Медяник как средство коммуникации
Уникальная коллекция пряничных форм XVIII — начала XX века сохраняется в Национальном музее украинского народного декоративного искусства
Почему-то пряник многие считают больше российской сладостью, чем украинской. Но это вовсе не так, ведь во всех регионах нашей страны издавна выпекали замечательные пряничные изделия, но чаще называли их по-другому — медяники, медовники, медовики или маковники. Такое название происходило от состава теста, в которое наши предки клали много меда, — в пропорции 1:1 с мукой. Этот древний рецепт позволял сделать тесто таким, чтобы, накладывая его на деревянные формы с узорами, на нем отражались все детали рисунка.
Слово «пряник» широко начало употребляться с XVII века и происходит от древнерусского слова, которое означает «пахучий», «острый на вкус», «наперченный». Ведь для придания кулинарному изделию своеобразного аромата в тесто добавляли пряности — перец, анис, имбирь, мяту.
Понятно, что медяники, которые пекли украинцы 100 и более лет назад, не сохранились, а вот формы, с помощью которых их изготавливали, стали бесценными памятниками художественного народного творчества и музейными раритетами.
В частности, в Национальном музее украинского народного декоративного искусства сохраняется уникальная коллекция деревянных форм для выпекания «печатных» пряников XVIII — начала XX века. Об этом рассказала Наталия Денисенко — научный работник музея, которая со своими коллегами исследует произведения музейного сборника, узнавая много интересного о жизни и обычаях украинцев.
ПАРНЯМ — ВСАДНИК, ДЕВУШКАМ — ПАНЯНКА
Ни один праздник не обходился без медовых пряников в украинских селах и городах. Их пекли на Рождество Христово, новогодние праздники, Благовещение, поминальную субботу, в прощеное воскресенье, на Пасху. Дарили молодым на свадьбу, именинникам на день ангела, поздравляли с памятными событиями в семье, а затем хранили, как реликвию. Казаки и чумаки брали их в дальний путь, ведь медовники могли сохраняться более полугода.
— Для каждого торжества предназначались пряники специального образца, — рассказывает Наталия Денисенко. — Например, свадебные медяники выпекали для обмена между родственниками молодого и молодой, они играли символическую роль в сочетании двух семей, потому на них изображали парные розетки — символы солнца. Мальчиков на праздник угощали пряниками с изображением всадников, гусаров или генералов, а девочек наделяли «панянками». Были распространены также пряники вырезные или силуэтные, которые покрывались поливой. Эта традиция известна, в частности, на Полтавщине, где чаще всего использовали поливу розового цвета.
Интересно, что в давние времена медяники были не только вкусной едой, но и средством коммуникации. Это была своеобразная «открытка», которую подписывали с соответствующим текстом и отмечали имя того, кому предназначался вкусный подарок.
Например, в музейной коллекции есть пряничная форма с надписью «Митрию». Научные работники предполагают, что она является «именной». Большой популярностью пользовались подарочные пряники, которые еще называли «подносными». На них могли быть имена виновников торжества или отмечены день, месяц и год, в которые произошло памятное событие.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК
В целом в коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства сохраняется 58 пряничных форм. Этот сборник — чрезвычайная редкость, ведь, по словам специалистов, сегодня в украинских селах еще можно найти, например, давнюю вышитую сорочку, а вот деревянную форму для пряников — и «днем с огнем» не найти.
— В музейном сборнике есть изделия, датированные 1838-м, 1843 годами, а также началом ХХ века, — говорит научный работник. — Например, на памятке из села Опошня вычеканена дата — «1901 р.». В постоянной экспозиции представлены произведения из разных регионов Украины: форма для пряников из Черниговщины — подарок Богдана Ханенко, пряничная доска с птичкой найдена на Полтавщине, а доски разнообразных форм происходят из Киевской и Подольской губерний.
Эта уникальная коллекция возникла, в первую очередь, благодаря усилиям Николая Федотовича Биляшивского — директора Киевского художественно-промышленного и научного музея имени Государя императора Николая Александровича. Формирование сборника началось в 1903 году, когда известный коллекционер и меценат Богдан Иванович Ханенко подарил музею первые 9 деревянных форм для пряников. В дальнейшем Биляшивский продолжал способствовать сбору подобных изделий и привозил их из экспедиций лично.
Деревянные формы для медяников нередко были настоящими произведениями искусства. Их изготовлением занимались мастера в монастырях, мастерских, специальных «пряничных» заведениях. Среди них были настоящие виртуозы своего дела. Поэтому деревянные формы в их исполнении считались лучшим подарком, и их вешали на стену жилища как украшение.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Сейчас мы являемся свидетелями возрождения народной традиции обрядовой выпечки. Взрослые и дети с удовольствием учатся на мастер-классах в заведениях культуры лепить и печь весенних «жаворонков», изготовлять пряники в виде традиционных кузнечиков, рыбок, петушков и современных образов, добавляя что-то свое, индивидуальное. Фигурками «гусей», «уток», «голубей», как и много лет назад, украшают свадебные караваи.
Кроме того, сегодня в Украине есть мастера, которые возобновляют давнюю традицию изготовления деревянных формы для медяников. Один из них — мастер художественной резьбы по дереву Владимир Маркарьян из города Полтава. Он не только создает авторские работы, но и выполняет реконструкции пряничных досок из старинных образцов, в частности, каталога пряничных форм Полтавского земства, изданного в 1912 году.
Для тех, кто желает больше узнать о развитии одного из интереснейших народных художественных промыслов, который был распространен на территории Украины, стоит посетить лекцию выходного дня в музее по теме «Узоры на резных формах для пряников XVIII-XXI в., распространенных в Украине».
Выпуск газеты №:
№33-34, (2019)Section
Общество