Михаил СЛАБОШПИЦКИЙ: «Нам никто сегодня не мешает быть украинцами в Украине»
Об особенностях проведения Пятого ежегодного конкурса им. Петра Яцика
Пятый ежегодный конкурс украинского языка имени Петра Яцика, начатый Лигой украинских меценатов, набирает обороты. Он уже стал популярным среди школьников, их родителей, учителей, к участию в нем приобщается студенчество. Ежегодно количество участников составляет более пяти миллионов. Об особенностях его проведения именно в этом году рассказывает исполнительный директор Лиги украинских меценатов Михаил Слабошпицкий.
— Пятый конкурс пришелся на начало выборов Президента Украины. Ситуация в государстве была наэлектризована, общество политически взбунтовано. Вокруг же Лиги украинских меценатов собрались известные писатели, чьи имена говорят сами за себя, и, узнав, что они едут в Запорожье, ректоры запорожских университетов просто испугались, что они появятся в стенах их учебных заведений. Вследствие этого открытие конкурса перенеслось на неопределенный срок, но конкурс, который, как известно, должен начинаться в День украинского языка и письменности, 9 ноября, таки начался по всем областям Украины, жаль только, что не так торжественно, как все предыдущие. Жаль, что и здесь, в столице, и в провинции чувствовался большой страх перед писателями, даже при том, что была договоренность с ними о том, что они не будут политизировать в стенах школ и университетов, но… Все это усложнило начало, но я думаю, что завершение пятого конкурса мы будем особенно торжественно отмечать в Национальном драматическом театре имени И. Франка.
У нас есть жюри, которому мы доверяем, команда специалистов, которые составляют конкурсные задания. У нас с министерством образования договорено, что половину членов жюри дает министерство, а половину рекомендуем мы. В жюри часто входят писатели, особенно их много на областном уровне. На Волыни жюри возглавлял, может, и сейчас возглавляет, председатель Волынского Союза писателей Василий Гей. В Черкассах работают члены Наблюдательного совета конкурса писатели Владимир Полищук и Василий Захарченко.
— Только что вы вернулись из Канады, где у вас было немало встреч и с теми, кто спонсирует этот конкурс. Без сомнения, эти люди снова дадут средства и в этом году. Как дела с меценатами в Украине? Созрели они к тому, чтобы поддерживать государственный язык? И придем ли мы к этому массово?
— Ежегодно после завершения конкурса я везу в Канаду новый документальный фильм об его прохождении и широко этот фильм показываю в различных аудиториях разных городов. В этом году я также повез фильм о четвертом конкурсе в Канаду и увидел по-настоящему живую реакцию на него. Меня просили время от времени останавливать фильм и комментировать его. Среди многих вопросов на тех просмотрах самым первым было: почему этот фильм не показывают на Украинском телевидении? Я также хочу спросить: почему? И вообще я хотел бы, пользуясь случаем, спросить: почему Украинское национальное телевидение настолько скупо на внимание к такому большому украинскому проекту? Я этого никак не мог объяснить в Канаде, поскольку люди там часто верят словам. И когда они слышат: «украинское национальное телевидение», то у них появляется иллюзия, что такое оно и есть.
Украинцы диаспоры, в частности, украинцы Торонто, видят в конкурсе не только подъем престижа государственного языка в Украине, но и воспитательный момент в национальном, патриотическом воспитании молодежи и мощно поддерживают его. Из прессы читатели уже знают фамилию Станли Питерсона, который на этот конкурс пожертвовал 70 тысяч долларов и считает его самым крупным национальным проектом в Украине. Он убежден, что такие конкурсы не пройдут бесследно.
— Ваш взгляд на молодую диаспору: какой она является, пойдет ли путем своих родителей и не закончится ли украинство диаспоры на старшем поколении?
— Мы иногда требуем от детей украинских родителей, подавляющее большинство которых — американцы, австралийцы, канадцы, чтобы они были патриотами Украины, забывая, что того идеального украинского сознания часто нет и в этнических украинцах, рожденных на украинской земле. Надя Яцик когда-то с вызовом и полемической остротой сказала: «Не нужно мне говорить, что я — большая украинская патриотка. Я — канадка, выросла в Канаде и на все смотрю с точки зрения канадки. Другое дело, что мои родители — украинцы, и я, имея украинский сентимент, выполняю волю отца, но постройте сначала Украину в Украине, станьте сначала сами украинцами, а потом требуйте чего-то от нас». Надина критика в наш адрес вполне справедливая и дельная: ведь нам никто сегодня не мешает быть украинцами в Украине.
— Приходилось ли вам встречаться с участниками конкурса в других государствах?
— В Украине мы встречались с участниками конкурса, которые приезжали из Кубани, Башкортостана, Приднестровья, Грузии... Я всегда говорил, что состояние украинского языка в диаспоре — западная она или восточная — не повлияет на языковую ситуацию в Украине. Если хорошо будет знать украинский язык диаспора в Канаде или Грузии, это еще не значит, что будет удовлетворительная языковая ситуация в Украине. Мы говорим детям здесь, в Украине: смотрите, как старательно изучают родительский и материнский язык украинские дети в Казахстане, в России, в Канаде, в Австралии, какая огромная мировая украинская солидарность.
— По образцу украинского конкурса в этом году решено провести конкурс родного языка в Казахстане. Это произошло после того, как на столичной сцене был награжден два раза подряд казахский мальчик Жан Айдар Жанбатиров за прекрасное знание украинского языка. Есть ли надежда, что это станет эстафетой в бывших советских республиках, где также есть серьезные проблемы с национальными языками, в частности, в той же Беларуси, где в Минске закрыта последняя белорусская школа?
— Идея такого конкурса вынашивается в Казахстане. По нашей модели уже провели первый конкурс русского языка в России, и он охватывал весь СНГ. Теперь в Казахстане будет проведен конкурс казахского языка. И отец Жанбатырова брал у нас материалы о том, как это у нас делается. У меня есть приглашение от казахского посольства полететь в Казахстан за их счет, чтобы поделиться опытом. Они хотят это сделать по нашей, уже отработанной, готовой модели.
— Сколько, на ваш взгляд, нужно еще провести таких конкурсов в Украине, чтобы наконец что-то сдвинулось с места в языковой проблеме? И выход ли это из той ситуации, которая сложилась сегодня в нашем государстве?
— Я уверен, что таких конкурсов еще нужно проводить много, потому что конкурс — это воля и позиция общественности. Теперь еще нужна политическая воля властей, чтобы закрепить достигнyтое, а уже вместе с властями мы можем сдвинуть эту проблему и выровнять языковую ситуацию в Украине. Наша языковая ситуация совсем не оригинальна. Не было итальянского языка в Италии после избавления от колониального статуса. Возродили. Не было языка в Израиле, возродили. Возродим и мы. Украинский в Украине.
Выпуск газеты №:
№7, (2005)Section
Общество