Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Миссионер или кондотьер?

28 марта, 00:00

После основательного и добросовестного изучения материала «Ступит ли туфля Папы на землю Малороссии?» («День», № 45 от 13.03. 2001) я ощутил настоящее озарение. Наконец мне открылась Великая правда о православии. Важнейший догмат православной веры,... это то, что православная церковь — единственная настоящая церковь. Само понятие «христианство» идентично понятию «православие». Все другие течения христианства — разрушительные силы, с ними надо бороться путем экспансии, контрнаступления и т.д. Епископ Ипполит твердит, что как нельзя разделить святую Троицу, так нельзя разделить Триединую Русь — Великую, Малую и Белую. Лишь враг может заподозрить в рассуждениях Ипполита... кощунство, ересь...

Якобы богословские взгляды епископа Ипполита — на самом деле совершенное провозглашение законченного великодержавного имперского мессианства и империализма. До сих пор из уст людей церкви я не встречал такого «богословия» одиозной политики. Епископ Ипполит преисполнен ненависти к галицко-украинской идее, а точнее к украинской идее. Для него «бандеро-мазепинцы» — это самые отчаянные враги русского православия. И не имеет значения, что Иван Мазепа сделал для православия в Украине столько, что Петр I настоящий антихрист по сравнению с ним. Для епископа все, что сдерживает или тормозит экспансию, а тем более наносит поражение великой триединой русской идее, или иначе все, что сдерживает экспансию русского империализма — все это богопротивно, несовместимо с единственно правильным православным учением. Здесь он непримирим и к патриарху Варфоломею Константинопольскому, которого он прямо называет «троянским конем православия». Этого первого среди равных православных патриархов он считает человеком прокатолической ориентации и отступником. Отступником от тех взглядов, которые, на наш взгляд, выражают стремление к безграничной глобальной экспансии русского империализма. Епископ как-то не сознает, что речь идет о Вселенском патриархе, о символе Мирового православия.

Читая интервью, нельзя избавиться от впечатления, что это какая- то мистификация, разговор с человеком времен религиозных войн в Европе, в Украине в 15 — 16 столетиях. Предположим, что эти взгляды возможно и гнездятся где-то или может даже распространены в России. Но такие взгляды проповедовать в Украине! Вспомним, что в иерархической структуре православия ему подчиняются десятки священников. Если в самом деле взгляды епископа Ипполита — это не его персональные взгляды, а отображают доктрину Московского патриархата — то нет сомнения, что теологическая доктрина православия России в ее проекции на политику — это воинствующий, непримиримый, агрессивный русский шовинизм и империализм.

Впечатление от интервью такое, что в памяти всплывают пресловутые воспоминания о Киеве начала 20 века, где зародилась идея черносотенного Союза русского народа. Действия Союза были преисполнены ненависти ко всем инородцам. Походы в Киеве Союза русского народа заканчивались погромами евреев. Ненависть к мазепинцам, студентам, национально сознательным украинцам были движущей силой этой орды. Недавно показанные на украинском телевидении походы «православных братств» по улицам Киева с Крестом и портретами нового святого Николая II являются разве что продолжением традиций начала прошлого столетия.

В свете размышлений епископа возникает естественное желание выяснить, какова позиция митрополита Владимира, игумена-наставника Киево-Печерской лавры глубокоуважаемого Павла, других почтенных представителей Украинской Православной Церкви Московского патриархата относительно политически-культурных продолжений, или экскурсов, которые вроде как следуют из доктрины самого правоверного православия господина Ипполита. Ведь если вывести продолжение взглядов епископа, то нет сомнений, что к бандеро-мазепинцам, на мой взгляд, он вполне может отнести и руководящих политических деятелей Украины, лидеров украинского государства.

Впервые в истории католицизма и впервые в истории славянства за последние, предположим, 500 лет, славянин — Папа Римский Иоанн Павел II — стал первым человеком мира. Он вызывает почет и преклонение среди сотен миллионов людей в мире. Славянин, поляк впервые получил возможность возглавить католическую веру и наложить на нее особенности нашего славянского мировоззрения, нашей славянской ментальности. Нет сомнений в том, что действия Папы, преисполненные мудрости, слаженности, выдержки, вызывают невероятное уважение к славянству во всем мире. Он, бесспорно, изменил в глазах сотен миллионов людей представление о славянском характере, а здесь, мы знаем, существовала немалая предубежденность. Мудрость, уравновешенность, дальновидность, совершенство духовности Папы-славянина — общепризнаны в мире. Ни один славянин не может не видеть в нем свой символ гордости и благоговения. Епископ Ипполит также должен был бы гордиться тем, что на высочайшую должность в наибольшей христианской религии мира выдвинут славянин. А Украина — одна из первых стран среди восточных славян увидит его на берегах Днепра, в старинном Львове. Это событие не может не содействовать единству всего славянства и в частности украинцев, поляков, белорусов и тех россиян, которые ценят по-настоящему славянскую идею и не делят христиан на католиков, православных, протестантов, а православных еще и на канонических и неканонических. Приезд Папы — не итальянца, не испанца или африканца, а славянина с определенными украинскими корнями и знанием украинского языка — это могущественный толчок для пробуждения православия в Украине. Приезд Папы не может не повлиять на возрождение гуманистического, просветительских, достойных почета и уважения традиций и в нашем православии.

Я думаю, что взгляды епископа Ипполита, как они представлены в интервью, это безусловно совершенно сухое религиозное дерево, которое уже не может дать плодов благочестия. Горько, но дерево это может быть и вредным, как то, что растет в пустыне, и о котором писал Пушкин в одном стихотворении. Это не тот садовник, которого ждет страстное русское православие. Возрождение и расцвет русского православия возможны только совсем с другими людьми, способными возродить, обновить, внести свежую чистую струю в историю русского православия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать