школьниками сильно не пообщаешься, нужно ехать в село,   — говорит Оксана Иваник. — Жителям Донецкой области это было немножко непонятно и страшно, потому что начиналось все в 2014 году. Но когда прошел год, мы были в восторге, потому что не ожидали, насколько сельская молодежь сможет расшевелить громаду».

Оксана согласна с тем, что детские идеи — не слишком инновационные. Уникальными являются условия, в которых они реализуются. Например, в одном селе девушки делали пляж и детскую площадку. Кроме грантовых трех тысяч гривен, смогли насобирать еще 15 тысяч гривен. А молодежь на Черкасщине взялась за летний кинотеатр, однако не было проектора. Деньги на него наколядовали.

ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛА

Главным меценатом проекта является Федеральное министерство иностранных дел Германии и Фонд Роберта Боша. Финансирование предусмотрено до конца нынешнего года, а дальше активистам нужно искать новых спонсоров, чем в настоящий момент они и занимаются, подавая заявки в разные министерства и на государственные программы.

«Классно, когда немецкие налогоплательщики переживают за то, что происходит в селах Украины. Но это наши села, и наше государство должно это финансировать, — добавляет Оксана Иваник.           — Кроме того, мы хотим партнерства с формальным образованием, чтобы школы перенимали наш опыт. Реально классно видеть, когда участник проекта, который в сентябре пришел закомплексованный, без потенциала, через год представляет идею перед СМИ или становится президентом школы. Для нас эти инициативы являются инструментом развития школьников и всего села».

Результаты мастерской измеряются не только парками-площадками-фильмами. Это мотивирует громаду сплотиться и дает почувствовать мощь, для детей это становится ценным опытом. А в масштабах страны такие низовые инициативы доказывают: хочешь перемен — просто действуй.

Фото предоставлены «Мастерской сельских инициатив»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать