Монумент на фоне Томоса
В Кривом Роге готовятся открыть памятник крестителю Руси Владимиру Великому. Но с каким контекстом?
К 1030-летию Крещения Руси в Кривом Роге должны были открыть памятник Владимиру Великому. По крайней мере это было анонсировано городскими властями еще в начале года. Однако в заранее определенные сроки те, кто занимается изготовлением и установкой памятника, не уложились. Пока еще продолжаются архитектурно-строительные работы. Как стало известно, теперь открытие монумента решили приурочить к другой знаковой дате - Дню Независимости Украины.
Строительные работы на месте установки будущего памятника
В связи с установлением памятника Крестителю планируют переименовать в его честь и площадь, на которой будет стоять монумент. Весьма примечательно, что еще совсем недавно данная площадь получила имя великого подвижника и первопромышленника Кривбасса Александра Поля, избавившись в ходе декоммунизации от старого названия, связанного с именем одиозного большевистского деятеля - одного из основателей так называемой Донецко-Криворожской республики Артема (Федора Сергеева). И вот снова очередное переименование.
Так какими же политическими ветрами на обычную площадь обычного микрорайона провинциального Кривого Рога принесло такие неожиданные монументальные изменения, которые и вызвали определенный конфликт мемориального значения между двумя историческими фигурами?
На первый взгляд, изменение исторических приоритетов в предпочтениях городской власти имеет вполне понятную мотивацию, ведь речь идет об установлении памятника крестителю Руси, что на фоне ожидания Томоса от Вселенского патриарха об автокефалии УПЦ выглядит довольно логичным шагом. Но это только на первый взгляд. Если же принять во внимание всем известную пророссийскую ориентацию криворожского городского головы Юрия Вилкула и его тесные партнерские отношения с Криворожско-Никопольской епархией Московского патриархата, особенно его давнюю дружбу с главой епархии митрополитом Ефремом, который, мягко говоря, не слишком приветствует создание поместной православной церкви в Украине и предоставление ей автокефалии, установка памятника Владимиру Великому в Кривом Роге приобретает несколько иной смысл. По крайней мере надеяться на то, что криворожский городской голова Юрий Вилкул и митрополит Ефрем торжественным открытием памятника крестителю Руси предпочитают подыграть противоположной стороне в ее стремлении к автокефалии для Украинской Поместной Православной церкви, абсолютно бесполезное дело.
Юрий Вилкул и митрополит Ефрем готовятся осуществить «воздушный крестный ход» перед празднованием Дня города
И все же просто так ставить памятник Крестителю в городе, исторически отдаленном от даты крещения Руси почти на 900 лет, никто бы не стал. Для этого же надо иметь хоть какое-то основание. Тогда ради чего эта эпопея с памятником, названием улицы и площади в честь Владимира Великого в Кривом Роге, который ни к киевскому князю, ни к крещению Руси никакого прямого отношения не имел, поскольку возник как поселение, согласно официальному летоисчислению, лишь в конце ХVIII века? Неужели это все задумано только ради пиара нынешних местных руководителей? Конечно, открытие памятников стало любимым делом и Юрия Вилкула, и владыки Ефрема, но в данном случае памятник святому равноапостольному князю вряд ли является для них самоцелью. Такие фундаментальные вещи могут служить личным интересам разве что вскользь в смысле достижения сопутствующей цели, а основной должна быть какая-то суперцель. Какая?
Если обратить внимание на то, какие памятники стали появляться в Кривом Роге с тех пор, как должность криворожского городского головы занял Юрий Вилкул, а этот период вообще следует считать периодом настоящего местного скульптурного бума, можно заметить одну четко выраженную тенденцию. Из более 10 памятников и скульптурных композиций, которые были открыты в городе за последние восемь лет, почти половина связана с религиозной тематикой. И то, что первым памятником такого направления, который появился в Кривом Роге во время правления Юрия Вилкула, стала композиция, установленная в честь 15-летия со дня основания Криворожско-Никопольской епархии УПЦ МП, о многом говорит.
Следующий памятник «Священномученики Криворожские: Архиепископ Онуфрий и епископ Порфирий» был установлен у Спасо-Преображенского кафедрального собора УПЦ МП в честь 1025-летия крещения Руси. Кстати, вместе с управляющим делами УПЦ МП викарием Киевской митрополии митрополитом Бориспольским Антонием памятник открывал и сын городского головы Александр Вилкул, еще будучи вице-премьером в правительстве Николая Азарова, созданном при президентстве Виктора Януковича.
Апофеозом дальнейшего расцвета религиозного монументального искусства в Кривом Роге стало открытие памятника Святителю Николаю Чудотворцу, установленного на месте разрушенного во время Революции Достоинства памятника большевистскому вождю Владимиру Ленину. На освящение монумента в сопровождении целого сонма епископов и другого духовенства прибыл сам предстоятель УПЦ МП Онуфрий.
Предстоятель УПЦ МП Онуфрий во время освящения памятника Святителю Николаю Чудотворцу
Еще один религиозный монумент, установленный на месте другого разрушенного памятника вождю мирового пролетариата, был открыт в этом году в другом районе Кривого Рога. На торжественном открытии «Памятника явления святого Покрова Пресвятой Божьей Матери» «прославился» местный хореографический коллектив, участники которого исполняли композицию в довольно экзотическом наряде. Особенно тронули зрителей стилизованные купола на головах исполнительниц, о чем несколько дней подряд гудел Интернет.
И вот на очереди установление памятника Владимиру Великому. Как аукнется это событие, кого прославит, кого объединит?
Не трудно предположить, что на церемонию открытия памятника крестителю Руси представителей других конфессий Юрий Вилкул и митрополит Ефрем вряд ли позовут. Если они этого не делали при открытии других религиозных памятников, то что может изменить их позицию теперь, когда для РПЦ и ее филиала в Украине, каким является УПЦ МП, крайне важно еще больше подчеркнуть свое «каноническое» право на безосновательно присвоенное наследие Руси, особенно исторической фигуры ее крестителя Владимира Великого?
Итак, открытие в Кривом Роге целого ряда религиозных памятников, в том числе и будущее открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру, совершенное исключительно под эгидой пророссийского городского головы и митрополита Московского патриархата, может свидетельствовать лишь о страстном желании пророссийских сил пометить «каноническую» территорию так называемого «русскомирья», которую никто не собирается отдавать безотносительно до того, получит УПЦ автокефалию или нет. И именно для этого им крайне важно «застолбить» на ней как главное доказательство своей «каноничности» украденную у украинцев фигуру крестителя. Поэтому я не удивлюсь, если на это сакральное действо - открытие и освящение памятника Владимиру Великому - снова прибудет в Кривой Рог сам предстоятель УПЦ МП Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Конечно, не отказался бы от этой миссии и его российский патрон Кирилл Гундяев, который именует себя патриархом «Московским и всея Руси». А почему бы и нет, ведь, согласно существующей юрисдикции, это его «каноническая» территория. Отмечал же предстоятель РПЦ накануне празднования 1030-летия крещения Руси, что хотел бы лично прибыть в Киев, чтобы отметить эту важную дату. Но, как говорится, грехи не пускают, ведь военная агрессия России против Украины, которую он благословил, продолжается.
А еще пять лет назад, когда в Киеве громко отмечалось 1025-летие крещения Руси, патриарх Кирилл прибыл на торжества в специальном литерном бронепоезде. С большим эскортом приехал в древний «стольный град» и российский президент Владимир Путин. И все было обставлено таким образом, чтобы придать юбилейному мероприятию содержание «второго крещения Руси». Что с особым подъемом и подчеркивали ангажированные российские СМИ.
Празднованию абсолютно безосновательно приватизированной Московским патриархатом знаковой даты в истории Руси-Украины при режиме Януковича придавали особое значение, поэтому юбилейное празднование приобрело тогда истинно российское великодержавное содержание и размах. Правда, за счет украинских налогоплательщиков.
Устроенное в Киеве масштабное пропагандистское шоу было призвано показать пастве и всему миру, кто является настоящим хозяином древнего киевского алтаря и всей канонической территории православной Руси. Газета «Московский комсомолец», которая поместила информацию о торжествах под красноречивым заголовком «Путин принял «второе крещение Руси», писала: «Молебен на Владимирской горке в народе неофициально наименовали «вторым крещением Руси», причем понятно, кого сравнивали с князем Владимиром. Тем более что проводил молебен Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший на литерном поезде и привезший в Киев крест апостола Андрея Первозванного. Как бы в знак утешения для украинцев импровизированный алтарь был оформлен в их национальных цветах — голубом и желтом» (МК, № 26292 от 29 июля 2013 года).
Снисходительно-насмешливый тон газеты относительно украинской символики на празднике должен был, очевидно, показать, кому на самом деле принадлежит сегодня историческое наследие Руси как колыбели государственности и русского православия. И кто тогда мог подумать, какие разительные изменения произойдут в Украине в течение года и какой на самом деле статус получат в народе самозваные «вторые крестители».
Теперь, когда дело вплотную приблизилось к созданию Украинской Поместной Православной церкви и предоставлению ей автокефалии, предстоятель РПЦ и глава Российского государства уже слов не выбирают и темных красок не жалеют. Как сообщает dialog.ua, Кирилл Гундяев, в частности, заявил, что автокефалию якобы хотят получить враги рода человеческого, и назвал это «происками дьявола». В официальном же послании патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ по случаю годовщины крещения Руси утверждается, что «в братской... Украина, в стране, где находится священная Днепровская купель крещения народов Руси (! - Авт.), стихии мира сего восстают на церковь святого князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой святой церкви». То есть РПЦ, которая возникла неканоническим путем через 460 лет после крещения Владимира (1448) и еще в течение 141 года существовала как неканоническая, по мнению ее иерархов, является, однако, единственно правильной канонической церковью православного вероисповедания на российских и украинских просторах.
Это подчеркивает в своем обращении к клиру, монашеству и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси и епископат УПЦ МП. В обращении, которое рекомендовано произнести во всех церквях во время Божественной литургии, в частности, отмечается, что имеющийся канонический статус Церкви (УПЦ МП. - Авт.) «в настоящее время является вполне достаточным для того, чтобы она плодотворно совершала свою миссию среди своего народа». По мнению авторов обращения, попытки изменить этот статус приведут лишь «к ограничению прав и свобод, которыми наделена УПЦ МП, имея права широкой автономии». Вместе с тем в своем обращении епископат отмечает, что эти попытки не вылечат, а только «углубят раскол как в Украинском Православии, так и в украинском обществе». В документе также говорится о возможном создании в Украине вследствие этих нежелательных процессов «параллельной церковной юрисдикции».
Следовательно, ни независимости УПЦ, ни, собственно, независимости самой Украины как государства «канонические» не предусматривают, ведь в случае ее получения и реального ее наполнения сразу же возникнет вопрос о каноничности РПЦ, а в итоге и правдивости родословной самого Российского государства, которое уже несколько столетий подряд живет по поддельным документам, безосновательно называя себя Русью и нагло используя ее историческое наследие. Но момент истины неуклонно приближается. И как быстро это произойдет, теперь зависит от Вселенского Патриарха Варфоломея. Как заявил на торжествах по случаю Дня Крещения Руси-Украины представитель Вселенского патриарха Эммануил Гальский, «Вселенский патриарх не может оставаться слепым и глухим к обращениям, которые уже повторяются более четверти века».
Что касается будущего открытия памятника Владимиру Великому в Кривом Роге, следует ожидать, что связанные с этим торжества будут обставлены так, как того требует традиция, которая уже сложилась в недрах Московского патриархата и в России в целом.
Поскольку День крещения Руси в православном календаре обозначен и как День святого Владимира, он считается «днем ангела» всех Владимиров. Однако при широко растиражированной в российских СМИ информации святого Владимира называют «небесным покровителем» именно Владимира Путина. Как передает radiosvoboda.org, поздравляя российского президента с «днем ангела» во время одного из его публичных выступлений, патриарх Кирилл заявил по поводу совпадения имен нынешнего главы России и киевского князя: «Я думаю, что не бывает случайностей, особенно когда речь идет о людях, деятельность которых действительно меняет мир...» Правда, патриарх не уточнил, в какую именно сторону.
Section
Общество