Перейти к основному содержанию

Михаил ЗАХАРАШ: «Сегодня мы можем спасти человеку жизнь, но «наградить» страшным заболеванием»

06 ноября, 00:00

— Программа развития донорства крови и ее компонентов требует очень больших финансовых вложений. Наверное, у кого-то может возникнуть вопрос: насколько это оправдано, учитывая недостаточное финансирование отечественного здравоохранения и наличие ряда проблем, которые требуют безотлагательного решения, например, таких как ВИЧ/СПИД и туберкулез, а также в преддверии реформы в сфере здравоохранения (я имею ввиду введение института семейной медицины)?

— Я одним из первых высказал идею о чрезвычайной актуальности этой проблемы. Последние события еще раз заставили нас задуматься о том, что к оказанию помощи при разного рода катастрофах мы должны быть готовы всегда. А удельный вес тех, кому будет необходимо переливание крови, в таких случаях составляет около 50%. С другой стороны, переливание крови сопряжено с огромным количеством серьезных осложнений, и сегодня эта проблема обострилась, как никогда, в связи с распространением таких тяжелых заболеваний, как ВИЧ/СПИД, венерических, а также вирусных инфекций. Их носителями является бесчисленное множество людей, которые во многих случаях и не догадываются об этом. Методы, которые сегодня используются в клиниках, не всегда дают возможность своевременно выявить перечисленные заболевания у людей, которые потенциально становятся донорами. А значит, переливание крови чревато инфицированием. К сожалению, система заготовки и переливания крови в стране претерпела существенные изменения. Правда, она никогда не была совершенной, но сейчас ее положение особенно тяжелое. В лечебных учреждениях удовлетворяются только срочные потребности, а этого, понятно, крайне недостаточно, особенно для людей с такими редкими группами крови как первая резус отрицательный, у которых и встречается больше всего патологий. У нас только Институт гематологии и переливания крови — более-менее серьезное учреждение, остальные станции далеко не в лучшем состоянии. Поэтому я думаю, что вся система должна реорганизоваться. Есть, скажем, пример России. Там даже организовали производство фильтров, которые используются для очищения крови при переливании, что дает возможность предупредить различные трансфузионные реакции, например, тромбозы.

— Насколько мне известно, основная масса доноров сегодня относится к категории социально неблагополучных, что коррелирует с качеством их крови. Что же делать в этом случае?

— Да, это действительно так. Чтобы получить определенные материальные блага и бесплатный обед, очень многие хотят стать донорами, будучи инфицированными. Я думаю, что медицинские работники не дорабатывают в этом плане и санитарная пропаганда у нас не на высоком уровне. Сегодня мы можем спасти человеку жизнь, но «наградить» страшным заболеванием, как СПИД или гепатит, который может привести к циррозу печени. К отбору доноров нужно подходить намного жестче, чем сейчас. Должны быть созданы лаборатории, в которых можно сделать не только общий анализ крови, определить ее резус-фактор и в лучшем случае наличие ВИЧ-инфекции, но и выявить другие инфекции и заболевания. Сейчас в сфере здравоохранения бытует тенденция — ограничить количество переливаний крови, но ведь существует масса случаев, когда без него просто не обойтись. Но в любом случае, пусть будет меньше, зато обследование должно быть надежным, полностью исключающим опасность для пациента. Оптимальный вариант — это аутокровь: когда кровь каждого жителя хранится в специальных хранилищах, и в случае экстренной необходимости в любой момент может быть использована.

— Может ли заготовка аутокрови стать в скором времени нормой для Украины?

— Конечно, в России уже к этому пришли. Ведь процесс переливания крови очень сложный и предусматривает ряд проб — повторное определение группы крови, совместимости. При использовании аутокрови об этом уже не приходится говорить и, кроме этого, «своя» кровь обладает большей биологической активностью. Правда, путь к аутодонорству непростой. Здесь нужны большие материальные затраты, в первую очередь на создание современных станций, которые предусматривали бы соблюдение технологий. Должна быть задействована система распределения, реализации, обновления и контроля за качеством. Но цель оправдывает средства.

— Какая сумма заложена в проекте бюджета-2002 на реализацию программы и возможно ли ее выполнение только за счет бюджета?

— Очевидно, что только за счет бюджета финансирование невозможно. Абсолютно уверен, что в эту сферу необходимо привлечь внебюджетные ассигнования, крупные предприятия, перспективные отрасли промышленности, например, оборонную или металлургическую, а также частных предпринимателей, которых сейчас очень много. Тем более, что заявки от последних уже поступали, и они в этом были очень заинтересованы. Точную цифру, которая предусмотрена в бюджете, назвать пока не могу, однако государственных ассигнований будет достаточно только на поддерживание немногочисленных учреждений по заготовке и переливанию, крови, но не на их развитие.

— Какие «минусы» вы можете отметить в программе?

— Я считаю, что эта программа абсолютно реальна, потому что технологии и методы уже давно известны. Существуют проблемы только экономического характера, а также психологической готовности. Испокон веков эти программы были государственными, и служба крови также. Именно поэтому органы здравоохранения относятся с большой опаской к тому, чтобы в этой сфере передать что-либо в частные руки. Я считаю, что мы должны чем-то поступиться ради основной цели. Но в любом случае, государственное влияние должно быть ведущим, и государство должно строго контролировать их деятельность. Прогресс уже можно увидеть. В самом начале, когда только пошел разговор об этой программе, мы встречались с категорическим «нет», непринятием и непониманием проблемы. Вернее, все понимали значимость проблемы, но считали, что говорить сегодня о ней не стоит, поскольку реализация программы экономически невозможна. А кроме этого, были и свои ведомственные интересы — «никому не отдать и самому ничего не сделать». То сейчас с каждым днем осознают все больше, что сами мы не сделаем, а не сделать нельзя.

— Когда мы сможем увидеть результаты действия этой программы?

— Если окончательно будет решен вопрос о финансировании, то уже в течение двух лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать