Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Место «встречи...»

Волынь — в контексте украинско-польского культурного сотрудничества
01 июня, 11:52
ХОТЯ ЗАМОЙСКАЯ АКАДЕМИЯ БЫЛА КАТОЛИЧЕСКИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ, ИЗ ЕЕ СТЕН ВЫШЛО НЕМАЛО ДЕЯТЕЛЕЙ, ОСТАВИВШИХ СЛЕД В УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ / ФОТО С САЙТА TRAVEL.ZAMOSK.PL

Волынь относится к пограничному региону Украины, расположенному по соседству с Польшей и Беларусью. Не существует четко отмеченных границ этого региона. Современная Волынская область в составе Украинского государства была создана 4 декабря 1939 г. как часть Украинской Советской Социалистической Республики после того, как СССР аннексировала восточные земли Польской республики. Эта область является лишь частью исторической Волыни. В настоящий момент традиционно к этому краю относят Волынскую и Ровенскую области, значительную часть Житомирской области, северные районы Тернопольской и Хмельницкой областей с площадью около 70 тысяч квадратных километров. В более широком понимании к Волыни относят южную часть Брестской области Беларуси, а также восточную часть Люблинского воеводства Польши.

В силу обстоятельств, Волынь была краем «встречи» разных культур. Прежде всего это касается украинской и польской культур. Нельзя сказать, что эта «встреча» всегда была безоблачной. Политические, экономические, социальные факторы нередко приводили к резкой конфронтации двух народов. Именно эти моменты конфронтации часто оставались в памяти украинцев и поляков.

Но, несмотря на конфликты, которые часто сознательно преувеличиваются, Волынь дала интересные образцы украинско-польского сотрудничества, в частности на ниве культуры. К сожалению, об этом говорится мало — хотя именно они являются хорошим капиталом для украинско-польского понимания.

Нам сложно говорить о каких-то ярких проявлениях такого сотрудничества в период Киевской Руси. Несмотря на конфессиональные отличия (поляки были католиками, русины-украинцы православными), культурные контакты между этими народами должны были существовать. Ведь существовали торговые связи между Волынью и разными регионами Польши. Также нередкими были династические браки между волынскими и польскими княжескими домами. Все это, понятное дело, сопровождалось культурными контактами.

Со временем, особенно после Люблинской унии, эти связи интенсифицировались и получили новое качество. Одним из ярких проявлений украинско-польского культурного сотрудничества стала деятельность Острожского культурного центра, в частности Острожской академии. Его создал князь Василий-Константин Острожский (1525—1608) во второй половине 70-х гг. XVI в. Он женился на Софии Тарновской, отец которой был гетманом польским. Сам же род Тарновских принадлежал к самым богатым малопольским родам. Его представители проявляли довольно большой интерес к культурным вопросам. В частности, их родовой город Тарнов стал одним из самых крупных ренессансных центров в Польше. Создавая собственный культурный центр в Остроге, князь Василий-Константин немало позаимствовал у Тарновских.

Не удивительно, что в деятельности Острожского культурного центра четко прослеживаются элементы Ренессанса. Причем это был как «чистый» Ренессанс, так и Ренессанс, адаптированный на украинской почве. Именно «чистый» Ренессанс в Остроге представляли поляки или выходцы из Польши. Здесь надо прежде всего отметить Симона Пекалида (Пенколю) (ок. 1567 — после 1601), который происходил из мещанской семьи города Олькуш, и профессора Краковского университета Яна Лятоша (1539—1608). Первый является автором латиноязычной поэмы «Об Острожской войне» (1600), написанной в ренессансном духе. Что касается Я. Лятоша, то он идентифицировал себя русином (украинцем). Очевидно, происходил из Лемковщины. Значительную часть жизни провел в Кракове, работая в университете. Однако последние годы провел в Остроге, преподавая в Острожской академии.

Еще одним центром на Волыни, который появился в то время и стал местом «встречи» польской и украинской культур, была Замойская академия. Она, как и академия в Остроге, была частной школой. Ее учредил и финансировал Ян Замойский, магнат и высокопоставленный правительственный чиновник Речи Посполитой. Возникновение этой академии относят к 1594 г. В определенном смысле это учебное заведение было альтернативой академии Острожской. Дело не только в том, что Я. Замойский был конкурентом В.-К. Острожского в плане политическом и пытался не отставать от православного князя-магната. Академия совершенно сознательно учреждалась на этнической территории Украины-Руси и была сориентирована на жителей этого региона. Одним из аргументов ее основания было именно то, что на Руси нет высшей школы (понятно, латинского типа).

Среди профессоров этой школы были выходцы из украинских земель, а значительную часть выпускников составляли украинцы. Организатором академии был выходец из Львова Симон Симонид (1558—1629) — человек энциклопедических знаний. Он известен и как поэт. В польскоязычной книге «Крестьянки» С. Симонид воспел жизнь и обычаи украинского народа.

Официально именуясь «директором наук» и инспектором Замойской академии, С. Симонид занимался не только отбором талантливых преподавателей, но и стал основателем академической типографии. Заботился, чтобы там был не только латинский шрифт, но и славянский. Это, кстати, засвидетельствовало его стремление (правда, трудно сказать насколько сознательное) сделать вклад в развитие традиционной украинской культуры.

С Замойской академией связана деятельность латиноязычного поэта Себастьяна Кленовича (1550—1602/1608). Он находился в хороших отношениях с Я. Замойским, побуждал его к организации академии, подбирал туда профессоров и сам преподавал в этом учебном заведении античную литературу. К наиболее известным произведениям С. Кленовича принадлежит латиноязычная поэма «Роксолания» (1584). Это пылкий манифест любви к украинской земле. Собственно, Роксолания — это Русь-Украина. Автор гордится своей землей, ее прошлым и настоящим, воспевает природу и обычаи края. Прибегая к античной образности, С. Кленович говорил о том, что на украинских землях может возникнуть Парнас и здесь осядут музы. То есть Украину рассматривал как возможный центр высокой культуры. А основание Замойской академии трактовалось им как важное звено создания русьского Парнаса.

Хотя Замойская академия была католическим учебным заведением, из ее стен вышло немало деятелей, оставивших след в украинской истории и культуре. К таким, в частности, принадлежат Касиян Сакович, ректор Киево-братской школы, писатель, поэт, философ; Исаия Трофимович-Козловский, один из первых ректоров Киево-Могилянской академии; Сильвестр Косов, киевский митрополит во времена Хмельниччины, известный также и как писатель-полемист; писатель Иосиф Кононович-Горбацкий. В Замойской академии учился Якуб Гаватович, вошедший в литературу как автор «Трагедии, или Образа смерти пресвятого Ивана Крестителя» (Львов, 1619), двух интермедий — «Наилучший сон» и «Продал кота в мешке», которые, так считают исследователи, положили начало украинской народной комедии. К выпускникам академии принадлежал выдающийся политический деятель Польши и Украины середины ХVІІ в. Адам Кисиль. Не случайно киевский митрополит Петр Могила дал высокую оценку Замойской академии, сказав, что она много нашему народу «пожитка и утешения принесла» и что из нее вышло немало ученых людей.

Еще одним интересным, но малоизвестным центром украинско-польского сотрудничества на Волыни стала Киселинская академия. В конце XVI — начале XVII вв. на землях Речи Посполитой получает распространение радикально-реформационное движение ариан (социниан). Участие в этом движении принимали представители разных народов — поляки, итальянцы, украинцы, белорусы. Идеология социнианства соединила как реформационные, так и ренессансные элементы. Со временем социнианство получило распространение в Европе и стало одним из важных факторов Просветительства. К сторонникам социнианства принадлежали Джон Локк, Исаак Ньютон, позитивную оценку этому направлению давали французские энциклопедисты.

Волынь стала одним из главных центров распространения социнианства в Речи Посполитой. Поэтому сюда из польского города Раков, в волынский городок Киселин, социниане перенесли свою высшую школу — академию. Здесь она просуществовала около 20 лет — до времени изгнания социниан из Речи Посполитой в 1658 г. На Волыни некоторое время жил один из ведущих идеологов позднего социнианства — Андрей Вышоватый (1608—1678).

Социнианство, оказав заметное влияние на польскую культуру, повлияло и на культуру украинскую. Есть основания считать, что под воздействием социнианства находился один из самых выдающихся философов Киево-Могилянской академии — Иннокентий Гизель (ок. 1600—1683). Не исключено, что он родился на Волыни и мог учиться в Киселинской академии.

Резкое конфессиональное противостояние между католиками и православными, наметившееся в первой половине XVII в., Хмельниччина, военные конфликты между поляками и украинцами в XVII—XVIIІ вв. — все это никоим образом не способствовало украинско-польскому сотрудничеству на землях Волыни.

Своеобразное ее «возрождение» состоялось в ХІХ в., когда Речь Посполитая уже перестала существовать, а поляки, как и украинцы, стали безгосударственным народом. В этой ситуации среди польских интеллектуалов зарождается мысль о необходимости польско-украинского сотрудничества. Одним из центров, где была попытка воплотить эту идею, стал Кременецкий лицей (Высшая Волынская гимназия). У его истоков стоял уроженец Волыни Гого Коллонтай (1750—1812) — известный польский философ-просветитель, один из соавторов Конституции 3 мая.

Несмотря на украинское происхождение, по крайней мере территориальное, Г. Коллонтай сформировался в лоне польской культуры. Его родители принадлежали к мелкой польской шляхте. Это был не чисто польский, а, скорее, мешаный род, где совмещались польские и украинские элементы. Считается, что род Коллонтаев (или Калатаев — так могло звучать это прозвище в первобытном варианте) свое начало вел от брянских бояр, осевших на Волыни где-то в ХVI в.

Вместе с главным смотрителем училищ Волынской, Киевской и Подольской губерний, зажиточным волынским землевладельцем Тадеушем Чацким Г. Коллонтай организовал сбор средств для создания в Кременце Высшей Волынской гимназии. В 1805 г. гимназия начала функционировать, а в 1819 г. ее реорганизовали в лицей. Это учебное заведение стало значительным культурно-образовательным центром, влияние которого не ограничивалось только Волынью. Кременецкий лицей имел отличную библиотеку, хорошо оборудованные классы и кабинеты, квалифицированных преподавателей.

Правда, Г. Коллонтай не имел возможности работать в Высшей Волынской гимназии, поскольку царской властью трактовался как человек неблагонадежный. Но именно он составил для нее учебную программу. Ей передал свою богатую коллекцию минералов и создал здесь базу для изучения геологии.

Деятельность Кременецкого лицея имела отношение к развертыванию украинского культурно-национального движения в ХІХ в. Хотя лицей и имел польский характер, однако его деятелям был присущ интерес к украинской проблематике. Так соратник Г. Коллонтая, Т. Чацкий, написал работу «О названии «Украина» и зарождении казачества». Кстати, высокую оценку Т. Чацкому дал Т. Шевченко. Именно в Кременце берут истоки «украинской школы» в польской литературе. Так в Высшей Волынской гимназии учился Антоний Мальчевский (1793—1826). Считается, что его поэма «Мария» (1825), став выдающимся явлением польской романтичной литературы, положила начало этой школе. В этом произведении, в частности, имеем творение польского казацкого мифа Украины. Позже этот миф развивали Юлиуш Словацкий и Тимко Падура, которые тоже учились в Кременецком лицее.

В Кременце и Высшей Волынской гимназии разворачиваются студии народоведов, изучения украинского фольклора. В 1814 г. директор этого учебного заведения Михаил Сциборский разослал во все подчиненные гимназии школы распоряжения заняться сбором среди местного населения сказок, песен, обрядов, сказаний и другого фольклорного материала и отсылать эти сборники в Кременец. Кременец сыграл важную роль в жизни славянского фольклориста Зориана Доленги-Ходаковского (Адама Чарноцкого, 1784—1825), собравшего свыше двух тысяч украинских песен и стоявшего у истоков украинской фольклористики. В 1813—1814 г. он жил в Кременце, работал в библиотеке гимназии. Его корреспондентами были упоминавшиеся М. Сциборский и преподаватель Ф. Рудзкий. Много фольклорных записей З. Доленга-Ходаковский сделал в околицах Кременца.

С Кременцем и Кременецким лицеем связан выдающийся польский поэт-романтик Юлиуш Словацкий (1809—1849). Как известно, он имел украинские корни по линии матери, принадлежавшей к волынскому украинскому роду Янушевских. Этот род так и не принял римо-католическое вероисповедание, а придерживался греко-католицизма. Ю. Словацкий тоже был окрещен как греко-католик. Показательно, что он говорил о двух своих родинах — Польше и Украине. Ему принадлежит ряд произведений, где представлена украинская проблематика. Это — поэма «Змей», драматические произведения «Серебряный сон Саломеи», «Мазепа» и т.п.

Поэт высоко ценил украинскую народную литературу. Считал, что в украинских думах нашла проявление не только душа украинцев, но и душа поляков. Поэтому широко использовал украинский фольклор в своем творчестве.

Глашатаем польско-украинского понимания был современник Ю. Словацкого, поэт Тимко Падура (1801—1871), — тоже, как отмечалось, один из воспитанников Кременецкого лицея. В его лице имеем типичного представителя пограничья, который в своем творчестве совмещал элементы польской и украинской культур.

Т. Падура, как и другие представители «украинской школы» в польской литературе, пытался создать свой, пропольскоориентированный взгляд на Украину. Он также преимущественно обращался к казацкой проблематике, придавая ей свою интерпретацию. В определенном смысле творимый им украинский мир был альтернативой той символической Украине, которую формировали восточноукраинские авторы.

Считается, что именно Т. Падура является автором известной песни «Гей, соколы...», что фактически стала народной песней и для поляков, и для украинцев.

После Ноябрьского восстания 1830 г. российское имперское правительство взяло курс на ликвидацию Кременецкого лицея как центра польской культуры. На его базе в 1834 г. был создан Императорский университет святого Владимира в Киеве, задача которого была проводить русификацию территорий Украины. Со стороны царского правительства были предприняты определенные шаги, чтобы посеять вражду между украинцами и поляками, не допустить их союза для борьбы с самодержавием. Это привело к свертыванию украинско-польского сотрудничества. Хотя лучшие представители двух народов понимали его необходимость.

К личностям, приобщившимся к делу украинско-польского культурного сотрудничества, принадлежал Юзеф Игнаций Крашевский (1812—1887). Около двадцати лет он прожил в селах Волыни и Житомире. В журнале «Атенеум», который он издавал в Вильно с 1841 г. по 1851 г., было напечатано немало украиноведческих материалов. Украиноведческие материалы можно также найти в его книге «Воспоминания из Волыни, Полесья и Литвы». Кроме того, Ю.И. Крашевский написал ряд повестей из жизни украинских волынских крестьян — «История Савки» (1842), «Ульяна» (1843), «Остап Бондарчук» (1847), «Ярина» (1850), «Хата за селом» (1854—1855), «Ермола» (1856), и др. Эти произведения были известны и украинским читателям. Со временем они были переведены на украинский язык. А по повести «Хата за селом» был осуществлен ряд сценических переработок для украинского театра.

Своеобразным результатом польско-украинских культурных связей можно считать фигуру Вячеслава Липинского (1882—1931), который родился на Волыни в польской благородной семье. Однако, несмотря на польское происхождение, примкнул к украинскому движению и стал одним из выдающихся украинских политических деятелей, а также историком, политологом и философом. При этом В. Липинский пытался привить на украинской почве присущие для польской шляхты представления об элитарных слоях общества.

Военные и политические события ХХ ст. способствовали не столько сотрудничеству между украинцами и поляками, сколько конфронтации. Это нашло свое отражение и на уровне культурном. Хотя, конечно, встречались интересные моменты культурного сотрудничества между двумя народами. Например, стоит вспомнить польский журнал «Культура», который издавал Ежи Гедройц. В этом издании среди прочих тем важной была тема польско-украинского понимания.

Однако в это время на Волыни мы не видим каких-то интересных проявлений украинско-польского культурного сотрудничества. Ситуация изменилась только во времена независимости Украины. Именно Польша первой признала Украину независимым государством и предприняла ряд шагов, посодействовавших развитию польско-украинских отношений. В этой ситуации Волынь стала регионом трансграничного сотрудничества между двумя государствами, а также местом культурного обмена между поляками и украинцами. Сегодня можем указать несколько направлений такого сотрудничества. Прежде всего это контакты на уровне административно-государственных институций. Волынская и Ровенская области, их города дают договоры о сотрудничестве с воеводствами и отдельными городами Польши. Соответственно, происходят обмены делегациями, художественными коллективами. Тесно сотрудничают с польскими высшими учебными заведениями вузы Волынского региона. Вынашивалась даже идея создания с поляками совместного университета на территории Волыни. Однако этот план так и не был реализован. Можно говорить и о других формах украинско-польского культурного сотрудничества, в частности о развитии польского туризма на Волыни. Одним из мест культурного паломничества для поляков стал город Кременец, где находится единственный музей Ю. Словацкого.

Однако, отмечая активизацию украинско-польского культурного сотрудничества за последние годы, все-таки стоит сказать, что оно, во-первых, так и не стало системным, часто имеет эпизодический характер. Во-вторых, сохраняются барьеры, тормозящие это сотрудничество. Это не только государственная граница, которая за последние годы, после вхождения Польши в Шенгенскую зону, стала довольно проблемной для пересечения. Это также языковой и даже ментальный барьеры. Например, на Волыни сложно найти польскую прессу, книги. В медиапространстве практически отсутствует польское телевидение, кино. И это при агрессивном наступлении российских масс-медиа.

Однако будем оптимистами. И будем надеяться, что со временем на Волыни украинско-польское культурное сотрудничество принесет интересные плоды — как это было во времена минувшие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать