Перейти к основному содержанию

Модно делать благородные дела

«Киборг» Богдан «Данди» — о тяжелом наследии СССР, мыслящих людях и ответственности
03 июля, 11:15

Богдан «Данди» — боец 5-го отдельного батальона ДУК «Правый сектор», «киборг Донецкого аэропорта. На фронте еще с августа прошлого года. Но о том, «как там», а особенно о себе, говорить не любит. Говорит, что тот, кто этого не пережил, никогда не поймет, что происходит на передовой. Зато о своих взглядах на ситуацию «как здесь» Богдан говорит охотно.

— Суть сегодняшней борьбы для каждого украинца — понять наконец, чего мы хотим, — говорит Богдан. — Понять, что за нас Украину никто не построит. Мы, каждый на своем месте, должны спросить себя: что я сделал для того, чтобы моя страна стала другой? Ни одна власть не думает о том, как развивать страну или сделать людей счастливыми. Люди в нашей политике не достойны того, чтобы даже называть их «людьми». Фактически, наша власть отображает общество. Наши люди не умеют отвечать за свои поступки. Когда они голосуют, думают, что выбранный ими политик на следующий день станет хорошим. Но чудес не бывает. Каждый гражданин должен понять свою ответственность перед детьми, внуками и будущими поколениями. Власть не является государством. Власть — это наемные работники, которые должны отображать стремления общества. Президент — это лицо граждан. Когда президент говорит неправду — говорит неправду весь народ, сам себя обманывает. И в это время каждый, кто является сознательным, должен показывать пример другим.

— Вы сказали, что власть — это отображение общества. То же самое касается и армии?

— Я имею в виду «людей» в широком понимании целого общества. В любом сообществе можно найти более адекватных и менее адекватных. Речь идет об общем срезе нашего общества. Имеем тяжелое наследие СССР. Нам рассказывают о «празднике победы». Но это победа ГУЛАГа над концлагерем. Не вижу большой разницы между этими двумя институциями. В советское время наших людей отучили думать. И это подтвердили 20 лет независимости Украины — что бы не делали политики, им все сходило с рук. Разве что кого-то назначали виноватым, и он шел сидеть в тюрьме. Тотальная безответственность привела к безответственным выборам. Люди не спрашивают у своих избранников, почему они не делают того, что обещали. А если бы мы умели думать и анализировать, то никогда бы тех людей не выбрали в принципе. Дальше у нас есть два пути. Один путь — ждать, пока умрет то поколение, которое не умеет думать, а второй — работать над собой. Вспоминаю ситуацию, когда мы с компанией ехали в горы, и к нам присоединилась пара из Харькова. На перроне в Ивано-Франковске девушка выкурила сигарету и бросила окурок на землю. Я поднял его и выбросил в урну — на ее глазах. Если бы она этого не видела — это не имело бы воспитательного влияния. И такими маленькими поступками можно понемногу менять что-то в головах людей. Хорошие поступки нужно делать явно и говорить о них, а не тихо и будто бы сам для себя. Конечно, без бахвальства. Для благополучия страны это могло бы стать модным.

Сейчас много разговоров о том, что будет, когда воины вернутся в мирные города. Какой вы видите эту ситуацию?

— Люди опять надеются на кого-то, хотят, чтобы кто-то пришел и за них все сделал. Ничего подобного не будет. Можно менять власть хоть каждую неделю, но если люди не научатся думать и не станут ответственными — в этой стране порядка не будет. Не нужно искать виновных на стороне. Украина начинается с сердца и мыслей каждого человека. Мы должны начать уважать себя, а не жалеть. Когда процесс происходит осмыслено, систематически и добровольно — это называется культура. А когда тебя вынуждают, когда ты ждешь какого-то «царя» — это уже не культура. Общество должно кардинально измениться. Да, это длительный процесс, но наша задача в стране — разогнать поезд до такой скорости, чтобы его уже никто не мог остановить. Чтобы наше общество развивалось нормально и цивилизовано. И к этому нужно идти уверенно и каждый день.

Каким вы видите состояние национального сознания у украинцев сегодня?

— У наших людей иногда и сознания нет, не то что национального. Очень много «планктона», который плывет, куда его несет течение. А должен быть стержень. Когда мы все осмыслим как нация — наступят перемены. Потому что мы на самом деле являемся великой нацией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать