Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Место, где создаются новые смыслы»

Как культурный центр во Львове бережет и продолжает традиции крымских татар, а заодно — вызывает восторг у всех украинцев
10 марта, 10:52
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АЛИМОМ АЛИЕВЫМ

Перформанс в центре города, во время которого «зеленые человечки» паковали крымских активистов в автозак. Львовский богатырь, который протянул зубами 38-тонный трамвай, — и посвятил свой рекорд Крыму. Инсталляция «Крим — це Україна! У нас забрали море спільного!». Фотовыставка Эмине Зиятдиновой, посвященная будням ее крымскотатарской семьи. Так во Львове отметили вторую годовщину оккупации Крыма. «Мы хотели привлечь внимание необычным способом — не митингами и дискуссиями, которые, безусловно, важны, а художественными акциями», — отмечает Алим АЛИЕВ, соучредитель общественной организации «Крым SOS» и крымскотатарского культурного центра «Крымский дом во Львове».

Если инициативу «Крым SOS» создали в первые дни оккупации, то «Крымский дом во Львове» появился в конце 2014 года. «Очевидной была потребность сохранять и развивать крымскотатарскую культуру и язык. В условиях оккупации эту культурную миссию мы возложили на «Крымский дом во Львове», — объясняет замысел Алим Алиев.

В конце прошлого года для культурного центра наконец выделили помещение. Предыдущий состав городского совета отказывал в этом активистам дважды. Депутаты нового созыва пошли навстречу крымским татарам. Помещение не в наилучшем состоянии, но Алима и компанию это не смущает: «Нам было необходимо лишь разрешение на аренду. Дальше своими силами будем стараться привести помещение в порядок. В моем понимании «Крымский дом во Львове» должен стать хабом, где собирались бы крымские татары, крымчане, переселенцы с востока, львовяне и туристы. Важно, чтобы это было местом, где создаются новые смыслы». О колоссальной работе «Крымского дома во Львове», диалоге религий в городе, а также об общем между переселенцами и... блютузом «Дню» рассказал Алим Алиев.

ЗА ДВА ГОДА — БОЛЕЕ 20 ПРОЕКТОВ

— На каком уровне находится сотрудничество львовской власти с крымскотатарской общиной, в частности волонтерами?

— Областной совет отвечает за социальные вопросы переселенцев. Городской совет — это больше образовательные, культурные и интеграционные проекты. В работе с переселенцами нельзя делать акцент только на социальную составляющую. Забыв об интеграционной составляющей, получим две закрытых группы — переселенцев и местных. А без общения — велика вероятность возникновения конфликтов.

— С какими проектами «Крымский дом» интегрировался во львовскую культуру?

— Некоторые инициативы реализовывали еще до оккупации. Исполняется восемь лет с того момента, как мы с единомышленниками во Львове организовали фестиваль крымскотатарской культуры. В наш культурный центр мы приглашаем как всех переселенцев, так и местных. Осенью прошлого года мы провели первый в Украине фестиваль переселенцев и львовян, где были проведены мастер-классы, дискуссии, фотовыставки, концерты и перформансы. Другой проект — курсы языков — крымскотатарского, украинского и английского. Также мы провели серию познавательных лекций «Кто такие крымские татары?». В настоящий момент помогаем в проекте театру-перформансу. В целом, за последние два года у нас уже более 20 проектов.

— Какие крымскотатарские черты появились на культурном лице Львова за последние два года?

— Киев в любом случае будет политическим центром крымских татар, а Львов мы делаем культурным центром. Задача «Крымского дома» — сохранение и пролонгация крымскотатарских традиций. Мы помогаем развиваться крымским музыкантам, поэтам, актерам, чтобы они себя здесь находили. И важно, чтобы культура крымских татар была понятной в глобальном плане. Джамала — пример того, как популяризировать крымскотатарскую музыку. У нее много песен на крымскотатарском языке, и припев песни для Евровиденья тоже написан на этом языке.

«ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ МОЖНО СРАВНИТЬ С БЛЮТУЗОМ»

— Как «галичанам мусульманского мира» живется бок о бок с самими галичанами?

— Мнение о крымских татарах как о «галичанах мусульманского мира» выразил историк Ярослав Грицак во время одной из наших дискуссий. Полностью с этим соглашаюсь, поскольку у нас действительно много общих черт, которые я успел разглядеть за семь лет жизнь во Львове. Но следует понимать, что сюда приехали очень разные крымские татары. Остерегаюсь и не хочу, чтобы львовяне вначале восхищались ими, а затем кто-то один оступится — и мнение изменится обо всех.

Сюда, например, приехали люди, которые практикуют ислам, — пять раз в день делают намаз. Им здесь уютно. Они признаются, что львовяне им говорят: «Почему нам к вам относиться плохо? Вы — верующие, мы — тоже». Поймал себя на мысли, что проблема, по-видимому, была бы в том, если бы крымские татары были атеистами (смеется). Для Львова религиозная идентичность очень важна. Сейчас с этим вопросом все в порядке.

Да, был острый вопрос с мечетью. Искренне считаю, что в нормальном обществе не должно быть проблем из-за существования в городе мечети, синагоги, церкви, других религиозных сооружений. С нашей стороны необходимо объяснять, почему для крымских татар так важна религиозная идентичность. Ведь именно она помогает нашему народу сохранить себя.

— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться переселенцам из Крыма?

— Вообще всем переселенцам трудно в вопросах жилья и работы. Эти проблемы не решаются, ведь у нас нет действенной стратегии по адаптации переселенцев. Ее сейчас якобы приняли, но она не может работать только сверху вниз, а движения от сообщества к органам государственного управления пока нет.

Сама власть часто усложняет жизнь переселенцам. Вспомним постановление НБУ, которое приравнивает жителей Крыма к нерезидентам Украины. Мы пытаемся объяснить власти, что переселенцы — это мостик между оккупированной и неоккупированной территориями Украины. Их можно сравнить с блютузом, включенным в двух телефонах, благодаря которому устройства обмениваются информацией.

— Во Львове — хорошо, но в Крыму — лучше? Крымские татары планируют вернуться на малую родину, когда это станет возможным?

— Для крымских татар возвращение — принципиальный вопрос. Это их отличает от других кримчан. У крымских татар сильная историческая память. После депортации 1944 года, когда их перебросили в Среднюю Азию, Сибирь и Урал, они постоянно утверждали, что вернутся. То же самое происходит и сейчас. Крымских татар пытаются вытеснить из Крыма. Наша публичная позиция заключается в том, что мы просим свой народ  оставаться в Крыму, пока нет физической угрозы, ведь это — наша земля и Родина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать