Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Министр науки и образования Украины Василий КРЕМЕНЬ: На рынке труда в цене не липовый диплом, а профессионализм

17 марта, 00:00

ОТ ПОЛНОЦЕННОГО УЧЕБНИКА ДО ПОЛНОЦЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— Прошло уже два месяца, как вы решились на министерский портфель. Вы хорошо знали, на что шли. И все же, что оказалось для вас неожиданным?

— Не могу сказать, что был чем-то слишком потрясен, поскольку неплохо осведомлен о состоянии науки и образования. Правда, погрузившись в некоторые сферы отрасли, был удивлен тем, что ситуация здесь еще хуже, чем представлялось. В частности — с учебниками, с общими основами образования, которые в значительной степени базируются на старой консервативной системе общественных отношений.

— Рынок отечественных школьных и вузовских учебников — ярких, разнообразных — сейчас как будто бы наполнен. Хотя из года в год учебным заведениям их катастрофически не хватает и эта проблема поглощает все другие. А как вы оцениваете качество создания учебников?

— Можно приветствовать создание нового поколения украинских учебников, однако беда в том, что выход их в свет нередко определялся пробивной способностью авторов. В результате немало неудачных затеоретизированных компиляционных книг, которые не вписываются в общую систему. Ныне планируем оставить по каждому предмету один базовый учебник, оставив их конкуренцию на этапе апробации. Проблема также в насыщенности школ учебной литературой: в 5—10 классах их 59% от потребности, а в 11 классах — только 34%. Если бы нам выделили до 1 августа запланированные бюджетом этого года 83 млн. грн., ситуацию удалось бы существенно улучшить. Министерство намерено также лоббировать налоговые льготы для издательств, чтобы удешевить учебники.

— По неофициальными данным, в Украине около тридцати тысяч детей отдают преимущество возможности заработать над образованием. Возможно, среди них — будущие Кулибины, Ломоносовы или Лобачевские. Что может сделать государство, чтобы не терять таланты?

— Еще десять лет назад мы умилялись, увидев детей, зарабатывающих деньги. На смену романтическому периоду пришел жесткий реализм — часть детей вынуждена работать, что обусловлено бедностью родителей. Кроме того, с расслоением общества произошло и разделение школ на более и менее обеспеченные. В результате сотни тысяч детей не получают полноценного среднего образования. Однако я глубоко убежден, что любой ценой государство в лице исполнительной власти в регионах обязано обеспечить каждому молодому человеку обязательное и бесплатное среднее образование.

— Учителя, интеллигенция, — своеобразный каркас, который держит общество в более-менее гуманном виде. Отношение же к ним иногда поражает. «Дню» известны факты, когда в одной из школ Винницкой области педагогам заявили, что не выплатят зарплату, пока несколько человек из коллектива не рассчитаются с коммунальными долгами.

— Конечно, никто не имеет права унижать людей подобными насильственными методами. Пришло время восстанавливать и поднимать авторитет учителя. Мы вступаем в новый век, в эпоху знаний и роль педагога — особая, ключевая. Насколько возможно, пытаемся поддержать педагогов. Так, готовится проект указа Президента о равном с работниками агропромышленного сектора праве на землю (при ее распаевании) сельских жителей — работников культуры, здравоохранения, образования. Бюджетом предусмотрено 55 млн. грн. на выплату премий учителям. Их должностной оклад (от 110 до 140 грн.) мизерный и не изменялся четыре года. Однако мы вынуждены до конца нынешнего года подождать с его повышением, чтобы не плодить новых долгов с заработной платой, не рассчитавшись со старыми.

РЕФОРМЫ ИЗ МИНИСТЕРСКОГО ПОРТФЕЛЯ

— Василий Григорьевич, финансовые обстоятельства сложились не в пользу педагогов (и не только их). Однако вполне реальным представляется изменение методов управления школьным образованием. Ведь времена изменились, а командно- административная система действует. Вместе с чрезмерной бумажной отчетностью, законтролированностью...

— Инспекции уже поручено проанализировать перечень документов, которые систематически требуют райотделы образования. Предусматривается дать общеобразовательным заведениям больше суверенитета, финансовой самостоятельности, они смогут отчислять средства на собственные счета. Отмечу, что в этом году Законом о бюджете школам разрешено получать спонсорскую и другую помощь. Кстати, после трагедии в киевской школе №304 согласно приказу Минобразования помещения учебных заведений использовать под производство запрещено, однако разрешена аренда под такую культурную деятельность, которая является продолжением школьной, под офисы. В управление школами планируем привлекать попечительские советы, куда войдут неравнодушные к образованию представители местной общественности. (Нынешние родительские комитеты по понятным причинам независимыми быть не могут.)

По моему убеждению, взаимоотношения между всеми субъектами образовательной системы должны быть более прозрачными, искренними, естественными. Первые шаги в этом направлении сделаны. Школьные педсоветы имеют право, которое не распространяется на выпускные классы, отменять переводные экзамены. Есть идея переводить в следующий класс учеников... с двойкой (целесообразность этого будут определять также педсоветы) и даже не препятствовать их поступлению в вуз. В нынешнем году планируем развести во времени, на неделю, вступительные экзамены в национальные вузы и другие, что даст дополнительные шансы абитуриентам. Вступив одновременно в несколько высших заведений, они смогут в течение 5 дней определиться с будущей профессией. Изучаем возможность перехода к значительно более объективной, более широкой по спектру десятибальной системе оценки знаний. Методологической посылкой всех изменений в сфере образования являются приоритеты учащегося.

— Как вы относитесь к тому, что при сегодняшней ужасной демографической ситуации в некоторых сельских школах в классах осталось до десяти детей, учителя преподают несколько различных предметов, а компьютеры они видят разве что по телевизору?

— Думаю, в таких селах нужно оставить только начальные классы. Старших детей целесообразнее возить на занятия в полноценные районные школы. Например, по нашей просьбе управление образования Харьковской обладминистрации подсчитало, что в таком случае экономится половина средств, которые расходуются на содержание неперспективной школы. Относительно компьютеров: они должны стать обычным органическим средством познания в каждой школе. В США, Японии, Великобритании абсолютно все школы подключены к Интернету — и дети общаются со всем миром. Проблему тотальной компьютеризации наших школ разрешать придется всем миром — государству это не под силу. Другого пути к преодолению отсталости нет.

— В последние годы в Украине создано много вузов, в том числе университетов и академий. Что бы вы как министр посоветовали абитуриентам, которые вскоре будут вступать в вузы? Как им и их родителям различить «предприятие с ограниченной ответственностью» от солидного учебного заведения, которое гарантирует конкурентоспособное образование?

— Действительно, в первые годы независимости было создано немало частных вузов, часть из которых является конторами по торговле государственными дипломами. Наше отношение к вузам всех форм собственности единое — мы четко будем контролировать качество их работы, а «конторы» будем закрывать. Кстати, государственных вузов также стало больше и предусматривается их укрупнение. Объединение распыленных кафедр будет содействовать повышению их научного потенциала. А чтобы сориентировать абитуриентов, мы уже начали готовить по каждой группе вузов объективные, приблизительно по 120—150 показателям, рейтинги высших учебных заведений.

— В этом году впервые в бюджет заложено 5 млн. грн. на кредитование образования. Какими будут критерии отбора кандидатов на кредитное обучение и будет ли гарантировать государство трудоустройство кредитованных выпускников?

— Основными условиями отбора «счастливчиков», очевидно, станут — успешная сдача экзамена и социальная незащищенность семьи абитуриента. Гарантий трудоустройства нет, хотя, возможно, отрабатывание по госзаказу. Хочется надеяться, что за 5—6 лет экономическая ситуация в стране улучшится. Проценты под кредиты почти символические. Политика Минобразования такова: вопреки нынешним трудностям, готовить высокообразованных специалистов не меньше, чем в советские времена, когда на 10 тыс. населения в Украине было 176 студентов. Тогда это было самоцелью — обеспечить определенное количество специалистов для народного хозяйства. Но высшее образование — это еще и средство самопознания, саморазвития, поиска своего места в жизни. Уверен, что в цивилизованном развитом обществе возможен только один культ — культ знаний и излишка «мозгов» быть не может. В Японии почти 90% молодых людей получают высшее образование — не является ли это одной из составляющих их экономического чуда? И разве не будет более квалифицированной мамой женщина с педагогическим или другим образованием?

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА — ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА

— Знания во все времена вызывали уважение к их носителям. Мерилом знаний считаются оценки. Однако их сейчас довольно часто можно купить или продать. Это нивелирует знания, мешает им стать истинной ценностью.

— Будем пытаться повлиять на эту проблему отменой переводных экзаменов в школах, усилением ответственности руководителей образовательных заведений за все, что происходит в их стенах. Но главное — объективированное влияние на личность. Болезни переходного периода уже проходят — в цене на рынке труда не липовый диплом, а квалифицированные высокообразованные профессионалы. Настоящее образование во все времена — лучший способ вложения капитала. Другое дело, что и на «липу» пока еще есть спрос.

— В развитых странах есть наука вузовская, сосредоточенная преимущественно в университетах, академическая и мощные исследовательские подразделения частных корпораций. Какую модель организации науки вы считаете наиболее пригодной для Украины?

— В действительности такое деление — условно, поскольку там существует единое целостное научное пространство. Например, университеты сочетают учебную деятельность с исследовательской. Нам также необходимо такое сближение, соответствующая система стимулов для внедрения научных разработок в экономику, система налоговых льгот, финансирование не научных учреждений, а конкретных научных программ, умение представлять достижение украинских ученых на внутреннем и внешнем рынке. Вообще же стоит понять, что оазиса в пустыне не будет, следует учиться зарабатывать средства и в науке, и в образовании, чтобы «пустыня» стала райским уголком.

— Как бы вы кратко сформулировали важнейшие задачи, которые необходимо решить в сфере образования и науки?

— Мы живем в чрезвычайно революционное время глобальных изменений и переструктурирования мира. Меняется сама сущность нашего государства, оно становится более открытым, более легким. Ему, как никогда, необходимы индивидуальности, личности. Думаю, перед нами три сверхзадачи: создание целостной национальной системы науки и образования, которая отвечала бы потребностям нации; адаптация ее к новым рыночным условиям с учетом специфики обеих отраслей; и наконец — интеграция в мировое научное и образовательное пространство.

КСТАТИ

«Что бы вы изменили в школе, если бы стали министром образования?»

-с таким вопросом обратилась к ученикам 8-10 классов Киевской школы № 200 Ленинградского района корреспондент «Дня» Людмила РЯБОКОНЬ . Наиболее распространенные пожелания — повысить учителям зарплату, чтобы они с удовольствием учили детей, не задумываясь над финансовыми проблемами; обеспечить школьные библиотеки достаточным количеством книг; улучшить состояние школьных помещений; построить бассейны; приобрести для школы автобусы; ввести обязательное компьютерное обучение; дать возможность выбирать предметы для изучения.

Наиболее оригинальные ответы:

«Вести занятия через день с 9.00 до 19.00, меньше загружать домашними заданиями, дать возможность после 8 класса выбирать предметы» (без подписи). «Так много работать в школе нельзя!» (Татьяна Вильчинская). «Достаточно было бы и 5 уроков в день. Оценивать знания по 10-бальной системе. На уроках литературы изучать фантастику» (Овчаренко Александр). «Я бы упразднил школьную форму. Чувствовать себя не хуже богатого ученика поможет не форма, а внутреннее отношение к самому себе» (Алексей Соболь). «Хорошо было бы сочетать теорию с практикой — организовывать летом различные работы: на раскопках, в музеях и тому подобное» (Оля Марченко). «Не стоит разъединять на уроках труда девочек и мальчиков. Шить и вязать женщина и так научится, а вот починить утюг или другой электроприбор...» (Оля Крупельницкая). «Я за школьное самоуправление!» (Елена Ткачук).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать