Михаил ВИДЕЙКО: Немало украинцев могут вести свою родословную с появления человека разумного на территории Европы
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960709/4117-6-1.jpg)
В поисках национальной идеи, политики пытаются раскрутить «историческую спираль» Украины аж в эпоху Триполья. А есть такие, которые поддерживают радикально настроенных ученых, и утверждают, что даже Иисус Христос имел украинское происхождение. Чтобы расставить точки над «i» (не все, но хотя бы самые жирные...), я обратилась к старшему научному сотруднику Института археологии НАН Украины Михаилу Видейко, которого мировая археология называет одним из наилучших специалистов по древней истории Украины и Европы, и одним из первых в мире «трипольеведом». Сразу признаюсь, что наш разговор вышел далеко за пределы проблематики о Триполье, источники украинства и тому подобное. И перешли аж в плоскость генетики, палеонтологии и так называемой палеонтологической криминалистики.
— Господин Видейко, действительно ли украинцы — потомки трипольцев?
— Этим вопросом задаются многие и ученые, и политики. Действительно, археологическая культура, известна как Трипольская культура, или же Трипольская цивилизация, оставила мощные материальные следы, и не только. Поэтому сказать категорично «да, украинцы — это потомки трипольцев» будет некорректно. Но, в то же время, если сказать «и трипольцы тоже — предки украинцев» — это будет абсолютно корректно с точки зрения генетики. Ведь больше половины населения Украины — потомки охотников за мамонтами эры палеолита. Что касается языковой, культурной традиции — с этим сложнее, но опять-таки: я общался с филологами, языковедами, которые убеждены, что в украинском языке можно найти слова-реликты тех древних языков. В целом, этнографическая пестрота Украины, которую мы наблюдаем в наше время, те разнообразные песни, вышиванки, писанки, которыми мы любуемся — все это берет свое начало не вчера, а несколько тысяч лет назад!
— Вы затронули генетику, почему?
— Раскрою маленькую тайну: последние четыре года в Украине осуществляется международный проект, в котором сочетаются достижения археологии, палеонтологии, генетики, и даже палеонтологической криминалистики. Работают бок-о-бок украинские и американские ученые. Идея принадлежит киевлянину, сейчас — преподавателю Мичиганского университета (США) Алексею Никитину, который решил поискать в Украине следы давних европейцев. И наш проект осуществляется в двух направлениях: первый — исследуются ДНК современных горцев Карпат (лемков, бойков, гуцулов). Раньше в науке существовало мнение, что в горных местностях «задерживаются» реликты древних народов, которые когда-то здесь жили, или проходили через эти горы. И наш проект доказал, что это мнение отображает действительность. Например, лабораторные исследования ДНК доказали, что часть украинских горцев — потомки охотников за мамонтами палеолитической эпохи! А также в Карпатах доныне живут потомки и других народов, с других археологических культур и исторических периодов.
Второе направление работы — «разматывать» спираль ДНК, исследуя ДНК — пробы из костей древних людей. Мы взяли для опытов останки представителей различных эпох: в пещере Вертеба на Тернопольщине; из скифских погребений; из Бронзовой эры, и тому подобное. Лабораторный анализ подтвердил мои предварительные предположения: в вертебских погребениях присутствует не только Триполье, но и другие времена, например, Железный век. На самом деле — это времена скифов, но анализ ДНК показал, что не только скифы или трипольцы оставляли своих покойников в этой пещере. Также интересным является результат лабораторных исследований ДНК людей, которых ученые назвали «скифами из Черкасщины», и останки людей Бронзовой эры из львовских погребений: весомая часть образцов показала генетическую связь населения, которое принадлежало к различным археологическим культурам, к различным эпохам — с интервалом в тысячи лет! Эти люди по-разному разговаривали, по-разному одевались и строили свои жилища, у них были различные правила сосуществования и иногда абсолютно нетождественные каноны прекрасного — но все они, в своем большинстве, были потомками охотников на мамонтов, которые 40—30 тысяч лет назад пришли на территорию современной Украины, и с тех пор жили здесь или же отсюда отправлялись в поисках новых — свободных — территорий. Поэтому немало украинцев могут вести свою родословную от первоисточников, то есть от начала жизни человека разумного — homo sapiens — на территории Европы. И хотя Украина, как по мне, занимает особое место в этой «иерархии», подобное явление характерно для многих европейских стран. И хотя современная Европа — это десятки народов, языков, культур, государств, — но наши предки вместе охотились на мамонтов.
— А в чем особенность места Украины?
— Давайте немного вспомним древнюю историю Европы. Большинство людей попало на этот континент и начало его «осваивать» перед последним жестоким похолоданием — перед наступлением ледника. Раньше археологи и палеонтологи утверждали, что ледниковый период разрезал давнюю европейскую цивилизацию пополам — на восток и запад. И выжили жители запада, переждав ледник, лютую продолжительную зиму на Пиренеях. Об этом свидетельствуют археологические находки, давно уже исследованные, и сомнения в их правдивости не возникает. Но остальная часть европейцев — жители Востока — оказывается, пересидели ненастье у нас в Украине. Об этом говорит ДНК-анализ: современная Украина стала убежищем для людей разумных на долгие 10 тысяч лет. И немало европейских народов могут найти свои корни именно в украинской популяции.
Мы продолжаем осуществлять наш проект, хотя это сложно — и финансово, и организационно. Ведь работают и украинцы, и американцы, ищем образцы ДНК, отсылаем их к О. Никитину, который на месте с коллегами из смежных дисциплин их исследует в лаборатории. Летом 2008 года с нами работали в Вертебе американские студенты- практиканты, искали образцы ДНК, проводили раскопки...
— Вертеба, насколько мне известно, на протяжении минимум трех тысяч лет была и убежищем, и своеобразным подземным кладбищем? Ее давно уже исследуют и археологи, и палеонтологи, и спелеологи — что нового нашли вы с коллегами?
— Кто из ученых работал в Вертебе, тот знает: эта пещера имеет уникальные условия, с постоянной влажностью 90% и постоянной температурой воздуха. Костяки там хранятся хорошо, в костях хранится генетический материал, пригодный для исследования. Рискну сказать: Вертеба — это уникальный банк данных, который может дать много полезной информации о прошлом. Мы нашли в пещере генетический материал, связанный с населением, которое на запад от современной Украины, в Европе появилось позже, где-то в Х—VІІ тысячелетии до нашей эры. Это была так называемая вторая волна переселения народов, или же заселение Европы, генетически относящаяся к Ближнему Востоку. Ученые дали ей название «неолитизация Европы», именно тогда появляются на территории Европы земледелие, животноводство. В овладении этими технологиями принимали участие и «аборигены», и «пришельцы». В Вертебе мы нашли материальные следы сотрудничества различных человеческих сообществ и популяций. При ДНК- анализах есть комбинации, когда прослеживается только женская или же только мужская линии — это свидетельство каких-то драматических событий или конфликтов, которые происходили в те отдаленные от нас времена. Я думаю, что чем больше мы будем накапливать этот материал — тем больше будем узнавать, ведь и то, что уже найдено и исследовано, ставит перед учеными немало вопросов. Например, от вашего вопроса об общности трипольцев и украинцев — и вплоть до популярности, скажем, ирландских танцев и мелодий у современной украинской молодежи.
— Кстати, в последние годы на международных соревнованиях по ирландским танцам украинцы занимают призовые места. Так неужели мы действительно с ирландцами генетически связаны?!
— Да! В этом «культурном поезде» в Ирландию нет ничего странного: ирландцы — прямые потомки кельтов, которые «наследили» по всей Европе. Приведу другой пример, который касается народных традиций в Чехии. На днях я вернулся из Богемии, которая в свое время была заселена кельтами. Это уже сейчас — славянский ареол. Так вот: у богемских славян сохранился старый обычай в апреле сжигать всякие цветы и старые ветки. Это тот же давний кельтский праздник встречи весны, который сохранился в несколько другой форме в Чехии. А кельтские вещи, материальные следы их пребывания, археологи находят на территориях вплоть до Днепра, вот и на Киевщине и Черкасщине есть кельтские следы. Представьте: несколько тысяч лет назад кельты прошли по всей Европе вплоть до берегов Днепра — и оставили нам не только археологические памятки, обычаи, но и свои хромосомы. Я их видел под микроскопом, когда мы исследовали ДНК из кельтских городищ, расположенных едва ли не по целой Украине — от Черкасщины до Одесщины. Кстати, много черт, присущих кельтам, мы находим на раскопках городищ вдоль Южного Буга (старинное название речки — Бог), на Немировском городище. По предварительным данным, среди найденных на Черкасщине в скифском погребении останков — ДНК-характеристики, присущие людям с Альп... Вот такие у нас скифы и кельты встречаются!
Но это нормальное явление: фактически, все этносы, которые побывали когда-то на территории современной Украины, приложили руку — то есть ДНК — к формированию современных этносов на этих территориях.
Выпуск газеты №:
№117, (1996)Section
Общество